В настоящее время выдел несколько типов языков программирования. Одним из важн признаков их классиф - принадлежность их к одному из стилей, осн-ми из кот являются следующие стили:
1)процедурный,
2)логический,
3)объектно-ориентированный.
1. Процедурное программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 40-х годах.
Программа на этом языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих процедуру решения задачи. Основным явл оператор присваивания, служащий для изменения содер-го областей памяти. Концепция памяти как хранилища значений, содержимое которого может обновляться операторами программы, является фундаментальной в императивном программировании.
Процедурные языки характеризуются следующими особенностями:
1)необходимостью явного управления памятью, в частности, описанием переменных;
2)малой пригодностью для символьных вычислений;
3)отсутствием строгой математической основы;
4)высокой эффективностью реализации па традиционных ЭВМ.
Одним из важнейших классификационных признаков процедурного языка является его уровень. Чем более язык ориентирован на человека, тем выше его уровень.
К процедурным языкам относятся: язык Ассемблера, С, Basic, Pascal.
2. Логическое программирование
Новую область — логическое, или реляционное программирование, — открыло появление языка PROLOG. Этот язык был создан французским ученым А. Кольмероэ в 1973 году. Языки логического программирования, в особенности Пролог, широко используются в системах искусственного интеллекта.
Центральным понятием в логическом программировании является отношение. Программа представляет собой совокупность определений отношений между объектами (в терминах условий или ограничений) и цели (запроса). Языки логического программирования характеризуются:
1)высоким уровнем;
2)строгой ориентацией на символьные вычисления;
3)возможностью инверсных вычислений, то есть переменные в процедурах не делятся на входные и выходные;
4)возможной логической неполнотой, поскольку зачастую невозможно выразить в программе определенные логические соотношения, а также невозможно получить из программы все выводы правильные.
3. Объектно-ориентированное программирование
Прототипом объектно-ориентированного программирования послужил ряд средств, входящих в состав языка SIMULA-67. Но в самостоятельный стиль оно оформилось с появлением языка SMALLTALK, разработанного А. Кеем в 1972 году и первоначально предназначенного для реализации функций машинной графики.
Основная цель ООП, как и большинства других подходов к программированию – повышение эффективности разработки программ. Идеи ООП оказались плодотворными и нашли применение не только в языках программирования, но и в других областях Computer Science, например, в области разработки операционных систем.
Концепция объектно-ориентированного программирования подразумевает, что основой управления процессом реализации программы является передача сообщений объектам. Поэтому объекты должны определяться совместно с сообщениями, на которые они должны реагировать при выполнении программы. В этом состоит главное отличие ООП от процедурного программирования. Таким образом, объектно-ориентированная программа состоит из объектов – отдельных фрагментов кода, обрабатывающего данные, которые взаимодействуют друг с другом через определённые интерфейсы.