Конечной целью анализа расходов на реализацию является выработка комплекса мероприятий по оптимизации расходов и выявлению резервов их экономии. Экономия расходов является одним из наиболее быстрых способов прямого увеличения прибыли. Следует иметь в виду, что снижение расходов не является самоцелью, поскольку оно всегда вызывает ухудшение качества торгового обслуживания в настоящем и в будущем ведет к снижению товарооборота, потере доли рынка и долгосрочному падению темпов роста прибыли. Снижение и оптимизация расходов должны осуществляться при одновременном повышении качества торгового обслуживания. Соответственно изыскание резервов экономии расходов должно опираться на статьи, не затрагивающие качества обслуживания покупателей. Это в основном расходы, связанные с использованием различных видов ресурсов, расходы, связанные с завершением процессов производства в сфере обращения и некоторые другие. Основными резервами экономии расходов являются:
1) увеличение объема товарооборота;
|
|
2) ускорение товарооборачиваемости;
3) интенсификация использования торговой и складской площадей;
4) повышение эффективности и интенсивности труда;
5) внедрение инноваций в технологии продажи и торгового обслуживания;
6) использование логистических систем;
7) внедрение эффективных форм стимулирования труда в торговле;
8) экономное использование топливно-энергетических ресурсов, замена их на местные источники;
9) установка счетчиков, теплорегуляторов и др.;
10) соблюдение сроков текущего и капитального ремонтов;
11) профилактика и своевременная замена устаревшего оборудования;
12) усиление ответственности торговых работников за сохранность имущества и ценностей;
13) проведение своевременного анализа и контроля.
Вопрос 39. Прогнозирование и планирование расходов на реализацию товаров
Исходная информация:
· прогнозные расчеты объема товарооборота, транспортных перевозок и других видов работ;
· планы развития материально-технической базы;
· учет изменений в составе торговой сети и специализация магазинов, корректировка режима работы и т. д.;
· тарифы и ставки на услуги других отраслей народного хозяйства, ставки налогов и обязательных платежей в бюджет;
· результаты экономического анализа за текущий и предшествующие годы.
Планы расходов на реализацию целесообразно составлять на год с ежемесячной разбивкой, а на пять лет – с годовой разбивкой. Планирование расходов на реализацию осуществляется с использованием экономико-математических, экономико-статистических и расчетно-аналитического методов, а также метода технико-экономических расчетов (нормативного), оптимизации плановых решений и др.
|
|
Суть метода технико-экономических расчетов заключается в планировании расходов по отдельным статьям на основе различных нормативов затрат, норм, ставок и т. д. каждая торговая организация самостоятельно разрабатывает нормы и нормативы расходов по отдельным статьям, исходя из объема и специфики своей деятельности, а в отдельных случаях субъектам доводятся лимиты и предельные нормативы, что позволяет более обоснованно подходить к процессу планирования и контролировать фактические расходы.
совокупную величину расходов определяют как сумму постоянных расходов (поэлементно) и переменных затрат. Последние исчисляются путем умножения уровня переменных расходов на плановый объем товарооборота.
Планирование расходов можно начинать с плановых расчетов отдельных статей расходов по элементам затрат. Затем определяются их общий размер и уровень.
Рассмотрим методику планирования расходов по отдельным статьям.
Транспортные р-ды – расходы, связанные с перевозкой товаров. Планируются исходя из плана поступления товаров и тарифа, определяемого в процентах к стоимости завозимых товаров или по тарифам за тонно-километр. Затем прибавляются стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.
Р-ды на оплату труда
Отчисления на социальное страхование и сходя из установленных норм в %% от плановой суммы ФЗП.
Расходы по аренде (лизингу )
Сумма арендной платы определяется путем умножения размера арендуемой площади на ставку арендной платы (с учетом коэффициентов месторасположения, комфортности, качества среды, типа населенного пункта и др.) в плановом периоде (пример расчета-задача 2, стр. 189).
Р-ды по лизингу планируются в соответствии с заключенным договором исходя из сумм погашения и лизинговых процентов.
Р-ды на содержание сооружений, помещений и инвентаря – это расходы на освещение, водоснабжение, отопление, охрану и т. д. Планируются на основе заключенных договоров, предусматривающих количество потребляемых ресурсов (часто в виде лимита их потребления), тарифы и ставки за одну потребляемую единицу.
Амортизация основных средств и нематериальных активов и сходя из норм амортизационных отчислений, нормативных сроков службы или сроков полезного использования объектов основных средств и их среднегодовой стоимости, определяемой по формуле
Затраты и отчисления на ремонт основных средств и сходя из объемов ремонтных работ, предусмотренных в плановом периоде.
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с принятым в учетной политике порядком их списания. Если в плановом периоде предполагается приобрести предметы и инвентарь стоимостью до одной базовой величины и со сроком службы до одного года, то на данную статью относится их полная стоимость. Если же величина данных показателей выходит за указанные рамки, то, как правило, на статью относится 50% их стоимости, но может быть и 100, и 0 %, если это предусмотрено учетной политикой.
Р-ды на хранение, подработку, подсортировку
и упаковку товаров
Расходы на упаковку товаров – произведение нормы расходов упаковочных материалов и объема фасуемых товаров.
Расходы по временному хранению товаров на чужих складах планируются на основании заключенных договоров с учетом размера арендуемой площади и ставки арендной платы. А можно использовать метод экстраполяции, предполагающие распространение тенденций, сложившихся в прошедших периодах. Величина расходов исчисляется путем умножения прогнозируемого товарооборота на их сложившийся уровень.
Р-ды на торговую рекламу планируются исходя из плана рекламных мероприятий на будущий период.