Прежде всего следует понять, какой же стратегии придерживается организация: низкоценового лидерства, отличий от соперников, фокусировки на узких группах потребителей или маркетинговых нишах.
Следующей характеристикой конкурентной обстановки в отрасли является степень вертикальной интеграции и географический масштаб рынка. Следует исследовать вспомогательные стратегии в производстве, маркетинге, финансах, применении рабочей силы. Дополнительно следует проанализировать последние действия организации, которые интегрируются в стратегию организации и могут обеспечить частные конкурентные преимущества и (или) улучшить конкурентную позицию.
Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения:
· увеличивается или уменьшается размер рынка, контролируемого организацией;
· растет или нет объем прибыли, получаемой организацией, и насколько она велика в сравнении с конкурентами;
· каковы тенденции чистой прибылифирмы и скорости возврата инвестиций;
|
|
· какой рост объема продаж организации, быстрее или медленнее, чем на рынке в целом.
Естественно, лучшей стратегией является та, которая не требует радикальных изменений.
Методология и методика SWOT-анализа
SWOT-анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
SWOT ¾ это аббревиатура слов S trengts (силы), W eaknesses (слабости), O pportunities (благоприятные возможности) и Т hreats (угрозы). Внутренняя обстановка организации отражается в основном в S и W, а внешняя ¾ в О и Т. В таблице 3.11 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.
Таблица 3.11