Инновационного менеджмента

Аннотация

Второе издание учебного пособия «Инновационный менеджмент» представляет

современную концепцию управления инновационной деятельностью фирм.

Принципиальным моментом является расширенное видение инновационных процессов,

охватывающих все области управления компанией. Особо выделена специфическая сфера

управления инновационной деятельностью – инновационный маркетинг. В учебном пособии

затрагиваются такие проблемные аспекты, как ребрендинг, прогнозирование продаж нового

товара, тестирование новой продукции, а также динамично развивающееся направление

инновационной деятельности – массовая кастомизация бизнеса. Раздел «Практикум»

содержит реальные ситуации из инновационной деятельности отечественных и западных

фирм, показывающие специфику инновационной политики крупных высокотехнологичных

компаний. Во второе издание включены пять новых ситуаций для анализа. В

приложениях помещены основные схемы и тезисы по курсу «Инновационный менеджмент»,

обеспечивающие наглядность изложения материала. В помощь преподавателям добавлена

программа курса «Инновационный менеджмент». Настоящее издание ориентировано

прежде всего на студентов экономических вузов, слушателей школ бизнеса, а также будет

полезно работникам сферы управления.

Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для

студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061000

«Государственное и муниципальное управление», 061100 «Менеджмент организации».


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

Раздел I ОСНОВЫ... 5

ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 5

Глава 1. 5

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5

Глава 2. 19

ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ. 19

Глава 3. 43

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ.. 43

Глава 4. 65

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 65

Глава 5. 77

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ.. 77

5.1. Финансирование инновационной деятельности. 78

5.2. Оценка эффективности инновационной деятельности. 81

Глава 6. 84

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 84

6.1. Роль руководителя в процессе инноваций. 85

6.2. Основные методы стимулирования инновационной активности служащих. 89

6.3. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации. 94

6.4. Внутренняя культура фирмы и ее изменение в холе инноваций. 103

Глава 7. 108

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 108

Раздел II ПРАКТИКУМ... 120

Часть 1. 120

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ: 18 СИТУАЦИЙ.. 120

Часть 2. Особенности инновационной деятельности компаний телекоммуникационной отрасли 174

Вопросы и задания. 211

Раздел III ПРИЛОЖЕНИЯ.. 212

Приложение 1. 212

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 212

Приложение 2. 221

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СХЕМАХ И ТЕЗИСАХ.. 221

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 236


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная мировая экономическая система характеризуется рядом специфических черт, определяющих особенности функционирования всех ее субъектов. Это такие характеристики, как: высокая насыщенность однородной стандартизированной продукцией/услугами; усиление нестабильности факторов внешней предпринимательской среды; качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей в сторону наукоемких товаров и услуг; значительное сокращение времени на принятие управленческих решений и адаптацию к новым условиям; а также ограниченность внутрифирменных возможностей для привлечения дополнительных ресурсов.

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Действительно, ответить на вопрос, что представляет собой современная преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании, вне зависимости от внутренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Данная книга представляет собой попытку комплексного и системного анализа основных аспектов инновационной деятельности компаний и выработки рекомендаций по повышению эффективности управления инновационными внутрифирменными процессами.

В качестве основной методологической задачи представленного учебного пособия выступает формирование у студентов глобального видения концепции инновационного менеджмента и понимания необходимости повышения гибкости и адаптивности управления компанией в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Для достижения поставленных задач в структуру книги включены теоретическая и практическая части. Первый раздел – «Основы инновационного менеджмента» включает семь глав, в которых излагаются основные аспекты управления инновационной деятельностью компаний. В главе 1 излагаются методологические основы инновационных процессов, определяются сущность и содержание понятий «инновации» и «инновационный менеджмент», представлена классификация инноваций на основе авторского видения, выделены предпосылки и рассмотрена эволюция концепции инновационной деятельности, проанализирована роль инновативности в повышении конкурентоспособности фирм. Глава 2 посвящена рассмотрению основных областей реализации инновационного маркетинга: маркетингу нового товара и маркетинговым инновациям на различных стадиях жизненного цикла товара. В главе 3 подробно анализируется функция планирования инновационной деятельности, при этом особое внимание уделяется стратегическому планированию инноваций. Проблемам построения инновативных организационных структур и оптимизации процесса реализации инновационных проектов посвящена глава 4. Основы финансирования и методология оценки эффективности инновационной деятельности рассмотрены в главе 5. В главе 6 выделены и проанализированы важнейшие социальные аспекты инновационного менеджмента, среди которых наиболее проблемными являются создание инновативной внутрифирменной культуры и нейтрализация сопротивления инновациям. И, наконец, глава 7 посвящена вопросам государственного регулирования инновационной деятельности фирм, а также формам и методам межфирменного саморегулирования в инновационной сфере.

Второй раздел книги – «Практикум» призван оптимизировать процесс усвоения студентами теоретического материала путем изучения и анализа практических ситуационных материалов по инновационной деятельности компаний. Часть 1 «Практикума» содержит 18 ситуаций (кейсов), составленных на основе изучения инновационной активности современных отечественных и западных фирм. Каждая ситуация снабжена вопросами и заданиями, которые помогут на практике применить те или иные теоретические знания. (Однако окончательное решение о сфере приложения и форме использования конкретной ситуации должно оставаться за преподавателем.)

Во второй части «Практикума» в виде информационных справок представлены оригинальные материалы по особенностям инновационной деятельности высокотехнологичных компаний: Motorola, NTT, Alcatel, Microsoft, Intel, DT, Nortel, AT&T. Приведенные в «Практикуме» задания могут быть использованы для организации групповых презентаций и проведения итоговых форм контроля.

Приложение к данному учебному пособию «Инновационный менеджмент в схемах и тезисах» предназначено для самостоятельного использования студентами в качестве сопутствующего методологического материала в процессе обсуждения кейсов, а также при написании рефератов, курсовых работ и подготовке к экзаменам.

Автор выражает признательность Борису Николаевичу Киселеву, Виктору Николаевичу Гунину, Валерию Алексеевичу Орешкину и Юрию Анатольевичу Савинову за понимание и ценные советы по доработке книги.

Выражаю сердечную благодарность за поддержку и помощь в создании данного учебного пособия Герчиковой Ирине Никоновне.

Особую благодарность выражаю Субботину Александру Сергеевичу за помощь в подготовке приложения к пособию.

О. М. Хотяшева, к. э. н.


Раздел I ОСНОВЫ

ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Глава 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: