Оформление и содержание библиографического списка

Основной текст работы завершается библиографическим списком использованной литературы. Список литературы должен быть достаточно полным, так как он свидетельствует о степени изученности в работе изучаемой проблемы, осведомленности студента о современном состоянии проблемы исследования. Количество используемых источников характеризует объем проделанной студентом работы, поэтому служит важным критерием для ее оценки. Значительная диспропорция (в 5-10 раз) между объемом литературного обзора и количеством источников свидетельствует, как правило, либо об отсутствии у автора умения отделять главное от второстепенного, либо о поверхностном анализе литературных источников. При грамотном анализе литературных источников их количество обычно не меньше количества страниц в литературном обзоре и не превышает общего объема работы.

При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание, как правильному библиографическому описанию источников, так и точности их выходных данных.

Источники в списке литературы должны быть упорядочены и пронумерованы. Источники принято располагать по алфавиту на основании фамилии и инициалов первого или единственного автора. Если фамилия и инициалы первого автора в нескольких источниках совпадают, то работы упорядочиваются по фамилии и инициалам следующего соавтора и т.д. Если у нескольких работ совпадают фамилии и инициалы всех авторов, работы упорядочивают по году издания. При совпадении авторов и года работы упорядочивают по их заглавию. Источники на русском языке указываются вначале списка литературы, затем указываются источники на иностранных языках.

В список включаются все использованные автором научные источники. В психологических исследованиях основными научными источниками являются:

· монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме);

· коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме);

· сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов) и журналы (только в случае, если в тексте работы даются ссылки на весь сборник или журнал);

· статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей;

· статьи одного автора или группы авторов в журналах;

· тезисы докладов или доклады одного автора (группы авторов) в сборниках материалов конференции;

· кандидатские и докторские диссертации, их авторефераты, а также дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами;

· неопубликованные источники;

· публикации в Интернете.

Остальные источники, такие как статьи в энциклопедиях или словарях, учебная и учебно-методическая литература и т.п., включать в библиографический список не принято. Ссылки на подобные работы принято оформлять при помощи подстрочных сносок (см. раздел 2.6).

Библиографическое описание[19] для публикаций каждого из видов включает несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

· сведения об авторах;

· заглавие;

· сведения об издании;

· выходные данные;

· количественные характеристики.

Как правило, вначале указываются сведения об авторах – их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии.

Далее приводится точное заглавие публикации. Сведения об издании отделяются от основных сведений об авторах и заглавии точкой и тире. Сведения включают в себя информацию о том, каким по порядку является издание (если первым, то этот элемент описания опускается), является ли книга переводом с иностранного языка (с какого). Также в этой части описания содержатся сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др.; они отделяются от предшествующих данных косой чертой. Например, Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с. Сведения о книге на иностранном языке приводятся сходным образом, например, Savic S. How twins learn to talk. – New–York: Academic Press, 1980. – 491 p.

Если книга имеет двух или трех авторов, то их фамилии располагаются в том порядке, как они приведены в книге, и разделяются запятой. Например, Лебединская К.С., Райская М.М., Грибачова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере…

Если книга имеет более трех авторов, то сведения о них даются после заглавия и отделяются от него косой чертой. Например, Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), далее – описание сведений об издании, выходных данных, количественных характеристиках, как в предыдущих случаях, например, Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с. Аналогичным образом дается описание источника на иностранном языке, например, Schizophrenia: The major issues / P. Bebbington, P. McGuffin (Eds.). – Oxford, U.K.: Heinemann, 1988. –?? p.

После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они приводятся на титульном листе и часто – на его обороте. Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении М., Л. и СПб. соответственно. Встречаются и общепринятые сокращения названий городов и в иностранных источниках, например, Нью-Йорк – N.Y.

Как правило, при библиографическом описании конкретной книги можно ориентироваться на описание, которое содержится в самом ее начале, на странице перед оглавлением.

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке литературы приводится в следующей последовательности. Сначала указывается автор и его инициалы, затем – заглавие работы, далее указывается Дис. … канд. психол. наук для кандидатской диссертации и Дис. … д-ра психол. наук для докторской диссертации (в случае автореферата указывается, например, Автореф. дис. … канд. психол. наук). После дефиса приводится информация о месте (город) издания, далее, после двоеточия, – название учебного заведения, в котором выполнена работа, год представления работы к защите, и, наконец, после дефиса – количество страниц в источнике. Например, Ковалев Ю.В. Прагматическая функция интонации в публичной политической речи. Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М.: РУДН, 2008. – 46 с.

