Производственная практика студентов радиоотделения

Е.А.Болотова

Л.Д.Болотова

Методические указания

Кафедра телевидения и радиовещания располагает многолетними сложившимися связями с государственными и коммерческими радиостанциями разных форматов: «Радио России», «Маяк», «Вести FM», «Юность», «Культура», «Голос России», «Европа Плюс», «Авторадио», «Эхо Москвы», «Говорит Москва», «Бизнес FM», «СИТИ FM», «Звезда», «Финам FM», «Наше радио», «Максимум», «Теос», Московское бюро Русской службы Би-би-си и др. Все эти каналы являются местом прохождения практики студентов радиоотделения разных курсов. При направлении на практику учитываются пожелания студентов и их сотрудничество с конкретными радиостанциями.

Учебно-ознакомительная и производственная практика являются продолжением учебного процесса непосредственно в редакциях. Их задача - применение и закрепление теорети­ческих знаний и профессиональных навыков, полученных во время учебы, и их совершенствование. Студентам предоставляется возможность активно включиться в практическую деятельность современных радиостан­ций, выполняя различные задания редакций: сбор и обработку информации, в том числе и мониторинг других СМИ (печать, телевидение, радио, Интернет), работа с авторами, интервьюирование, участие в пресс-конференциях, освоение методики прямых включений, подготовка стрит-токов и т.п. Особое место в процессе приобретения практических навыков имеет обязательная работа в информационной службе (после 1-2 курса) в соответствии с учебной программой дисциплины «Методика радиожурналистики». Принимая во внимание тот факт, что радиожурналисты работают практически во всех жанрах и формах – от выпусков новостей до ток-шоу – студенты во время практики имеют возможность получить всестороннее представление о методах работы наиболее популярных радиостанций. Данная программа предусматривает постепенное совершенствование профессионализма будущих радиожурналистов.

Учебно-ознакомительная практика. Основная задача – научиться работать в редакционном коллективе, освоить весь процесс подготовки программы, начиная с выбора темы, сбора информации, проведения переговоров с гостями (участниками) программы, заканчивая реализацией передачи в эфире, включая ее музыкальную составляющую, понять особенности ведения программы в прямом эфире, получить представление о специфике конкретной радиостанции, особенностях программирования, продюсирования, продвижения канала и четко представлять себе редакционную политику. Кроме того, во время учебно-ознакомительной практики студенты должны закрепить теоретические знания и практические навыки в области компьютерного монтажа, который входит в программу дисциплин специализации на 1 курсе.

По окончании ознакомительной практики студенты представляют следующие документы:

1. подробный аналитический отчет о проделанной работе в печатном виде и в звуковой версии. Отчет должен включать указание всех видов деятельности за время практики и выполненных заданий, тех проблем, с которыми пришлось столкнуться, размышления о плодотворности пройденной практики и предложения по совершенствованию программы практики;

2. характеристику, подписанную руководителем практики;

3. материалы практики в печатном и звуковом виде (если практикантам удалось сделать самостоятельные программы или фрагменты программ), а также все вспомогательные материалы, которые были собраны студентами при подготовке программ (информации, найденная в различных источниках для ведущих, отредактированные материалы и т.п.)

По результатам учебно-ознакомительной практики выставляется зачет.

Производственная практика (2-4 курс). Производственную практику после 2-4 курсов студенты проходят в редакциях радиостанций, как предложенных кафедрой, так и в тех, с которыми они уже установили творческий контакт или сотрудничают на постоянной основе. Практика предполагает углубленное знакомство со структурой радиостанции, спецификой программирования и подготовки материалов разных жанров. Важно не только умение работать в разных жанрах, но и приобретение навыков ведущего, модератора. Особое значение имеют все виды работы с авторами, ньюсмейкерами, экспертами, освоение наиболее распространенных жанров – интервью (в том числе и по телефону), прямое включение с места события, войсер, пакет – и форм деятельности радиостанции (умение организовать оперативный отклик на событие, сверстать программу, разместить подкаст на сайте радиостанции и т.д.) Каждый практикант должен четко представлять свое место и круг обязанностей в творческом коллективе. Важно, чтобы студенты получили представление о специфике работы журналиста в прямом эфире, особенностях различных видов интерактивного общения со слушателями, творческих аспектах подготовки авторских программ, мультимедийной природе современного вещания.

В течение практики студенты должны подготовить в среднем 10 материалов, при этом количество материалов зависит от специфики канала и обязанностей практиканта на конкретной радиостанции.

По окончании каждой производственной практики сту­денты представляют на кафедру (преподавателю группы):

1. творческую характеристику из редакции;

2. отчет о практике, содержащий анализ собственной работы на радиостанции, трудностей в подготовке материалов и проблем адаптации к работе в коллективе; оценку своих творческих успехов и неудач. Отчет представляется как в текстовом, так и в звуковом вариантах, причем последний может содержать фрагменты подготовленных программ, интервью с сотрудниками радиостанции, элементы звукового оформления эфира, в том числе и музыкальные, и т.п.;

3. авторские материалы (тексты радиопередач и аудиоверсии). Материалы должны быть датированы и заверены подписью ответственного лица и печатью редакции;

4. редакторские работы - исходный мате­риал и эфирный вариант.

5. передачи, подготовленные студентом, но не прошедшие в эфир по или иным причинам.

Материалы практики обсуждаются на семинарах в соответствии с учебным планом. Занятия по разбору практики предусматривают рассказ студентов о своей работе, прослушивание материалов, подготовленных во время практики, и творческую конструктивную дискуссию.

По итогам практики выставляется оценка. Все работы, выполненные студентами в ходе производственных практик, сохраняются и представляются государственной комиссии на государственном экзамене по специальности (творческое досье).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: