ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические рекомендации
Изучение истории способствует расширению кругозора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческих позиций, целостного представления о картине мира и эволюции человеческого общества. Главная задача обучения.состоит в том, чтобы глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий и на основе этого правильно оценивать события прошлых и наших дней.
Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в учебной программе по дисциплине. В настоящем пособии имеется рекомендуемая основная и дополнительная литература к каждому семинарскому занятию.
|
|
Необходимый объем знаний по курсу достигается только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литературы. Важное значение для углубления знаний имеет написание курсовых и научных работ, а также посещение музеев, театров, чтение историко-художественной литературы.
Помещенный в пособии тематический план дает возможность иметь полное представление о последовательности прохождения тем, следовательно, заблаговременно вести подготовку к лекциям и семинарам – основным видам занятий с преподавателем.
При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательно написание научных рефератов, докладов и сообщений, примерная тематика которых представлена к каждому семинарскому занятию.
Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку нужно продолжить.
Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса.
|
|
Семинар по теме 2.
Образование и основные этапы развития древнерусского государства. Цивилизация Древней Руси
Вопросы для обсуждения
1. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности:
- проблема этногенеза восточных славян;
- причины и характер образования древнерусского государства.
2. Основные этапы становления и развития древне-русского государства и его характеристика:
- государственное устройство Древней Руси и его эволюция;
- основные направления пблитики первых русских князей;
- принятие христианства, распространение ислама на Руси.
Темы рефератов и сообщений
1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о прародине славян.
2. Норманнская проблема в отечественной исторической науке.
3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия.
4. Распространение ислама на Руси.
5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.
6. Отношения древнерусского государства с соседями.
7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси.
8. «Русская Правда» - первый свод законов древне-русского государства.
9. Спорные проблемы в истории Древней Руси.
10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
12. Проблема этногенеза восточных славян.
13. Основные этапы становления древнерусской государственности.
14. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
15. Особенности социального строя Древней Руси.
16. Византийско-древнерусские связи.
17. Древняя Русь и кочевники.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина 'Г.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - С. 7-59.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво- хина. - М., 2004. - С. 3-47.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21.
Дополнительная:
Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М., 2007.
История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46.
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12.
Деревянко А.П.., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 16-65.
Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 3-94.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136.
Контрольные вопросы
1. Каковы были занятия и общественный строй восточных славян в VI-VIII вв.?
2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции?
3. У каких иностранных авторов больше всего сведений о восточных славянах? Почему?
4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян привели к переходу от родовой общины к соседской?
5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси?
6. Каковы версии названия «Русь»?
7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она основана и какова ее суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории.
8. Дайте определения понятий «род», «родовая община», «соседская община», «военная демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье».
9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древ нерусского государства? Почему именно Киев, а не: Новгород стал стольным городом?
|
|
10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание?
11.Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси.
12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси?
13.Перечислите все социальные группы населения Руси XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положение.
14.Какой был порядок наследования, великокняжеской власти в Киевской Руси?
15.Охарактеризуйте основные направления деятельности первых русских князей.
16.В чем заключалось единое княжеское право и обязанности подданных?
17.Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства?
18.Каковы, были внешнеполитические устремления Руси?
19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византией можно выделить?
Семинар по теме 4.
От Руси к России: образование и развитие централизованного государства
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки и основные этапы формирования централизованного государства:
- предпосылки и особенности образования централизованного государства в России;
- начальный этап объединения русских земель;
- возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель;
- завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
2- Социально-экономический и политический строй Российского централизованного государства:
- характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.;
- формирование сословной системы организации общества;
- политические институты Московского государства.
3. Иван Грозный и его реформы:
- цели и основное содержание реформ Ивана Грозного;
- опричнина Ивана Грозного и ее последствия.
Темы рефератов и сообщений
1. Утверждение Москвы как центра объединения русских земель.
2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол.
3. Исторический портрет Ивана I Калиты.
4. Куликовская битва и ее историческое значение.