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье – фамилия автора и заглавие статьи. Затем, после знака // указываются сведения об издании, в котором она опубликована. Ниже приведены примеры описаний статей на русском и иностранных языках в сборниках, журналах и газетах:

Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – С. 185–200.

Думитрашку Т.А., Марютина Т.М., Равич-Щербо И.В., Трубников В.И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. – 1996. – №4. – С. 137–148.

Леонтьев Д.А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. – 1988. – №3 (30). – С. 4–6.

Reznick J. S. Intelligence, language, nature and nurture in young twins / In: R. Sternberg, E. Grigorenko (Eds.) Intelligence, heredity and environment. – Cambridge: Cambridge University Press, 1996. – pp. 483–504.

Liu H.-M., Kuhl P. K., Tsao F.-M. An association between mothers' speech clarity and infants' speech discrimination skills // Developmental Science. – 2003. – Vol. 6. – pp. 1–10.

Описание тезисов докладов или самих докладов, представленных в сборнике материалов конференции, конгресса, симпозиума и т.д., начинается с фамилии и инициалов автора (авторов) доклада. Далее, после знака /, следует название сборника с указанием места и даты проведения мероприятия. Косой линией от предыдущего описания отделяются инициалы и фамилии редакторов сборника, и, наконец – указываются выходные данные и количество страниц в источнике по правилам, описанным выше. Примеры описаний тезисов и докладов на русском и английском языках в сборниках материалов конференций представлены ниже:

Егорова М.С. Дифференциально-психологическое исследование природы когнитивных характеристик / Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода: Материалы вторых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15–17 ноября 2001 г. / Под. ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. – М.: Смысл, 2002. – с. 18–29.

Robson J., Mackenzie B. Hearing smiles – perceptual, acoustic and production aspects of labial spreading / Proceedings of the 14th Intern. Conf. of phonetic sciences, San Francisco, USA, pp. 219–222, 1999.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника. Например, при ссылке на методологические аспекты современных исследований природы высокого уровня развития когнитивных способностей, целесообразно ссылаться не на отдельные статьи соответствующего тематического сборника издания «Behavioral genetics», а на весь номер журнала: Behavioral genetics. – 2009. – Vol. 39. – 446 p.

Неопубликованная на момент написания квалификационной работы статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В этом случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется рукопись. Если же работа принята издательством к печати, но еще не вышла в свет, то после названия работы в круглых скобках ставится в печати, если источник печатается на русском языке, и in press, если источник – на иностранном языке. Обязательно указываются те выходные данные источника, которые известны на момент окончания работы над квалификационной работой. Например, Olson R.K., Byrne B., Samuelsson S. Reconciling strong genetic and strong environmental influences on individual differences and deficits in reading ability / In: K. Pugh, P. McCardle (Eds.) How children learn to read: current issues and new directions in the integration of cognition, neurobiology and genetics of reading and dyslexia research and practice. – Earlbaum, Taylor-Francis, 2009 (in press).

В последнее время в научных работах используются ссылки на публикации из Интернета. Необходимо помнить, что источник, на который ссылается автор, должен быть проверенным; информация, содержащаяся в нем – достоверной. Цитируемый источник должен быть оригинальной публикацией, а не помещенным в Интернете в электронном виде печатным источником, опубликованным ранее на бумажном носителе. При описании публикации из Интернета необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название работы, в квадратных скобках – [Электронный ресурс] (далее, для периодических сетевых изданий – через // – название журнала, двоеточие и указание электрон. научн. журн. или сетевой журн., год), а далее, после точки, аббревиатуры URL и двоеточия, – электронную ссылку, по которой в Интернете можно обнаружить данную работу. Поскольку источники, размещенные в Интернете, часто являются временными, то в последнее время при описании источника рекомендуется в самом конце записи указывать (дата обращения: 19.09.2007). Например:

Левикова Е.В. Социальная компетентность больных шизофренией подростков. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. №2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.10.2010).

Strangert E. What makes a good speaker? Subjective ratings and acoustic measurements. URL: http://www.speech.kth.se/prod/publications/files/qpsr/2007 (дата обращения: 20.02.2008).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: