налоговой системы РФ
Построение налоговой системы и ее функционирование находится в прямой зависимости от экономического и социального положения государства и от формируемой на этой основе налоговой политики.
Под налоговой системой следует понимать совокупность действующих на конкретном этапе развития норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
К таким условиям в РФ на современном этапе относятся:
1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5. формы и методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений;
|
|
6. порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц;
Не следует отождествлять понятия «налоговая система» и «система налогов».
Система налогов - это всего лишь одно из звеньев налоговой стстемы. Налоговая система объединяет ряд звеньев, обуславливающих ее взаимодействие с финансовыми и экономическими процессами государства.
Действующая в настоящее время налоговая система РФ базируется на следующих принципах:
1. Признание всеобщности и равенства налогообложения.
2. При установлении учитываются фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.
3. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
4. Не допускается дифференцирование налоговых ставок и льгот в зависимости от форм собственности, гражданства налогоплательщиков или места происхождения капитала.
5. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
6. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
7. Недопустимо установление налогов и сборов, нарушающих экономическое пространство РФ и ограничивающее свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ и услуг) или финансовых ресурсов.
8. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ; налоги и сборы субъектов федерации, местные налоги и сборы - устанавливаются соответственно законами субъектов федерации и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
|
|
9. Не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, непредусмотренные НК РФ.
10. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Законодательные акты должны быть сформулированы так, чтобы каждый знал: какие налоги, когда и в каком порядке их следует платить.
11. Все не устраненные сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (презумпция правоты налогоплательщика).
Не менее важным принципом является соотношение прямого и косвенного налогообложения.
Всю совокупность платежей налогового характера можно классифицировать по отдельным критериям и признакам, основные из которых следующие: по плательщикам, по объектам обложения, по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов, по адресности зачисления налоговых платежей, по целевой направленности, периодические и разовые налоги, регулярные и чрезвычайные налоги.
Обязательным условием формирования налоговой системы и установления налогов является определение элементов налогообложения, которые, взаимодействуя между собой формируют механизм налогообложения по каждому конкретному налогу.
Элементы налогообложения включают:
ü субъект налога - налогоплательщик, т.е. лицо (юридическое или физическое), на которое по законодательству возложена обязанность платить налог;
ü объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению;
ü единица обложения – это количественная мера измерения объекта обложения;
ü налоговая база – это конкретный показатель, от которого производится исчисление налога. В отличие от объекта налогообложения облагаемая база определяется расчетным путем с учетом предусмотренных льгот, вычетов, других изменений, вытекающих из законодательства;
ü налоговый период – период времени, по окончании которого производится исчисление налога;
ü налоговая ставка или норма налогообложения – это величина налога к единице налоговой базы. Ставки делятся на твердые (установленные в абсолютной сумме к единице налогообложения), процентные (или адвалорные)- устанавливаемые в процентах к единице налогообложения. По методике исчисления ставки могут быть пропорциональные (одинаковый процент к облагаемой базе), прогрессивные (с увеличением облагаемой базы увеличиваются и ставки), регрессивные (уменьшаются по мере роста облагаемой базы);
ü налоговая льгота - полное или частичное освобождение от налогов путём снижения ставки, уменьшения облагаемой базы, полного освобождения от налога;
ü налоговый оклад- сумма платежа, полученная как произведение облагаемой базы и ставки;
ü источники уплаты налога (прибыль, себестоимость, заработная плата, финансовый результат, цена товара);
ü распределение аналога по уровням бюджета (федеральный, региональный, местный).
Особое место в системе занимает методика прямого и косвенного налогообложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. При этом между налогоплательщиком и государством отношения устанавливаются напрямую. При косвенном налогообложении предприятия являются посредниками между государством и налогоплательщиками.