5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431-1453 гг.).
6. Исторический портрет Ивана III.
7. Церковь и государство в XV-XVI веках.
|
|
8. Москва - «Третий Рим».
9. Исторический портрет Ивана Грозного.
10. Земский собор в политической истории XVI века.
11. Сущность и особенности российского самодержавия.
Рекомендуемая литература:
Основная:
История России с древнейших времен до конца ХХ:.века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.:. стереотип. - М., 2006. - С. 56-77.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 59-85.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 88-131.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26.
Дополнительная:
Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000.
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 16-65.
Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996..
История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201.
История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных зазрений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-8.
Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 131-249.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 75-125.
Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М., 2005.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство?
2. В чем заключаются особенности объединения русских земель в единое государство?
3. Докажите, что различные социальные группы были заинтересованы в образовании централизованного государства.
4. Какую роль в процессе централизации Русского государства, играли церкви и монастыри?
5. Почему русское централизованное государство стало складываться вокруг Москвы?
6. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить?
7. Какие характерные черты были присущи экономическому развитию в XV-XVI вв.?
8. Какова была система управления в Русском государстве в конце XV в.?
9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления?
10. Что такое сословно-представительная монархия?
11. Как изменилось положение основных социальных
12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством?
13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.?
.14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи?
15. Какие точки зрения имеются в отечественной историографии на причины, сущность и последствия опричнины?
16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?
Семинар по теме 6.
Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма:
- абсолютизм и его место в Западной Европе и в России;
- основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII века;
- утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху.
2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России:
- содержание и направленность Петровских реформ;
- значение и последствия петровских преобразований.
Темы рефератов и сообщений
1. Раскол в Русской православной церкви, противоборство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в.
2. Исторический портрет Петра Великого.
3. Северная война и ее последствия.
4. Дипломатия России в Петровскую эпоху.
5. Военная реформа Петра I.
6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли.
7. Преобразования денежной и налоговой систем.
8. Реформы в области образования, культуры и быта.
9. Петровская модернизация государственного управления.
10.Сторонники и противники преобразований Петра I.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина ТА. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. С.128-145.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 159-186.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.
Дополнительная:
Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007.
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М., 2004. С.121 - 148.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. Л.Н. Сахарова.-М., 2007.-с.293-326.
История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. С.118-150.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис-
тории. - М., 2006. - С. 306-387.
Контрольные вопросы
1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства?
2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы?
3. Каковы были основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII в.?
4. Какие меры по усилению самодержавной власть предпринимались в России?
5. Когда и каким законом была оформлена неограниченная самодержавная власть царя?
6. Что было характерно для феодально-крепостнических отношений, сложившихся в России?
7. Что оказало влияние на формирование политических взглядов и черт характера Петра I?
8. Для каких целей предпринималось Великое посольство? Удалось ли выполнить поставленные задачи?
9. Как вы считаете, были ли необходимы реформы Петра I и как они изменили Российское государство?
10. С чем было связано относительно быстрое развитие мануфактурной промышленности в первой четверти XVIII в.?
11. Что изменилось в социальной структуре общества петровского времени?
12. Каково главное содержание преобразований Петра I в области культуры и быта?
13. В чем суть военной реформы Петра I?
14. Что предпринял Петр I для модернизации государственного управления?
15. Каковы основные направления и итоги внешнее политики Петра I?
16. Почему восточные черты в организации российского общества не ослабли, а усилились в ходе петровской европеизации страны?
Семинар по теме 7.
Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Вопросы для обсуждения
1. Внутренняя политика Екатерины II:
- «просвещенный абсолютизм» Екатерины II: сущность, содержание, противоречия;
- крестьянская война под предводительством Е. Пугачева;
- реформы Екатерины Великой и их последствия.
2. Внешняя политика и расширение российских земель:
- борьба за выход к южным морям - Черному и Азовскому;
- разделы Речи Посполитой и объединение в одном государстве всех восточных славян;
- борьба против революции во Франции.