Вопрос 1. Понятие налоговой системы. Принципы формирования

налоговой системы РФ

Построение налоговой системы и ее функционирование находится в прямой зависимости от экономического и социального положения государства и от формируемой на этой основе налоговой политики.

Под налоговой системой следует понимать совокупность действующих на конкретном этапе развития норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

К таким условиям в РФ на современном этапе относятся:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений;

6. порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц;

Не следует отождествлять понятия «налоговая система» и «система налогов».

Система налогов - это всего лишь одно из звеньев налоговой стстемы. Налоговая система объединяет ряд звеньев, обуславливающих ее взаимодействие с финансовыми и экономическими процессами государства.

Действующая в настоящее время налоговая система РФ базируется на следующих принципах:

1. Признание всеобщности и равенства налогообложения.

2. При установлении учитываются фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.

3. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

4. Не допускается дифференцирование налоговых ставок и льгот в зависимости от форм собственности, гражданства налогоплательщиков или места происхождения капитала.

5. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

6. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

7. Недопустимо установление налогов и сборов, нарушающих экономическое пространство РФ и ограничивающее свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ и услуг) или финансовых ресурсов.

8. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ; налоги и сборы субъектов федерации, местные налоги и сборы - устанавливаются соответственно законами субъектов федерации и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

9. Не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, непредусмотренные НК РФ.

10. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Законодательные акты должны быть сформулированы так, чтобы каждый знал: какие налоги, когда и в каком порядке их следует платить.

11. Все не устраненные сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (презумпция правоты налогоплательщика).

Не менее важным принципом является соотношение прямого и косвенного налогообложения.

Всю совокупность платежей налогового характера можно классифицировать по отдельным критериям и признакам, основные из которых следующие: по плательщикам, по объектам обложения, по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов, по адресности зачисления налоговых платежей, по целевой направленности, периодические и разовые налоги, регулярные и чрезвычайные налоги.

Обязательным условием формирования налоговой системы и установления налогов является определение элементов налогообложения, которые, взаимодействуя между собой формируют механизм налогообложения по каждому конкретному налогу.

Элементы налогообложения включают:

ü субъект налога - налогоплательщик, т.е. лицо (юридическое или физическое), на которое по законодательству возложена обязанность платить налог;

ü объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению;

ü единица обложения – это количественная мера измерения объекта обложения;

ü налоговая база – это конкретный показатель, от которого производится исчисление налога. В отличие от объекта налогообложения облагаемая база определяется расчетным путем с учетом предусмотренных льгот, вычетов, других изменений, вытекающих из законодательства;

ü налоговый период – период времени, по окончании которого производится исчисление налога;

ü налоговая ставка или норма налогообложения – это величина налога к единице налоговой базы. Ставки делятся на твердые (установленные в абсолютной сумме к единице налогообложения), процентные (или адвалорные)- устанавливаемые в процентах к единице налогообложения. По методике исчисления ставки могут быть пропорциональные (одинаковый процент к облагаемой базе), прогрессивные (с увеличением облагаемой базы увеличиваются и ставки), регрессивные (уменьшаются по мере роста облагаемой базы);

ü налоговая льгота - полное или частичное освобождение от налогов путём снижения ставки, уменьшения облагаемой базы, полного освобождения от налога;

ü налоговый оклад- сумма платежа, полученная как произведение облагаемой базы и ставки;

ü источники уплаты налога (прибыль, себестоимость, заработная плата, финансовый результат, цена товара);

ü распределение аналога по уровням бюджета (федеральный, региональный, местный).

Особое место в системе занимает методика прямого и косвенного налогообложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. При этом между налогоплательщиком и государством отношения устанавливаются напрямую. При косвенном налогообложении предприятия являются посредниками между государством и налогоплательщиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: