№ п\п | Наименования обеспечиваемых дисциплин | №№ тем данной дисциплины, необходимых изучение обеспечивающих дисциплин | |||||||||
Мировая экономика и международные экономические отношения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Институциональная экономика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Деньги, кредит, банки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Менеджмент | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Маркетинг | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Финансовый менеджмент | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Налоги и налогообложение | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Часть 3 - Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Трудоемкость в часах | ||||
Всего часов | Аудиторная работа | СР | ||||
Общая | Л | ПЗ | ||||
Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья | ||||||
Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы | ||||||
Классическая школа политической экономии | ||||||
Марксизм | ||||||
Австрийская школа | ||||||
Неоклассическое направление | ||||||
Кейнсианство | ||||||
Монетаризим | ||||||
Институционализм | ||||||
Русская экономическая мысль конца 19-20 веков | ||||||
Всего по курсу: |
Практические занятия и семинары
|
|
п/п | № темы | Тематика практических занятий (семинаров) Технологии проведения | Трудо-емкость в часах |
1. | 1) Особенности экономических воззрений Ксенофонта. 2) В чем двойственность трактовки Ксенофонтом понятия «стоимость»? 3) Какие экономические проблемы рассматривает Платон в схеме идеального государства? 4) Чем отличаются исследования Аристотеля в экономике от исследований Ксенофонта и Платона? 5) Как Аристотель исследовал категории обмена, товара и денег? 6) Какие современные направления экономической мысли берут начало из исследований Аристотеля? 7) Основные экономические проблемы в трудах Фомы Аквинского. | ||
2. | 1) В чем состоит историческая прогрессивность меркантилизма? 2) Основные проблемы, освещенные в трудах У. Стаффорда? 3) Особенности взглядов Г. Скаруффи. 4) Каковы экономические взгляды Т. Мена? 5) В чем состоят особенности экономических исследований А. де Монкретьена? 6) Суть «экономической таблицы» Ф. Кенэ. 7) Достоинства и недостатки учения о «чистом продукте» и «экономической таблицы» Ф. Кенэ. 8) Отличия во взглядах ранних и поздних меркантилистов. | ||
3. | 1) Особенности подхода Риккардо к анализу экономических категорий. 2) Отличия теорий стоимости Риккардо и Смита. 3) Теория прибыли, ее связь с заработной платой. 4) Теория денег Риккардо. 5) Теория дифференциальной земельной ренты. 6. Теория стоимости Милля. 6) Теория денег и капитала. 7) Социальные вопросы в трудах Милля. 8) Значение трудов Милля для развития экономической науки. | ||
4. | 1) Личность и эпоха К.Маркса 2) Теория трудовой и прибавочной стоимости К.Маркса 3) Всеобщий закон капиталистического накопления 4) К.Маркс об исторической тенденции капиталистического накопления 5) Учение К. Маркса и современность 6) К.Маркс о двойственном характере труда 7) Учение К. Маркса о коммунизме | ||
5. | 1) О. Бем-Баверк о прибыли, ценообразовании и предельной полезности. Шкала потребностей 2) Теория вменения Ф.Визера 3) Основные идеи книги Ф. Хайека «Дорога к рабству» 4) Теория инноваций Й. Шумпетера 5) Й.Шумпетер о предпринимательстве | ||
6. | 1) Маржинальная революция: ее предпосылки и этапы. Основные постулаты маржиналистов К. Менгер и его экономические взгляды 2) Оптимум В.Парето 3) А.Маршалл и его экономическое учение 4) К. Менгер: теория предельной полезности 5) Теория потребительского излишка А.Маршалла 6) «Крест Маршалла» и его теоретическое и практическое значение 7) Теория эластичности А.Маршалла | ||
7. | 1) Д.М. Кейнс: личность и ученый 2) Д.М.Кейнс о государственном регулировании 3) Проблемы эффективного спроса у Д.М.Кейнса 4) Учение Д.М.Кейнса о мультипликаторе и акселераторе 5) Кейнсианство- переворот в экономической теории 20 века 6) Современное кейнсианство | ||
8. | 1) Монетаризм: новые подходы к регулированию экономики 2) Основные положения монетаристов 3) «Денежное правило» М. Фридмена 4) Уравнение обмена И.Фишера 5) Монетаристы и кейнсианцы о взаимосвязи инфляции и занятости 6) Монетаризм в России: рецепты переходного периода | ||
9. | 1) Сущность, основные направления и значение институционализма 2) Экономическое учение Т. Веблена 3) Экономические воззрения Дж. Коммонса и У. Митчелла 4) Теория прав собственности и теория транзакционных издержек Р. Коулза 5) Экономические взгляды Дж. Гэлбрейта 6) Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена | ||
1) Экономические взгляды М.И. Туган – Барановского 2) Л.В. Канторович - создатель метода линейного программирования 3) А.В. Чаянов о семейно - трудовом хозяйстве 4) Теория больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева 5) Егор Гайдар: рецепты переходного периода 6) Г. А. Фельдман: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства. 7) Л. В. Канторович: метод линейного программирования и оптимальное размещение производственных и потребительских факторов, проблема разработки оптимального плана всего народного хозяйства как математической модели. 8) В.В. Навожилов - выдающийся исследователь проблем экономико - математической науки, один из основоположников теории оптимального планирования, крупнейший специалист в области ценообразования, теории рынка и методологии расчета экономической эффективности. | |||
Итого: |
Самостоятельная работа
|
|
№ п/п | № темы дисциплины | Форма самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1.1-3.6 | Изучение рекомендованной литературы. Рассмотрение и изучение вопросов к занятиям. Сбор и анализ материала по проблематике обсуждаемых на практических занятиях вопросов. Выполнение домашних заданий. Подбор материала на практические занятия. Подготовка к контрольным работам, тестированию. Подготовка к экзамену. | ||
ИТОГО: |
Контрольные вопросы и система оценивания
Перечень контрольных вопросов к Экзамену
|
|
1.Экономическая мысль Древней Греции.
2. Экономическая мысль Древнего Рима.
3. Экономические идеи в религиозной литературе.
4.Основные теоретические положения меркантилизма.
5.Идеи меркантилизма в России.
6.Основные положения физиократии: сильные и слабые стороны.
7.Ф. Кенэ – крупнейший политэконом 18 в.
8.Теории доходов А. Смита и Д. Рикардо.
9.А. Смит и Д. Рикардо о труде производительном и непроизводительном.
10.Теория «невидимой» руки А. Смита.
11. Теория сравнительных издержек Д. Рикардо.
12.А. Смит и Д. Рикардо о роли государства в экономике.
13.Трудовая теория стоимости в произведениях А. Смита и Д. Рикардо.
14.Закон убывающего плодородия почвы и его критика.
15. Закон народонаселения Т. Мальтуса.
16.Ж.Б. Сэй и его теория факторов производства.
17.Основные положения теории предельной полезности.
18.Австрийская школа маржинализма.
19.Американская школа маржинализма.
20.Институционализм: сущность и характерные черты.
21.Теории Дж. Гэлбрейта.
22.Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.
23.Теория прав собственности Р. Коуза.
24.Экономическое учение К. Маркса и современность.
25. «Крест» А. Маршалла.
26.Потребительский излишек А. Маршалла.
27.Теория эффективного спроса Кейнса.
28.Рецепты макрорегулирования неокейнсианства.
29.Основные положения монетаризма.
30.В.К. Дмитриев и Е.Б. Слуцкий: математические методы в экономике.
31. М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве: «легальный марксизм» и российские особенности.
32. Экономисты-аграрники. Школа А.В. Чаянова.
33.Л.В. Канторович: теория линейного программирования.
34.Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева.
Уровень требований и критерии оценок
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и индивидуальной работы со студентами, по результатам выполнения самостоятельных работ тематического тестирования. Основными формами текущего контроля знаний являются:
- проверка качества усвоения проблемных вопросов изучаемого материала в ходе плановых занятий;
- выполнение самостоятельных домашних заданий, их оценивание и обсуждение результатов;
|
|
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний, умений и навыков студентов. Теоретические знания оцениваются путем подготовки письменного ответа на вопросы билета. Практические навыки и умения проверяются посредством решения прикладных.
Оценивание студентов на зачете осуществляется в соответствии с требованиями и критериями 100-балльной шкалы, установленными в вузе. Учитываются как результаты текущего контроля, так и знания, навыки и умения, непосредственно показанные студентами в ходе зачета.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная:
1. История экономических учений. Учебник для бакалавров / под ред. И.Н.Шапкина, А.С.Квасова. – Изд-во: Юрайт, 2012. – 492с.
2. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап). Учебник. – Изд-во: Инфра-М, 2011. – 733с.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – 4-е изд. – Изд-во: Инфра-М, 2012. – 480с.
Дополнительная:
4. Гловели К.Д. История экономических учений. Учебное пособие для бакалавров. – Изд-во: Юрайт, 2012. – 742с.
5. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений. Учебник / Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина. – 5-е изд. – Изд-во: Омега-Л, 2012. – 384с.
6. Гусейнов Р.М. Экономическая история. Учебник для бакалавров / Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина. – Изд-во: Юрайт, 2012. – 686с.
7. Денисова И.П. История экономических учений. Учебник / И.П.Денисова, Л.Р.Клиновенко, А.В.Щербина. – Изд-во: МарТ, 2008. – 288с.
8. Квасов А.С. История экономических учений. Учебник. – 3-е изд. – Изд-во: ЮНИТИ, 2011. – 495с.
9. Синельник Л.В. История экономических учений. Учебное пособие. – Изд-во: КноРус, 2010. – 272с.
10. Сорвиров Б.В. История экономических учений. Курс лекций. – Изд-во: Экзамен, 2008. – 384с.
11. Холопов А.В. История экономических учений. Учебник. – Изд-во: Рид Групп, 2011. – 464с.