Економіка підприємства

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Им. М. Туган-Барановского

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

   

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Методические указания для самостоятельной работы по теме

для студентов дневной и заочной формы обучения

специальности 7. 090221,

“Оборудование перерабатывающих и пищевых производств”

Донецк -2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Им. М. Туган-Барановского

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

   

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Шаруга Л.В.

РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Методические указания для самостоятельной работы по теме

для студентов дневной и заочной формы обучения

специальности 7. 090221,

“Оборудование перерабатывающих и пищевых производств

  УТВЕРЖДЕНО: на заседании кафедры экономики и управления инновационной деятельностью
  ПРОТОКОЛ № 6
  «17» ноября 2004 г.
  ОДОБРЕНО:
  учебно-методическим советом ДонГУЭТ
  ПРОТОКОЛ №
  «» декабря 2004 г

Донецк –2004

Навчальне видання

Шаруга Лариса Василівна, старший викладач

ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА

(російською мовою)

“Ринкове ціноутворення”

Методичні вказівки для самостійної роботи з теми

з дисципліни “Економіка підприємства ” для студентів денної та заочної форми навчання спеціальності 7.090221

Технічний редактор О.І. Шелудько

Зведений план 2004 р., поз №

Підписано до друку 2004 р.. Формат 60х841/16 папір офісний

Гарнітура Times New Roman/ Друк - ризографія. Умовн. друк. аркушів

Обл.-вид. арк. Тираж прим. Зам. №


Донецький державний університет економіки і торгівлі

Ім. М. Туган-Барановського

Редакційно-видавничій відділ

83023, Донецьк, вул. Харитонова 10. Тел (062) 97-60-45

Свідотство про внесення до Державного реєстру видавців, виготовників і

Розповсюджувачів видавничої продукції ДК № 1106 від 5.11 2002 р.

ББК 65.290-86 я 73

Ш 26

УДК 338. 5 (076.5)

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент Юрченко Ю.Ю.,

кандидат экономических наук, доцент Нестерова Н.А.

Шаруга Л.В.

Ш 26 Экономика предприятия: Рыночное ценообразование. Методические указания для самостоятельной работы по теме для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 7.090221, “Оборудование перерабатывающих и пищевых производств” ДонГУЭТ,2004.- 54 с.

В методических указаниях представлен теоретический материал, вопросы для самоконтроля, тесты, методические указания по выполнению практических расчетов по вопросам ценообразования. Методические указания предназначены для самостоятельной работы по теме «Рыночное ценообразование» при подготовке к практическим занятиям, контрольным аудиторным работам, государственным экзаменам.

  @ Шаруга Л.В.
  @ Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение    
1. Система цен внутреннего рынка в Украине    
2. Сущность, виды и структура розничной цены    
3. Себестоимость – расчетная база цены    
4. Особенность определения себестоимости единицы холода    
5. Обоснование цен на новые виды продукции производственно-технического назначения    
6.Тесты для подготовки к экзамену    
7. Вопросы для самоконтроля    
8. Задание для индивидуальной работы по определению удельных текущих затрат и влияния объема производства на удельные текущие затраты    
Список рекомендуемой литературы  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом студенты 4 курса ФПО специальность 7.090221 в 7-м семестре изучают курс «Экономика предприятия», в котором тема «Рыночное ценообразование» является ведущей, так как инженеру- механику в практической деятельности необходимо определить как изменится оптовая цена оборудования после модернизации и какой эффект будет получен. Эти же и другие вопросы студенты факультета “Оборудование перерабатывающих и пищевых производств” специальности 7. 090221 решают в экономической части дипломного проекта. Кроме того, не зная структуру цены, нельзя правильно определить отдельные ее элементы и прибыль. Данная тема выполняет важную роль в формировании системы экономических знаний и практических навыков будущих инженеров. Тема «Рыночное ценообразование» является центральной темой курса «Экономика предприятия» еще и потому, что экономическая часть дипломного проекта не может быть грамотно выполнена без использования материала этой темы. Особенно сложным вопросом является определение удельных текущих затрат и калькулирование цены. Методические указания необходимы для организации самостоятельного изучения темы «Рыночное ценообразование».

Низкий уровень издержкоемкости позволяет предприятию получать определенные конкурентные преимущества на потребительском рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако следует иметь в виду, что снижение уровня издержкоемкости является важной задачей, но не целью деятельности предприятия, т. к. оно может сопровождаться снижением качества продукции, отказом от производства и реализации, пользующихся спросом отдельных издержкоемких товаров, сменой приоритетов стратегического развития на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде.

1. СИСТЕМА ЦЕН ВНУТРЕННЕГО РЫНКА В УКРАИНЕ

Цена является основным элементом рынка. Цена как элемент рынка выполняет ряд функций и тесно взаимосвязана со спросом и предложением. Цена – это обязательная экономическая категория рынка, которая вступает в действие с момента возникновения в обществе товарно-денежных отношений.

Цена – это одна из наиболее сложных экономических категорий рынка. Цены постоянно находятся в движении под воздействием ряда факторов, поэтому никогда нельзя с большой степенью определенности построить прогноз изменения цен и их влияния на экономику страны. Следовательно, цены и процесс ценообразования требуют постоянного изучения.

Экономическое содержание цены проявляется в том, что цена является денежным выражением стоимости товара (услуги). То есть цена выступает формой стоимости товара (услуги) в свою очередь стоимость товара (услуги) является основой для определения цены. Цена за услугу называется тарифом.

Вся совокупность цен и тарифов, которые используются в расчетах в процессе реализации товаров (услуг) образуют систему цен, в которой все виды цен взаимосвязаны и взаимозависимы. Система цен Украины выступает как совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга цен и тарифов, то есть как совокупность различных видов цен. При этом ведущую роль играют цены на на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним, в первую очередь, относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также металлургия и сельское хозяйство.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении цен.

Система состоит из отдельных видов цен: оптовые цены, закупочные, розничные и другие.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех видов цен обусловлена тем, что:

а) все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса;

б) все предприятия и отрасли образуют единый хозяйственный комплекс страны, который обслуживается ценами.

В зависимости от экономических признаков, все цены и тарифы в рыночной экономике классифицируются по ряду признаков: в зависимости от степени вмешательства государства, в зависимости от обслуживаемой ими сферы экономического оборота, в зависимости от территории действия, по сроку действия цены, в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.

1. Наиболее важным признаком классификации является классификация цен в зависимости от степени вмешательства государства или соответствующих местных органов в процесс определения цены. В зависимости от степени вмешательства государства в процесс определения цены, цены подразделяются на: фиксированные, регулируемые и свободные.

Свободные цены устанавливаются по договоренности между производителем и покупателем под влиянием соотношения спроса и предложения.

Регулируемые цены – это те, на которые уровень цены устанавливается с учетом ограничений, устанавливаемых государством. Через цены государство стремится ограничить циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конъюнктуры рынка регулирование носит антикризисный или антиинфляционный характер.

Например, антимонопольное регулирование направлено на устранение ценовой дискриминации. Регулирование цен со стороны государства может быть прямым (установление правил ценообразования) и косвенным (налоги, кредиты, оплата труда, льготные закупки, инвестиции, дотации). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (транспорт, связь, электроснабжение и водоснабжение и т.д.)[1].

2. В зависимости от обслуживаемой ими сферы экономического оборота, цены подразделяются на: закупочные, оптовые, розничные, биржевые, цены экспортно-импортных сделок, тарифы на услуги и др.

3. В зависимости от территории действия различают: единые или общегосударственные, региональные или зональные и местные.

4. По сроку действия цены подразделяются на: постоянные, сезонные, временные, разовые.

5. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов, цены классифицируются по базисному пункту, от которого начинается оплата транспортных расходов покупателем.

6. На отдельные товары цены могут дифференцироваться от сортности и от качества.

7. По отношению к стоимости цены могут подразделяться: выше стоимости; ниже стоимости (льготные, сниженные - уценка); дотационные.

8. Различают также классификацию цен в зависимости от степени новизны товара или от жизненного цикла товара.

В Украине вопросы ценообразования решаются центральными и местными органами и непосредственно на предприятиях.

1. Указами президента.

2. Верховной Радой.

3. Кабинетом министров Украины.

4. Органами ценообразования местных администраций.

5. Главное звено – это отделы цен, а чаще специалисты по ценообразованию в предприятиях.

Оптовая цена – это цена, по которой производитель товара или посредник реализуют продукцию крупными партиями торговым и промышленным предприятиям или физическим лицам для дальнейшей перепродажи или переработки или хозяйственного потребления. Оптовые цены обслуживают оптовый товарооборот. Оптовая цена должна возмещать производственные затраты и обеспечивать всем нормально работающим предприятиям прибыль. В экономике, в зависимости от специфики сферы товарного обращения, применяются следующие виды оптовых цен:

1.Оптовые цены на продукцию промышленности (включая индивидуальное производство аналогичной продукции).

2.Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

3.Цены биржевых сделок.

4.Оптовые цены экспортно-импортных сделок.

Более детально рассмотрим порядок формирования, виды и элементы оптовой цены на продукцию промышленности.

Оптовые цены на продукцию промышленности можно подразделить на две группы:

- оптовые цены производителя (предприятия);

- оптовые отпускные цены.

Оптовая цена производителя (Цпр) – это та цена, которая фиксирует издержки производства и прибыль производителя по конкретному произведенному им товару или партии товаров. То есть данная цена показывает во что обходится производство данного товара с учетом прибыльности.

Оптовые отпускные цены промышленности (Цоо) используются при реализации товаров производителями. По отпускным ценам покупатели приобретают продукцию у производителей. Данная цена, как правило, отличается от цены производителя на сумму акцизного сбора, если товар подакцизен, и сумму налога на добавленную стоимость. Однако, если товар не облагается НДС и акцизом, то оптовая отпускная цена может по величине и структуре совпадать с оптовой ценой производителя.

Состав оптовых цен на продукцию промышленности в разрезе основных элементов можно представить таблицей 1.

Таблицей 1

Структура оптовых цен на продукцию промышленности

Наименование элемента цены Усл. обозн. Формула для расчета
1. Удельные издержки производства ИПуд ИП= С+РХадм+ РХсб
1.1. Себестоимость С  
1.2. Расходы на сбыт РХсб  
1.3. Расходы административные РХадм  
  2. Прибыль от реализации   Пр Пр=Цоо НДС АС ИПуд Пр= Пр=Цпр–ИПуд
Оптовая цена производителя Цпр Цпр=ИПуд+Пр  
3. Акцизный сбор АС  
Оптовая цена производителя с акцизом   ЦАпр ЦАпр=Цпр+АС ЦАпр=ИПуд+Пр+АС
    4. Налог на добавленную стоимость.     НДС НДС=   НДС=  
Оптовая отпускная цена Цоо Цоо=ИПуд+Пр+АС+НДС Цоо=ЦАпр+НДС

Отдельным элементом в оптово-отпускных ценах на некоторые виды товаров могут выступать специальные целевые надбавки, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством Украины. К ним относятся надбавки на развитие виноградарства, на организацию программ радиовещания и телевидения. Устанавливаются такие надбавки или в процентах к оптовым ценам производителя или в абсолютной сумме на единицу товара. Перечень таких товаров четко ограничен нормативными активами.

В рыночных условиях цена любого производителя должна не только покрывать затраты, но и обеспечивать получение определенного размера прибыли. При ценообразовании учитывается два основных показателя: абсолютная сумма прибыли и ее уровень в % к издержкам производства или к себестоимости, который носит название рентабельности производства (Ренпр.)

Ренпр. = Ренпр. =

Методика включения прибыли в цену производителей зависит от того, регулируется этот элемент цены органами ценообразования или нет, то есть устанавливается или нет норматив рентабельности производства данного конкретного товара.

Регулирование рентабельности производства продукции – это сфера деятельности КМУ, местных администраций и предприятий.

На абсолютное большинство товаров прибыль включается в цену производителя по инициативе предприятий с учетом конъюнктуры рынка. На отдельные товары (хлеб, детское питание и т.д.) и продукцию региональных монополистов уровень рентабельности производства для предприятия могут регулировать местные администрации.

На продукцию и услуги общегосударственных монополистов и на отдельные виды продукции государственного заказа уровень рентабельности производства регулирует Министерство экономики.

При формировании свободных оптовых цен на рынке большинство производителей вначале определяют возможный уровень цены на конкретный товар с учетом соотношения спроса и предложения, а прибыль рассчитывается как разность между свободной ценой и полной себестоимостью данного товара.

Акцизный сбор – это непрямой или косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары. Товары, облагаемые акцизным сбором, называются подакцизными. К подакцизным товарам относятся: предметы роскоши, деликатесные товары, спирт, вино-водочные изделия, шоколад, табачные изделия, оружие, легковые авто, меховая и кожаная одежда, ковровые изделия и т.д.

Акцизный сбор уплачивается субъектами предпринимательской деятельности, которые реализуют подакцизные товары на территории Украины. Вопросы установления ставок и перечень подакцизных товаров решают центральные органы управления: Верховная Рада и Президент, исполнение возлагается на КМУ.

Ставки акцизного сбора дифференцированы товарам и могут иметь дифференциацию на отечественные и импортные товары.

На большинство товаров ставки акцизного сбора устанавливаются в ЭКЮ на единицу товара и на отдельные товары сохраняются в % к оптовым ценам с учетом акцизного сбора. При установлении ставки в ЭКЮ по действующему курсу ставка в ЭКЮ переводится в гривневый эквивалент и прибавляется к оптовой цене предприятия изготовителя. Сумма акцизного сбора на импортные товары зачисляется в государственный бюджет, а по товарам, изготовленным в Украине, в местные бюджеты и госбюджет в установленных соотношениях. Экономический смысл акцизного сбора в том, чтобы осуществить перераспределение национального дохода между отдельными слоями населения.

С начала 1992 года в практику ценообразования Украины, как и в других странах СНГ, введен новый элемент цены – налог на добавленную стоимость (НДС) который является частью вновь созданной стоимости, уплачиваемой в государственный и местный бюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

НДС начисляется на большинство товаров по единой ставке (NНДС), ко торая до 01.01.2005 года составляла – 20%, а с 01.01.2005 года – 17%. Ставки НДС устанавливаются в процентах к оптовым ценам производителя с учетом акцизного сбора, если товар подакцизный.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок начисления, перечисления в бюджет и документального оформления НДС в предприятиях Украины является Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3.04.97. г. с изменениями и дополнениями.

Законодательство предусматривает льготы по налогообложению.

Освобождаются от налогообложения (ст. 5 Закона) операции по продаже отечественных продуктов детского питания молочными кухнями, спец магазинами и участками; продажа периодики, книг, ученических тетрадей, учебников отечественного производства; продажа товаров спец назначения для инвалидов; продажа лекарственных средств, зарегистрированных в Украине и др.

Закон предусматривает нулевую ставку: в отношении экспортируемых товаров за пределы таможенной границы Украины; в отношении товаров, продаваемых в зонах таможенного контроля; продажи угля; продажи молока и мяса перерабатывающим предприятиям. Существуют специальные льготы по налогообложению для свободных и специальных зон на территории Украины. Плательщиками НДС являются все субъекты предпринимательской деятельности на территории Украины, объем облагаемых налогом операций которых по продаже товаров, услуг за последние 12 месяцев превышает 1200 необлагаемых минимума заработной платы. Сумма НДС, уплачивается в бюджет.

2. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ

Розничные цены цены конечной реализации, по которым товар поступает в сферу личного или коллективного потребления.

В зависимости от степени вмешательства государства розничные цены подразделяются на: свободные; фиксированные; регулируемые.

При покупке товаров предприятиями розничной торговли непосредственно у предприятий изготовителей, без посредника, розничные цены на товары определяются на основе оптово-отпускных цен (Цоо) и торговых надбавок (Тн).

Цр=Цоо+Тн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: