И административно-правовые отношения

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Административно-правовая норма состоит из:

1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм

2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права

3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

По предмету регулирования административно-правовые нормы различаются:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.

б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления.

По форме выражения:

а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия;

б) запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий в определенных условиях;

в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению;

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные – носят рекомендательный характер.

По содержанию:

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер (отражены в Общей части административного права)

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.

Особенности административно-правовых отношений.

1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.

2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.

5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке.

6. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

Административно-правовые отношения по субъектам можно разделить на отношения между:

а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальными. Например, между главой администрации области и района.

б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальными. Например, между двумя министерствами, двумя главами администрации.

в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями.

г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.

д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, главой администрации области и главой администрации города.

е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.

ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.

В зависимости от целей возникновения:

а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.

б) внешние – отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.

По содержанию:

а) материальные, которые регулируются материальными нормами административного права

б) процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм; неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки). События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста – 16 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: