Тема 4. Теория экономического выбора
4.1 Экономическое благо: сущность, свойства и роль в экономической системе. Классификация экономических благ (по 3-м и более признакам) и их характеристика.
4.2 Экономические потребности: сущность и классификация (по 3-м и более признакам). Классификация потребностей по А. Маслоу. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей.
4.3 Экономические ресурсы и их виды. Противоречие между потребностями и экономическими ресурсами общества и пути его разрешения в рамках различных экономических систем.
4.4 Экономический выбор: сущность и условия. Границы производственных возможностей: сущность, характеристика и «кривая». Вмененные издержки: сущность и причины возникновения. Закон возрастающих альтернативных издержек.
Экономическое благо: сущность, свойства и роль в экономической системе. Классификация экономических благ (по 3-м и более признакам) и их характеристика.
Экономические блага – блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате общественного производства. Используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено.
Экономические потребности: сущность и классификация (по 3-м и более признакам). Классификация потребностей по А. Маслоу. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей.
Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренним побудителем активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются вовлечениях, интересах, целях и, в конечном счёте, в поведении.
Человек, как правило, осознает свои потребности. Он понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности неудовлетворенны, то этот недостаток – неудовлетворенность желаний – становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.
Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны, и их можно классифицировать по следующим признакам:
1. По субъектам (носителям потребностям):
- удовлетворяемые индивидуально (лично);
- удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).
Первые индивидуальные потребности человека в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и др. Тогда как вторые коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. удовлетворяются коллективно.
2. По объектам (предметы, на которые они направлены):
- материальные потребности;
- духовные потребности.
3. По степени удовлетворения потребностей:
- конечные потребности;
- промежуточные потребности.
Конечные потребности – это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления – пища, одежда, обувь и т.д.
Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ, поэтому эти потребности считаются производственными, а блага их удовлетворяющие – средства производства (станки, оборудование, машины здания и т.д.).
4. По происхождению:
- первичные потребности;
- вторичные потребности.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными, это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (пища, одежда, обувь, жилище, вода, воздух и т.д.).
Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).
Экономические потребности – та часть человеческих нужд для удовлетворения которых необходимо производство, распределение; обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство. Они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
По мнению ученых экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы:
1. Материальные (физиологические):
а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);
б) предметы роскоши (духи французские, яхта, самолет и т.д.).
2.Духовные (интеллектуальные – образование, искусство).
3. Социальные (потребности в труде, участие в управлении и др.).
Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 4.1.).
1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания. Они включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.
2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, компетентности, признании.
5. Потребности в самовыражении – потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Рисунок 4.1 – Иерархия потребностей по Маслоу
В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и это вполне закономерно.
В ХIX веке немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, длительного пользования, увеличивается.
Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах, где падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.
Глубокая внутренняя взаимная связь производства и потребностей выражается в законе возвышение потребностей.
Социально-экономические процессы общества проявляется в возвышении потребностей людей, которое протекает по двум направлениям:
- по горизонтали: что означает количественное распространение общественно нормальных потребностей (все большее число людей пользуется новыми благами: телевизорами, мобильные телефоны, автомобилями, музыкальными центрами и т.д.);
- по вертикали: качественное возрастание уровня запросов людей (в пище, одежде, жилье, защите от внешних врагов и преступников, защите от нищеты и др.).
Все это находит выражение в законе возвышения потребностей.
Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более, что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется.
Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.