Прибыль в торговле рассматривается в двух аспектах: как экономическая категория и как экономический показатель
Как экономическая категория, прибыль торговой организации представляет собой денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, а также стоимости прибавочного продукта, созданного трудом работников организации торговли, получаемого через механизм ценообразования, в виде вознаграждения за реализацию товаров и оказание услуг.
Как экономический показатель прибыль (наряду с убытком) представляет собой разницу между полученными доходами и расходами. Сумма превышения доходов над расходами образует прибыль, а расходов над доходами – убыток.
Прибыль выполняет три основные функции:
- оценочная (прибыль используется для оценки эффективности деятельности субъектов хозяйствования);
- распределительная (через прибыль и рентабельность решается задача наиболее эффективного распределения ресурсов среди альтернативных видов деятельности);
|
|
- стимулирующая (получение и рост прибыли является основным стимулом развития экономики).
Как источник экономического и социального развития организации прибыль представляет собой сумму денежных средств, часть из которых может быть направлена на расширение и модернизацию материально-технической базы, пополнение собственных оборотных средств, улучшение (повышение) уровня жизни работников организации. От величины получаемой организациями прибыли во многом зависит состояние доходной части республиканского и местных бюд-жетов, так как от величины прибыли зависит величина налогов на прибыль.
Роль прибыли в современных условиях заключается в следующем:
1) прибыль - это главная цель предпринимательской деятельности и основа для экономического развития отрасли и экономики в целом;
2) прибыль и рентабельность - критерии эффективности хозяйственной деятельности;
3) прибыль - основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов организации и источник удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива;
4) прибыль – основной защитный механизм от угрозы банкротства;
5) прибыль – главный источник возрастания рыночной стоимости организации (предприятия).