Часть 2 - Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п\п Наименования обеспечиваемых дисциплин №№ тем данной дисциплины, необходимых изучение обеспечивающих дисциплин
                   
  Мировая экономика и международные экономические отношения + + + + + + + + + +
  Институциональная экономика + + + + + + + + + +
  Деньги, кредит, банки   + + + + + + + + +
  Менеджмент   + + + + + + + + +
  Маркетинг   + + + + + + + + +
  Финансовый менеджмент   + + + + + + + + +
  Налоги и налогообложение   + + + + + + + + +

Часть 3 - Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)

№ п/п Наименование разделов и тем Трудоемкость в часах
Всего часов Аудиторная работа СР
Общая Л ПЗ
  Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья          
  Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы          
  Классическая школа политической экономии          
  Марксизм          
  Австрийская школа          
  Неоклассическое направление          
  Кейнсианство          
  Монетаризим          
  Институционализм          
  Русская экономическая мысль конца 19-20 веков          
  Всего по курсу:          

Практические занятия и семинары

п/п № темы Тематика практических занятий (семинаров) Технологии проведения Трудо-емкость в часах
1.   1) Особенности экономических воззрений Ксенофонта. 2) В чем двойственность трактовки Ксенофонтом понятия «стоимость»? 3) Какие экономические проблемы рассматривает Платон в схеме идеального государства? 4) Чем отличаются исследования Аристотеля в экономике от исследований Ксенофонта и Платона? 5) Как Аристотель исследовал категории обмена, товара и денег? 6) Какие современные направления экономической мысли берут начало из исследований Аристотеля? 7) Основные экономические проблемы в трудах Фомы Аквинского.  
2.   1) В чем состоит историческая прогрессивность меркантилизма? 2) Основные проблемы, освещенные в трудах У. Стаффорда? 3) Особенности взглядов Г. Скаруффи. 4) Каковы экономические взгляды Т. Мена? 5) В чем состоят особенности экономических исследований А. де Монкретьена? 6) Суть «экономической таблицы» Ф. Кенэ. 7) Достоинства и недостатки учения о «чистом продукте» и «экономической таблицы» Ф. Кенэ. 8) Отличия во взглядах ранних и поздних меркантилистов.  
3.   1) Особенности подхода Риккардо к анализу экономических категорий. 2) Отличия теорий стоимости Риккардо и Смита. 3) Теория прибыли, ее связь с заработной платой. 4) Теория денег Риккардо. 5) Теория дифференциальной земельной ренты. 6. Теория стоимости Милля. 6) Теория денег и капитала. 7) Социальные вопросы в трудах Милля. 8) Значение трудов Милля для развития экономической науки.  
4.   1) Личность и эпоха К.Маркса 2) Теория трудовой и прибавочной стоимости К.Маркса 3) Всеобщий закон капиталистического накопления 4) К.Маркс об исторической тенденции капиталистического накопления 5) Учение К. Маркса и современность 6) К.Маркс о двойственном характере труда 7) Учение К. Маркса о коммунизме  
5.   1) О. Бем-Баверк о прибыли, ценообразовании и предельной полезности. Шкала потребностей 2) Теория вменения Ф.Визера 3) Основные идеи книги Ф. Хайека «Дорога к рабству» 4) Теория инноваций Й. Шумпетера 5) Й.Шумпетер о предпринимательстве  
6.   1) Маржинальная революция: ее предпосылки и этапы. Основные постулаты маржиналистов К. Менгер и его экономические взгляды 2) Оптимум В.Парето 3) А.Маршалл и его экономическое учение 4) К. Менгер: теория предельной полезности 5) Теория потребительского излишка А.Маршалла 6) «Крест Маршалла» и его теоретическое и практическое значение 7) Теория эластичности А.Маршалла  
7.   1) Д.М. Кейнс: личность и ученый 2) Д.М.Кейнс о государственном регулировании 3) Проблемы эффективного спроса у Д.М.Кейнса 4) Учение Д.М.Кейнса о мультипликаторе и акселераторе 5) Кейнсианство- переворот в экономической теории 20 века 6) Современное кейнсианство  
8.   1) Монетаризм: новые подходы к регулированию экономики 2) Основные положения монетаристов 3) «Денежное правило» М. Фридмена 4) Уравнение обмена И.Фишера 5) Монетаристы и кейнсианцы о взаимосвязи инфляции и занятости 6) Монетаризм в России: рецепты переходного периода  
9.   1) Сущность, основные направления и значение институционализма 2) Экономическое учение Т. Веблена 3) Экономические воззрения Дж. Коммонса и У. Митчелла 4) Теория прав собственности и теория транзакционных издержек Р. Коулза 5) Экономические взгляды Дж. Гэлбрейта 6) Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена  
    1) Экономические взгляды М.И. Туган – Барановского 2) Л.В. Канторович - создатель метода линейного программирования 3) А.В. Чаянов о семейно - трудовом хозяйстве 4) Теория больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева 5) Егор Гайдар: рецепты переходного периода 6) Г. А. Фельдман: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства. 7) Л. В. Канторович: метод линейного программирования и оптимальное размещение производственных и потребительских факторов, проблема разработки оптимального плана всего народного хозяйства как математической модели. 8) В.В. Навожилов - выдающийся исследователь проблем экономико - математической науки, один из основоположников теории оптимального планирования, крупнейший специалист в области ценообразования, теории рынка и методологии расчета экономической эффективности.  
    Итого:  

