Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Отраслевая и профсссионально-квалификационная структура




В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда. Так, занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6,5 млн человек в 1955 г. до 3,4 млн человек в 1997 г., а в сфере услуг возросла с 30,1 млн человек в 1955 г. до 96,5 млн человек в 1997 г., составив 74,2% от общего числа занятых. В 70-90-х гг. происходил также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Здесь занятость растет в два раза быстрее, чем в промышленности в целом.

В России пока отраслевая структура занятости заметно отличается от той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято более 49% экономически активного населения, а в сфере услуг — около 51 % (табл. 14.1).

Таблица 14.1. Отраслевая структура занятости в России'

 
 


Россия в цифрах. М., 1998. С. 43,44.


Заметна эволюция и в профессионально-квалификационном составе рабочей силы. Само понятие «профессионально-квалификационная структура рабочей силы» неоднозначно. Оно включает три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой понятия: профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом под профессиональной структурой понимается совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп, под квалификационной структурой — совокупность работников различных уровней квалификации. Содержание квалификации различных профессий представляет набор требуемых для выполнения данной работы навыков, знаний, опыта, других компонентов квалификации.

В США, например, преобладающей категорией в п р о ф е с с и о н а л ь н о й с т р у к т у р е р а б о ч е й с и л ы стали работники преимущественно умственного труда, или так называемые белые воротнички. Они составили в 1997 г. 58,7% всей занятой рабочей силы. Сюда относятся инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал, а также многочисленные группы конторских и торговых служащих. В своей массе это работники наемного труда.

Доля представителей рабочих профессий составила в указанном году около 25,1% рабочей силы. Еще одной укрупненной профессиональной категорией рабочей силы, выделяемой американской статистикой и представляющей физический труд, являются так называемые работники обслуживания. В 1997 г. они составили около 13,5% рабочей силы страны. В России доля работников физического труда достигала в 1996 г. почти 60% рабочей силы.




Говоря о к в а л и ф и к а ц и о н н о й с т р у к т у р е , необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по 1997 г. в США доля лиц, получивших среднее образование, возросла в структуре рабочей силы с 52 до 89,1%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование —с 21 до 56,2%. Сходные процессы характерны и для других развитых стран.

По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так, на начало 1998 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) — около 69%. В том же году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено около 460 тыс. специалистов. В 1997/1998 учебном году в России насчитывалось более 3 млн студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

Основное направление развития в с о д е р ж а н и и к в а л и ф и к а ц и и — переход от преимущественно физической работы, заключающейся в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно нефизическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находится все еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей. Непременным атрибутом рабочей квалификации нового типа является ее способность быстро адаптироваться к меняющейся технике, новым формам организации труда и производства.

Использование ЭВМ существенно меняет характер труда инженерно-технического персонала. Особо в этом плане отметим роль персональных компьютеров, а также систем автоматизированного проектирования. Пользование информационной техникой требует от инженеров, помимо специальности, знаний программирования. Коренным образом изменяются содержание труда и функции многих категорий конторских работников: они становятся операторами ЭВМ, персональных компьютеров или терминальных устройств.





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 233; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8505 - | 7373 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.129.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.