1. Екатерина Великая: исторический портрет.
2. Дворянство и российское общество во второй половине XVIII века.
3. Сословные преобразования в эпоху Екатерины II.
4. «Наказ» Е!катерины II депутатам Уложенной комиссии и его судьба.
5. Губернская реформа 1775 г. и ее последствия.
6. Общественно-политическая мысль, культура и просвещение во второй половине XVIII века.
7. Дипломатия России во второй половине XVIII века.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 125-145.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. история России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. С.145-187.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 200-220.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.
Дополни тельная:
Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М., 2004.
|
|
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 148-164.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 326-378.
История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. С. 150-168.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 126-136.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 459-493.
Контрольные вопросы
1. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II?
2. Что составило суть прогрессивных реформ Екатерины II в духе «просвещенного абсолютизма»?
3. Какие взгляды на власть и государство выразила Екатерина II в своем «Наказе» Уложенной комиссии?
4. Какие изменения в аппарате управления государством произошли в России в царствование Екатерины II?
5. Как изменилось положение сословий во время правления Екатерины II?
6. Каковы причины крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева?
7. Какие социальные группы и сословия участвовали в восстании под предводительством Е. Пугачева? Какие они преследовали цели?
8. В чем причины поражения крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева?
9. Какие политические шаги свидетельствовали о за кате екатерининского либерализма?
10.Какие основные проблемы стояли перед Россией во внешней политике второй половины XVIII в.?
11.Как изменилось соотношение сил в Европе после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора?
12.Почему Турция в 1783 г. вынуждена была смириться с переходом Крыма под власть России?
|
|
13.Что такое греческий проект? Как он изменил внешнеполитическую линию России?
14.Как изменилась территория России к концу царствования Екатерины II?
Семинар по теме 8.
Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.
Вопросы для обсуждения
1. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в.:
- реформы Александра I и их значение;
- основные направления внутренней политики Николая I;
- крестьянский вопрос в первой половине XIX в.;
- идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
2. Внешняя политика России в первой половине XIX в.:
- внешняя политика России в начале XIX в.;
- Отечественная война 1812 года;
- европейская политика России в 1813-20-х годах XIX в.;
- политика России в восточном вопросе в 20-х годах XIX в.
Темы рефератов и сообщений
1. Александр I: исторический портрет.
2. Реформы Александра I и их значение.
3. М.М, Сперанский и его проект преобразования государственного строя.
4. «Аракчеевщина» как политика консерватизма.
5. Бородинское сражение: победа или поражение русских войск?
6. Дискуссии о генезисе самодержавия.
7. Историческое значение восстания декабристов.
8. Идейная борьба 30-40-х годов XIX в.
9. Формирование революционно-демократической идеологии.
10. Первые подступы к отмене крепостного права. Реформа П.Д. Киселева.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е иод.,
стереотип. - М., 2006. - С. 145-186.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохин;.
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
С. 187-259.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво-
хина. - М., 2004. - С. 220-292.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 31 -33.
Дополнительная:
Деревянно А.П., Шабельникова Н.И. История Рос
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 164-191.
История России с древнейших гремен до наших дней
: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестахоь
В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 378-441.
История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 168-196.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис-
тории. - М., 2006. - С. 501-553.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте политический строй России в на-
чале XIX в. В чем его отличия от политического
строя европейских стран?
Какие взгляды выражал Александр I в начале сво-
его правления?
Какие социальные сдвиги вызывает начало про-
мышленного переворота?
4. Каковы основные направления реформ, проведен-
ных Александром I в начале XIX в.?
5. В чем сущность указа о «вольных, хлебопашцах»?
Имел ли он какое-нибудь реальное значение?
Как предлагал решить вопрос об отмене крепостно-
го нрава А.А. Аракчеев?
Дайте характеристику проекта государственных
преобразований М.М. Сперанского.- Что из "этого
проекта было воплощено в жизнь?
8. В чем историческое значение восстания декабри-
стов?
9. Что характерно для государственного аппарата
времен Николая I? Какие это порождало пробле-
мы?
10. Какие реформы требовались в России в середине
XIX в.?
11. Оцените значение преобразований Николая I. Было
ли этого достаточно, чтобы предотвратить кри-
зис?
12. Каковы были признаки кризиса николаевской сис-
темы?
}.<?. Охарактеризуйте общественную мысль и обще-
ственные движения России первой половины
XiX в.
11. Как смотрели на проблему «Россия и Запад» сла-
вянофилы и западники?
15. Какова была расстановка сил в Европе в начале
XIX в.?
16. Как произошло присоединение Грузии к России?
17. В чем причины военных неудач России в кампании
1805-1807 гг.?
|
|
18. В чем историческое значение Отечественной войны
1812 г.?
19. Охарактеризуйте деятельность Священного сою-
за.
20. Каковы основные направления внешней политики
России в период правления Николая I?
Семинар по теме 9. Попытки модернизации России
в пореформенный период
Вопросы для обсуждения
1. Крестьянская реформа 1861 г. и ее значение:
- подготовка крестьянской реформы в 1856-
1861 гг.;
- содержание крестьянской реформы;
- значение реформы для дальнейшего развития
России.
2. Судебная реформа 1864 г. и ее значение:
- подготовка судебной реформы;
- основные направления судебной реформы.
3. Проведение реформ в области местного управле-
ния, народного образования и военного строитель-
ства:
- земская реформа 1864 г. Городовое положение
1870 г.;
- школьная реформа 1864 г.;
- военная реформа 1874 г.
Темы рефератов и сообщений
1. Основные подходы и этапы подготовки крестьян
ской реформы.
2. Политический портрет Александра И.
3. Николай Алексеевич Милютин и реформы 60-х го-
дов XIX в.
4. Правовое положение «свободных сельских обыва-
телей».
5. Историческое значение отмены крепостного права.
6. Структура судебных учреждений по судебным ус-
тавам 1864 г.
7. Российское просвещение в XIX в. и его роль в ци-
вилизационном обновлении страны.
8. Русская культура в XIX веке и ее вклад в мировую
культуру.
9. Отечественная историография военных реформ г
России во второй половине XIX в.
10. Земства и их роль в становлении гражданского об-
щества.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
зека: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 186-226.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 248-284.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 292-338.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С, 33-37.
Дополнительная:
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 191-210.
|
|
История России с древнейших времен до наших дней
: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков
В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. т С. 441-487.
история России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 196-233.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 174-200.
Контрольные вопросы
1. Какова роль Александра II в подготовке и проведе-
нии реформ 60-70-х гг. XIX в.?
2. Каковы причины отмены крепостного права?
3. Каковы были главные принципы освобождения
крестьян?
4. С какой целью был создан институт мировых по-
средников?
5. Как в соответствии с принятыми законодательны-
ми актами был решен земельный вопрос крестьян?
6. В какой степени при проведении крестьянской ре-
формы были соблюдены или не соблюдены интере-
сы крестьян, помещиков, государства?
7. Чем была вызвана необходимость перемен в систе-
ме органов управления?
8. Какая роль отводилась земствам в системе государ-
ственного управления?
9. Какие принципы были положены в основу судеб
ной реформы?
10.Каково содержание судебной реформы 1864 г.?
11.Что изменилось в русской армии после иреобразо
ваний Д. А. Милютина?
12.Почему потребовалось введение нового воинского
устава?
13.В чем суть школьной реформы 1864 г.?
14.Существовала ли в 60-е гг. XIX в. альтернатива
реформам? Если да, то какая? Что вы думаете по
этому поводу?
Семинар по теме 10. Россия на рубеже XIX—XX веков:
реформы и революция
Вопросы для обсуждения
1. Царизм и модернизация России в начале XX в.:
- революционный кризис 1905-1907 гг. и его по-
следствия;
- становление парламентаризма в России;
- столыпинская политика модернизации и ее ито-
ги.
2. Политические партии России: генезис, классифи-
кация, программы, тактика:
- характеристика ведущих политических партий
и их классификация'
- думская тактика политических партий: борьба
за выбор пути развития.
Темы рефератов и сообщений
1. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенство-
вании государственного порядка» и его историче-
ское значение.
2. Исторические портреты лидеров политических
партий.
3. Политические партии в 1-4-м созывах Государст-
венной думы.
4. Законодательная деятельность Думы 1—4-го созы-
вов.
5. Государственная деятельность П.А. Столыпина.
G. Революционные партии: борьба за демократиче-
скую республику и социалистический выбор.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 226-299.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 285-310.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.Л. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 340-378.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
s таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 37- 42.
Дополнительная:
Демин В.А. Государственная Дума России (1906 -
1917): механизм функционирования. - М., 1996.
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 210-257.
История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004.' -
С. 233-258.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 200-218.
Становление российского парламентаризма начала
XX века / под ред. Н.Б. Селунской. - М., 1996.
Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное
собрание речей в Государственной Думе и Государствен-
ном Совете. - М„, 1991.
Контрольные вопросы
1. В чем состояла сущность политической обстановки
в России в начале XX в.?
2. Какие изменения в государственном строе России
предполагалось провести по Манифесту 17 октября
1905 г.?
3. В чем причины роспуска 1-й Думы?
4. Почему события 3 июня 1907 г. вошли в историю
как третьеиюньский государственный переворот?
5. Что являлось главным в реформах, проводимых
правительством Столыпина?
6. Назовите основные этапы столыпинской аграрной
реформы. Какие ме;роприятия играли главную роль
на каждом из этих этапов?
7. Почему поместное дворянство отвернулось от Сто-
лыпина?
8. Как отразились настроения в стране на результатах
выборов в состав 4-й Думы?
9. Дайте краткую характеристику ведущих партий
России и их программных установок. Как партии
предлагали решить вопросы о самодержавии, вла-
сти, политических свободах, земле, рабочем зако-
нодательстве?
10.Назовите принципиальные отличия политической
программы октябристов от кадетской.
11.Охарактеризуйте положительные стороны и недос-
татки аграрных программ трудовиков, эсеров,
большевиков, меньшевиков и кадетов.
12.Сравните партийный состав депутатов четырех Го-
сударственных дум и принимавшиеся ими реше-
ния. Как вы думаете, есть ли здесь прямая зависи-
мость или возможно другое объяснение?
Семинар по теме 13. 1917-й год в судьбе России:
Февральская и Октябрьская революции,
их результаты и последствия
Вопросы для обсуждения
1. Февральская революция 1917 г. в России и ее по-
следствия:
- объективные и субъективные предпосылки па-
дения самодержавия в России;
- борьба вокруг проблемы исторического выбора -
парламентская республика или республика Со-
ветов.
2. Октябрьская революция 1917 г. в России: выбор
социалистического пути развития::
- взятие власти большевиками и формирование
органов Советской власти;
- первые шаги Советской власти - курс на строи-
тельство основ социализма.
Темы рефератов и сообщений
1. Николай II - последний русский император. Были
ли реальные шансы у него сохранить престол и ди-
настию на троне в феврале-марте 1917 г.?
2. Историческая оценка Февраля 1917 г.
3. Политический портрет А. Керенского.
4. Внутренняя и внешняя политика Временного пра-
вительства.
5. Корниловский мятеж и его последствия.
6. Стратегия и тактика большевиков в 1917 г.
7. Почему большевики пришли к власти?
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 299-337.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 327-338.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
Л.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 385-415.
Дополнительная:
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М'., 2004. -
С. 263-282.
История России.'учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред-. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 258-290.
Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -
М., 1997.
Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах ч
схемах. - М., 2005. - С. 218-227.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины социального взрыва в Петрограде
в феврале 1917 г.?
2. Какие проблемы должна была, по вашему мнению,
разрешить Февральская революция? Была ли она
неизбеяша?
3. Каковы характер и движущие силы Февральской
революции? Молено ли считать ее завершенной?
4. Почему Николай II не нашел поддержки в стране,
в армии, даже среди высшего генералитета?
5. Какие новые органы власти и общественные орга-
низации появились после Февральской революции?
6. Что такое двоевластие? Как и почему оно возник-
ло?
7. Какова программа партии большевиков в россий-
ских революциях?
8. Как изменялись лозунги партии большевиков от
февраля к октябрю 1917 г.? Почему?
9. Дайте свою оценку внутренней и внешней полити-
ки Временного правительства. С чем связан кризис
Временного правительства?
10. Охарактеризуйте «корниловщину» как обществен-
но-политическое явление революционной эпохи. 3
чем причины конфликта между А. Керенским и Л.
Корниловым? Какие силы поддерживали каждого
из них?
11. Дайте оценку ленинской характеристики экономи-
ческого состояния предреволюционной России, из-
ложенной в его работах 1917 г.
12. Почему партии большевиков удалось взять власть в
октябре 1917 г.?
и В чем разница между Октябрем в Петрограде и
Москве и чем это было обусловлено?
■\ Какие были альтернативы большевистскому Ок-
тябрю и какая из них имела, на ваш взгляд, боль-
ше всего шансов на то, чтобы быть реализованной?
5. Какие оценки первых декретов Советской власти
имеют место в современной отечественной и зару-
бежной литературе? С какими из них вы согласны
или не согласны и почему?
Земинар по теме 14. Советское общество в 1921—1941
гадах: формирование тоталитарной системы й культа
личности Сталина
Вопросы для обсуждения
1. Поиск путей развития страны после окончания
гражданской войны:
^ новая экономическая политика: сущность, со-
держание, итоги;
- характерные черты социально-экономического
развития страны в 20-е годы XX в.
2. Политическая система СССР, ужесточение режима
личной власти Сталина:
■1 образование СССР. Национально-государствен-
ное устройство и особенности политической сис-
темы;
ч-4 формирование однопартийного политического
режима;
j внутрипартийная борьба и усиление режима
личной власти Сталина.
3. Форсирование экономических и социальных про-
цессов:
- курс на строительство социализма в одной стра-
не и его последствия;
- социально-экономические преобразования в 30-е
годы;
- последствия культа личности Сталина.
Темы рефератов и сообщений
1. Противоречивость экономического и социального
развития СССР в 20-30-е годы.
2. Последние письма и статьи В.И. Ленина: осмысле-
ние нового курса развития страны.
3. Судьба оппозиционных партий.
4. Модернизация промышленности страны в 20-е го-
ды.
5. СССР в годы первых пятилеток.
6. Проблема путей развития крестьянского хозяйства
в научной и общественно-политической мысли 20-х
годов.
7. Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и
последствия.
8. Сопротивление сталинизму. Искоренение Стали-
ным организованной оппозиции.
9. Конституция СССР 1936 г.: основные положения,
оценки, суждения.
10. Массовый террор 30-х годов и его последствия.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд,,
стереотип. - М., 2006. - С. 420-460.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохика
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 352-383.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 447-480.
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 42-47.
Дополнительная:
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 282-339.
История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 321-354.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 233-241.
Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для
студ. аысш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки-
селева, Э.М.ШаРИна. - М., 2006. - Т.2. - С. отлично-
91.
Контрольные вопросы
1. Какие проблемы стояли перед страной после окон-
чания гражданской войны? Почему «военный ком-
мунизм» не смог их разрешить?
2. В чем сущность новой экономической политики?
3. В чем причины кризисов нэпа?
4. Каких изменений в управлении государством по-
требовало бы продолжение новой экономической
политики?
5. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях
нэпа и роль товарно-денежных отношений в плано-
вой и регулирующей деятельности государства в
20-е годы.
6. Какие этапы индустриализации вы можете выде-
лить? Охарактеризуйте каждый из них.
7. Выделите основные этапы коллективизации. Какие
последствия она имела для страны?
8. В чем сходство и различие между бухаринской и
чаяновской альтернативами коллективизации по-
сталински? Почему ни та, ни другая не были реа-
лизованы?
9. В чем сущность противоречий между Лениным и
Сталиным по национальному войросу?
10. Почему в России 1920-1930-х гг. не было создано
массовых оппозиционных организаций сталинско-
му режиму? Можно ли согласиться с утверждением
о том, что «народ молчал»?
11. Были ли выполнены задачи культурной револю-
ции? Каких успехов достигла страна в этом отно-
шении в довоенный период?
12. Объясните,, почему курс на унификацию.и жесто-
кую регламентацию духовной жизни советского
общества стал в 30-е годы определяющим.
Семинар по теме 16. Советское общество в 1945-1991
годах: от попыток реформ до застоя и кризиса
Вопросы для обсуждения
1. Модернизация системы (1945-1964): достижения
и просчеты:
- модернизация экономики: советская модель по-
слевоенной модернизации;
- борьба за власть и «оттепель» в общественно-
политической и культурной.жизни;
- кризисы внешней политики.
2. Нарастание кризиса системы (1905-1985):
- экономика СССР - от реформ it с гаг паи и п;
- консервация властных структур;
- противоречия советского образа жизни;
- геополитические проблемы страны.
Темы рефератов и сообщений
1. Борьба за власть в конце 40-х - начале 50-х годов
XX в.
2. Милитаризация экономики страны и ее последст-
вия.
3. «Наследники Сталина» и «преодоление культа
личности».
4. Политический портрет Н.С. Хрущева.
5. Политический портрет Л.И. Брежнева.
6. Конституция СССР 1977 г.
7. Верхние эшелоны власти в послевоенный период:
тенденции и особенности.
8. Противоречия культурной жизни страны.
9. Программы мира 70-80-х гг.: цели, этапы, тупики.
10. Научно-техническая революция и ее влияние на
ход общественного развития.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 496-592.
Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд.,"перераб. и доп. - М., 200.7. -
С. 416-436.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 501-540..
Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история
в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 57-62. >
Д о пол нителъная:
Дэревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 380-422.
История России: учебно-методическое пособие к се-
рдинарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 420-467
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 252-281.
Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для
студ. высш. учеб. заведений: в.2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки-
селева, Э.М.Шагина. - М., 2006. - Т.2. - С. 234-351.
Контрольные вопросы
1. Какие отрасли, промышленности активно восста-
навливались и развивались в первые.послевоенные
годы? Какие проблемы возникали в связи с этим?
2. Какова была политика правительства по отноше-
нию к крестьянскому приусадебному хозяйству?
Как вы думаете, почему?
3. Докажите, что в первые послевоенные годы прави-
тельство предприняло некоторые шаги в сторону
демократизации.
4. Как вы думаете, чем можно объяснить усиление
идеологического пресса после войны? '
5. Какие изменения произошли в социальной струк-
туре общества?
6. Как происходила реструктуризация экономики в
50-60-е гг. и каковы были ее результаты? В чем
заключалось единство экономических и социаль-
ных реформ этого периода?
7. В чем проявилась противоречивость курса КПСС в
деревне (1953-1982 гг.)?
8. Каковы основные достижения хозяйственной ре-
формы 1965 г. и причины ее неудачи?
9. Охарактеризуйте основные положения «доктрины
Брежнева».
10. В чем заключается сущность и глобальный харак-
тер научно-технической революции?
Семинар по теме 17. Распад СССР
и российское общество на современном этапе
Вопросы для обсуждения
1. Перестройка в СССР, ее неудачи. Распад СССР:
- курс на ускорение социально-экономического
развития страны;
- неудачи перестройки и их причины;
- распад СССР и его последствия.
2. Россия на путях суверенного развития:
- основные направления экономического развития
страны;
- формирование элементов политической системы
и гражданского общества;
' содержание социальной политики в современ-
• ных условиях.
3. Россия в системе государств мирового сообщества:
- Россия и государства ближнего зарубежья. Про-
блемы СНГ;
- взаимоотношения России со странами дальнего
зарубежья.
Темы рефератов и сообщений
1. Рыночные реформы: трудности и достижения.
2. Приоритетные задачи внутренней политики России
и способы их решения.
3. Политическая борьба в российском обществе на со-
временном этапе.
4. Национальная политика России в современных ус
ловиях: проблемы и уроки.
5. Социальная политика российского государства на
современном этапе.
6. Внешняя политика России в 90-е гг. XX в.
7. Политические партии и движения современной
России.
8. Российский парламентаризм в конце XX - начале
XXI столетия.
Рекомендуемая литература
Основная:
История России с древнейших времен до конца XX
века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 2006. - С. 592L650.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина
Т.А. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -
С. 452-496.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие /
А_.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи-
на. - М., 2004. - С. 540-563.
Дополнительная:
Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос-
сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -
С. 422-472.
История России: учебно-методическое пособие к се-
минарским занятиям для студентов высших учебных за-
ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -
С. 467-523.
Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и
схемах. - М., 2005. - С. 281-319.
Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для
студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки-
селева, Э.М. Шагина. - М., 2006. - Т. 2, - С'. 352-423.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные этапы и содержание реформ
М. С. Горбачева?
2. Что лежало в основе курса на ускорение социаль-
но-экономического развития страны?
3. Каковы причины неудачи перестройки в СССР?