Самостоятельная работа

№ п/п № темы дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоемкость в часах
  1.1-3.6 Изучение рекомендованной литерату­ры. Рассмотрение и изучение вопросов к занятиям. Сбор и анализ матери­ала по проблематике обсуждаемых на практических занятиях вопросов. Выполнение домашних заданий. Подбор материала на практические занятия. Подготовка к контрольным работам, тестированию. Подготовка к экзамену.  
ИТОГО:  

Контрольные вопросы и система оценивания

Перечень контрольных вопросов к Экзамену

1.Экономическая мысль Древней Греции.

2. Экономическая мысль Древнего Рима.
3. Экономические идеи в религиозной литературе.
4.Основные теоретические положения меркантилизма.
5.Идеи меркантилизма в России.
6.Основные положения физиократии: сильные и слабые стороны.
7.Ф. Кенэ – крупнейший политэконом 18 в.
8.Теории доходов А. Смита и Д. Рикардо.
9.А. Смит и Д. Рикардо о труде производительном и непроизводительном.
10.Теория «невидимой» руки А. Смита.
11. Теория сравнительных издержек Д. Рикардо.
12.А. Смит и Д. Рикардо о роли государства в экономике.
13.Трудовая теория стоимости в произведениях А. Смита и Д. Рикардо.
14.Закон убывающего плодородия почвы и его критика.
15. Закон народонаселения Т. Мальтуса.
16.Ж.Б. Сэй и его теория факторов производства.
17.Основные положения теории предельной полезности.
18.Австрийская школа маржинализма.
19.Американская школа маржинализма.
20.Институционализм: сущность и характерные черты.
21.Теории Дж. Гэлбрейта.
22.Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.
23.Теория прав собственности Р. Коуза.
24.Экономическое учение К. Маркса и современность.
25. «Крест» А. Маршалла.
26.Потребительский излишек А. Маршалла.
27.Теория эффективного спроса Кейнса.
28.Рецепты макрорегулирования неокейнсианства.
29.Основные положения монетаризма.
30.В.К. Дмитриев и Е.Б. Слуцкий: математические методы в экономике.
31. М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве: «легальный марксизм» и российские особенности.
32. Экономисты-аграрники. Школа А.В. Чаянова.
33.Л.В. Канторович: теория линейного программирования.
34.Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева.


Уровень требований и критерии оценок

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и индивидуальной работы со студентами, по результатам выполнения самостоятельных работ тематического тестирования. Основными формами текущего контроля знаний являются:

- проверка качества усвоения проблемных вопросов изучаемого материала в ходе плановых занятий;

- выполнение самостоятельных домашних заданий, их оценивание и обсуждение результатов;

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний, умений и навыков студентов. Теоретические знания оцениваются путем подготовки письменного ответа на вопросы билета. Практические навыки и умения проверяются посредством решения прикладных.

Оценивание студентов на зачете осуществляется в соответствии с требованиями и критериями 100-балльной шкалы, установленными в вузе. Учитываются как результаты текущего контроля, так и знания, навыки и умения, непосредственно показанные студентами в ходе зачета.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

1. История экономических учений. Учебник для бакалавров / под ред. И.Н.Шапкина, А.С.Квасова. – Изд-во: Юрайт, 2012. – 492с.

2. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап). Учебник. – Изд-во: Инфра-М, 2011. – 733с.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – 4-е изд. – Изд-во: Инфра-М, 2012. – 480с.

Дополнительная:

4. Гловели К.Д. История экономических учений. Учебное пособие для бакалавров. – Изд-во: Юрайт, 2012. – 742с.

5. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений. Учебник / Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина. – 5-е изд. – Изд-во: Омега-Л, 2012. – 384с.

6. Гусейнов Р.М. Экономическая история. Учебник для бакалавров / Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина. – Изд-во: Юрайт, 2012. – 686с.

7. Денисова И.П. История экономических учений. Учебник / И.П.Денисова, Л.Р.Клиновенко, А.В.Щербина. – Изд-во: МарТ, 2008. – 288с.

8. Квасов А.С. История экономических учений. Учебник. – 3-е изд. – Изд-во: ЮНИТИ, 2011. – 495с.

9. Синельник Л.В. История экономических учений. Учебное пособие. – Изд-во: КноРус, 2010. – 272с.

10. Сорвиров Б.В. История экономических учений. Курс лекций. – Изд-во: Экзамен, 2008. – 384с.

11. Холопов А.В. История экономических учений. Учебник. – Изд-во: Рид Групп, 2011. – 464с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: