ТРЕНИНГ НАБЛЮДЕНИЯ …………………………………………20
Тренинговое задание № 1…………………………………………….........31
Тренинговое задание №2…………………………………………….......36
Глава вторая.
КРУГИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
ТРЕНИНГ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ …………………………………….40
Обстоятельства большого круга…………………………………………. 44
Обстоятельства среднего и малого кругов…………………………….. 47
Тренинговое задание №3.................. …………………………………53
Тренинговое задание №4.................. …………………………………62
Глава третья.
МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА
И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО.
СОБЫТИЙНЫЙ РЯД ПЬЕСЫ.
ТРЕНИНГ СОБЫТИЙ ………………………………………………...63
Метод действенного анализа
и его составляющие…………………………………………………………….70
Определение событийного ряда……………………………………………… 74
Тренинговое задание №5…………………………………………….......79
Тренинговое задание №6................... …………………………………84
Глава четвертая.
СВЕРХЗАДАЧА. ТРЕНИНГ
СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ …………………………………………….85
|
|
Как определить сверхзадачу?........... …………………………………...… 91
Сквозное действие............................. ………………………………….… 97
Тренинговое упражнение №7.......... ………………………………..100
Тренинговое задание №8................. ………………………………...107
Глава пятая
ВЫБОР ПЬЕСЫ И ПЕРВАЯ ЧИТКА.
ОТКРИТИЕ ПЬЕСЫ.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ВИДЕНИЕ.
ТРЕНИНГ ВПЕЧАТЛЕНИЯ........ ……………………………….109
Тренинговое упражнение №9.......... ………………………………115
Первая читка пьесы. Опасность видения …………………………….. 115
Первое впечатление......................... ………………………………….. 120
Тренинг впечатления……………………………………………………….. 125
Тренинговое задание № 10…………………………………………..128
Тренинговое задание № 11…………………………………………..134
Тренинговое задание №12............... ……………………………...135
Глава шестая.
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ.
ТРЕНИНГ ЖАНРА ……………………………………………………136
Что такое жанр?............................................................................ 137
Жанровые различия пьес.................. ………………………………… 139
Определяющее значение жанра....... ……………………………….... 143
Тренинговое задание №13………………………………………….147
Глава седьмая.
ЗАМЫСЕЛ РЕЖИССЕРА И
АКТЕРА. ЗРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
ПЬЕСЫ. ТРЕНИНГ ВООБРАЖЕНИЯ ……………………………...164
Замысел как основа сценического решения пьесы…………………. 167
Как рождается замысел .................. ……………………………….….169
Режиссерское видение и зрительное
решение пьесы.................................. …………………………….... 173
Трснинговое задание №14.............. …………………………………. 176
|
|
Глава восьмая.
КОНФЛИКТ КАК ОСНОВА ПЬЕСЫ.
ТРЕНИНГ ОБНАРУЖЕНИЯ
КОНФЛИКТА .................................... …………………………………………..184
Обнаружение конфликта.................. …………………………………….. 186
Тренинговое задание №15................ …………………………………………189
Глава девятая.
ПСИХОЛОГИЯ АКТЕРА И ЗРИТЕЛЯ.
СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА.
ТРЕНИНГ ВОСПРИЯТИЯ ............ ………………………………………….209
Восприятие актера и зрителя.
Настройка восприятия.
Что такое атмосфера театра............. ……………………………………. 211
атмосфера спектакля......................... …………………………………… 214
Сценическая атмосфера и авторский замысел………………………….. 218
Тренинговое задание №16 ............... ………………………………………..220
Тренинговое задание № 17 .............. …………………………………………240
Глава десятая.
ОБНАРУЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ. ТУАЛЕТ АКТЕРА.
ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ ..................................... ………………………………………….244
Что такое верное физическое действие ……………………………………. 246
Туалет актера................................... ……………………………………. 250
Тренинговое задание №18............... ……………………………………254
Тренинговое задание № 19 .............. …………………………………………259
Глава одиннадцатая.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
И ЗЕРНО РОЛИ.
ЭТЮД И ИМПРОВИЗАЦИЯ.
ТРЕНИНГ ИМПРОВИЗАЦИИ………………………………………… 273
Этюд и импровизация...................... …………………………………… 277
Тренинговое задание №20............... ……………………………………283
Тренинговое задание № 21............. ……………………………………306
Несколько слов в заключение.......... …………………………………...307
Список использованной литературы…………………………………….309
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Прежде, чем читатель откроет первую главу, мы хотим предупредить: эта книга — не совсем обычная. Она не является ни учебником, ни пособием по актерскому мастерству. Скорее, это приглашение к эксперименту. Но пусть слово «эксперимент» вас не пугает. По сути, мы предлагаем вам проделать ту работу, через которую проходит любой человек, стремящийся к вершинам творчества. Все выдающиеся мастера искусства (не только театрального, но и изобразительного, музыкального, литературного) интуитивно проживали подобный процесс. Мы лишь постарались этот процесс систематизировать и описать его в максимально доступной форме.
Возможно, некоторых читателей смутило название этой книги. «Разве существует актерский тренинг по Товстоногову?» — удивленно спросят они.
Не существует — в том смысле, что великий русский режиссер Георгий Александрович Товстоногов не занимался специально актерским тренингом и не писал книг на эту тему
Стр.9
подобно К. С. Станиславскому, М. А. Чехову или С. В. Гиппиусу.
Да, существует — и это могут подтвердить десятки великолепных актеров и режиссеров, которым посчастливилось учиться и работать у Товстоногова. Каждый актер, работавший под его началом, каждый режиссер, обучавшийся у него на курсе, проходил уникальную школу, неотъемлемой и главнейшей частью которой был актерский тренинг. Да, этот тренинг не составлен в систему, не описан в специальном пособии — но все же актерский тренинг по Товстоногову существовал и существует. Его ученики, ученики его учеников используют товстоноговский тренинг в своей ежедневной творческой работе с актерами.
Работая над этой книгой, мы ставили перед собой задачу систематизировать и описать товстоноговскую школу работы с актерами. Основой для этого издания послужили не только книги, статьи и интервью Товстоногова, воспоминания его учеников и коллег, записи товстоноговских уроков, репетиций и спектаклей. Мы широко использовали и те источники, к которым обращался сам Товстоногов - в первую очередь, наследие Станиславского. Список этих источников вы найдете в конце этой книги. Он опубликован не только из-за издательских правил:
|
|
Стр.10
можете считать этот список последним «тренинговым упражнением». Упражнением, которым вам придется заниматься всю жизнь. В том, конечно, случае, если вы хотите овладеть актерской профессией в совершенстве