Тема практического занятия: Особенности организации управления корпорацией

Задание: Управленческие и другие отношения - как основа теории корпоративного управления

Ответ на задание:

Управление (менеджмент) - это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности. Таким образом, управление представляет собой совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и неформальными организациями, образующимися и действующими спонтанно на основе личных связей, контактов, приятельских и семейных и других видов отношений.

К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:

• материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;

• финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);

• людские ресурсы (персонал);

• информационные ресурсы;

• временные ресурсы.

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.

Цель- генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.

Ограничение- конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.

Цели и ограничения выполняют следующие задачи:

1. функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);

2. инструмент управления (руководящие требования);

3. критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);

4. инструмент координации;

5. инструмент контроля;

Классификация целей может осуществляться:

- по охватываемой сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные цели:

1. стремление к доходу;

2. стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);

3. стремление к увеличению оборота;

4. стремление к снижению расходов.

Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).

Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:

- содержание цели;

- ее размер (максимум, минимум, уровень);

- временные параметры;

- пространственные характеристики;

- персональную привязку;

- ранг в иерархии целей.

Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 2013. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи могут быть:

1. идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);

2. комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);

3. индифферентными (нейтралитет- между целями нет связи);

4. конкурентными (конфликт);

5. антагонистичными (взаимоисключение).

Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:

- принципы предпринимательской деятельности;

- основные цели, объекты, сферы деятельности;

- требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской деятельности:

1. четкое представление смысла предпринимательской деятельности;

2. отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);

4. отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);

5. восприимчивость к НТП;

6. готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

- к способу управления (например, авторитарный или демократичный);

- в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);

- в среде информации (открытость, секретность);

- принципы мотивации;

- организационные структуры;

- принципы контроля.

На основе общих принципов (shared volue) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные преимущества (искусства -skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: