Наш мир насыщен организациями. Детскими, дошкольными, учебными, исследовательскими, производственными, международными или национальными, военными или гражданскими, государственными или частными, временными или постоянными, формальными или неформальными, большими или маленькими. Существует множество организаций и если и возможно составить их полный перечень, то на это уйдет много времени.
Само слово «организация» произошло от латинского organizo, что значит: сообщаю стройный вид, устраиваю. Это слово обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления и в менеджменте под организацией понимают группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Рассматривая любую организацию, можно выделить то, что находится внутри и вне её, иными словами, можно выделить то, что называется внутренней и внешней средой организации. При этом внутренняя среда является, в основном, результатом управленческих решений. Но это не значит, что все параметры внутренней среды полностью могут контролироваться руководством. Так, шумность, связанную с клёпкой фюзеляжа самолёта на ТНТК им.Бериева или на Роствертоле, нельзя преодолеть, заменив клёпку;
например, сваркой. Поступив так, фирма может поставить под угрозу своё существование, т.к. потребуются большие капиталовложения на новое оборудование для сварки, новые виды контроля, а в результате на смену шумности придёт загазованность. Руководство признаёт неблагоприятное воздействие шумности на работников и принимает меры по его снижению.
Основные переменные внутренней среды организации, которые требуют внимания менеджеров, это цели, структура, задачи, технология и люди. Внутренняя среда была основным объектом рассмотрения разных школ менеджмента. Каждая школа акцентировала своё внимание на тех внутренних аспектах, на которые, по её мнению, должно влиять руководство организации в целях её успешного функционирования.
Ясно, что кроме внутренней среды есть внешняя среда, внешние условия. Что касается внешней среды, то абсолютно ясно, что организации, чтобы успешно функционировать, нужно к этим условиям приспособиться. Внешняя среда организации включает экономические, политические условия, законодательство, правительственные акты, конкурирующие организации, технику, технологию и другие составляющие. В менеджменте представление о влиянии внешней среды появилось только в конце 50-х годов.
В 1996г. было высказано предположение, что в организациях существует как минимум три субкультуры:
1) оперативная субкультура, концентрирующаяся на управлении подсистемами организации и взаимодействием людей;
2) инженерная субкультура, ценностью для которой являются технические безошибочные решения;
3) исполнительская субкультура, концентрирующая внимание на финансовой стороне дела.
Разумеется, эти субкультуры взаимодействуют и влияют друг на друга. Менеджер обязан применять особые методы управления, взаимодействуя с той или иной субкультурой.
Ч.Хэнди представил формулу эффективной организации:
э.о. = зи
более корректно Э.О. = И*И*И, где
И = Интеллигентность;
И = Информация;
И = Идеи.
А Ч.Хэнди представил образно форму организации в виде трилистника (клевера). Первый «листок» представляет ключевых работников, или профессиональное ядро фирмы, — сотрудников, определяющих основные вопросы деятельности организации, без которых невозможен её успех. Ключевых работников надо лелеять, что стоит немалых денег. Второй «листок» — окаймление — специалисты, привлекаемые со стороны, но не входящие в штат сотрудников организации. Третий «листок» — текучая рабочая сила — работники, занятые временно или неполный рабочий день. Среди работников этой группы много женщин, пенсионеров и молодёжи. К каждому «листку», по мнению Ч.Хэнди, необходим индивидуальный подход.
Отметим, что на сущность организации есть два исторически сложившихся воззрения: как на механизм и как на организм. Или, говоря другими словами, как на нечто неживое или живое. Данный «водораздел» просматривается во всех более или менее целостных концепциях менеджмента и может быть признан одним из принципиальных критериев для классификации управленческих концепций и методов. В последнее время всё чаще можно встретить исследования об обучающихся (самообучающихся) организациях. Но первые указания на органический характер происходящих в организации процессов можно найти ещё у Файоля.