1. «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией».
(А. Сахаров)
2. «Ранее всех и более всех святых…приобрел народное уважение Руси преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви».
(Н. И. Костомаров)
3. «Как ни судить о личном поведении Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной».
(С.Ф. Платонов)
4. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти».
(А. Каменский)
5. «Я считаю царствование Николая I прямым логическим продолжением второй половины предшествующего царствования (Александра I)».
(В.О. Ключевский)
6. «Разумеется не все намеченное Александру II удалось выполнить…какие-то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, а зачастую и недобросовестными исполнителями…И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра II великим реформатором».
(Я.Н. Длуголенский)
7. «Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством».
(В. Ключевский)
Критерии оценивания эссе
Критерии | Максимальный балл | Отметки первого эксперта | Отметки второго эксперта | Средний балл |
Сформулирована проблема темы эссе | ||||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы | ||||
Дана аргументациясвоего мнения с опорой на достоверные исторические факты | ||||
Проблема раскрыта на теоретическом уровне –с корректным использованием исторических терминов и понятий, в логических связях и обоснованиях | ||||
Привлечен достаточно широкий кругисторических фактов, взятых из разных источников информации (фактологическая эрудиция) | ||||
Дискуссионность и диалогичность авторской позиции, опора на мнения авторитетных исследователей или обоснованное несогласие с ними (историографическая эрудиция) | ||||
Достоинства литературной формы изложения (композиционная свобода, внутренне смысловое единство, образность и парадоксальность, языковое богатство, грамотность) | ||||
Итого: |
Максимальный балл – 10