Мусульманское право различает движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество разделяется на 5 категорий:
1. Государственные земли.
2. Икта – это земли, пожалованные знати за службу.
3. Мульк – это частновладельческие земли.
4. Земли на правах общей собственности.
5. Вакор – это земли или имущество, переданное исламским учреждениям, с которых не взимался налог.
Признавались следующие основные формы собственности:
· В результате гражданской сделки.
· В процессе наследования.
· В ходе захвата.
Главная особенность мусульманского обязательственного права – это то, что первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: необходимые молитвы, правила чистоты, уплата налогов, соблюдение поста и паломничество в Мекку (Хадж), а гражданские обязательства считались второстепенными.
Договор мог иметь как устную, так и письменную форму. Необходимыми условиями для заключения договоров были:
1. Совершеннолетие сторон (с 15 лет).
2. Личная свобода сторон и согласие при заключении сделки.
|
|
3. Вменяемость сторон.
4. Доказанность факта, что стороны не являются должниками и банкротами.
Наиболее распространены были договоры купли-продажи, найма, займа, поклажи, поставки, товарищества, дарения, пожертвования.
Характеристика институтов мусульманского права: преступления и наказания, судебный процесс.
Уголовное право.
Особенностью мусульманской правовой системы было то, что любое правонарушение и уголовное преступление квалифицировались как грех, игнорирование воли Аллаха и заветов пророка, поэтому в понимании преступления содержится не только правовой, но и религиозно-этический аспект.
Преступления делились на 3 категории:
1. Преступления против Аллаха: отступничество в вере, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.
2. Преступления против общественного строя и мусульманской общины: преступления против правителей (заговор, восстание), разбой.
3. Преступления против частных лиц: убийство, телесные повреждения и захват чужого имущества.
Существовало деление убийств или телесных повреждений на умышленные, неумышленные, случайные. Наказание предусматривало с одной стороны санкции за неисполнение религиозных предписаний, с другой стороны – возмещение нанесенного ущерба. Наказание делилось на 3 группы:
1. Наказания за преступления против Аллаха и общественного строя. Наказания этой группы лучше всего определялись в Коране и Сунне: смертная казнь, в том числе и квалифицированная, широко применялось отрезание конечностей (за кражу, например), бичевание, тюремное заключение и ссылка.
|
|
2. Наказания за преступления против частных лиц. Наказания регламентировались на основе принципа кровной мести. В случае умышленного убийства родственники убитого могли выбрать в отношении преступника одно из 3-х решений:
· Смертная казнь.
· Прощение.
· Выкуп за убийство.
Телесные повреждения наказывались по принципу талиона или уплатой выкупа.
3. Наказания этой группы не имели точного определения в Коране или Сунне. Это были не столь тяжкие преступления, например, невыполнение некоторых религиозных обязанностей, нарушение правил поведения в общественным местах и т.д. Наказания: удары плетью, лишение права носить чалму, бритье головы, бойкот общины или семьи и т.д.
Судебный процесс.
Судебный процесс имел состязательный характер. Судебное разбирательство осуществлялось в мечети, имело публичный характер. Главным лицом мусульманского суда являлся кади (судья). Приговор, как правило, сразу приводился в исполнение. Апелляционная инстанция отсутствовала. Отменить приговор мог только халиф или эмир.