Сознание: его происхождение и сущность

Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность (Р. Декарт). Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, «соборность». Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).

Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общественный уровни проявления – самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

Семинарское занятие

Тема №12

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс).

2. Психика и сознание. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание – отражение действительности (гносеологический аспект). Сознание – продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание – фактор управления поведением (функциональный аспект).

3. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.

4. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Бессознательное: природа и формы его проявления.

5. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Положительные и отрицательные функции бессознательного.

6. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Общественное сознание и социальное действие.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. От понятия «душа» к понятию «сознание». Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхож­дения души (Аристотель). Религиозные представления о душе.

2. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики.

3. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика.

Темы для рефератов:

1. Р. Декарт – сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность.

2. Сознание – фактор управления поведением (функциональный аспект).

3. Сознание, самосознание и личность.

4. Нравственное сознание; моральные нормы и поведение людей.

5. Общественное сознание и социальное действие.

6. Философское сознание и философия как самосознание.

7. Философия и идеология.

Лекция № 13

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие «знания». Преднаучные, научные и вненаучные формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл.

Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как «конструирование действительности». Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение.

Понимание и объяснение как формы познания.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. «Существующий объект» и «гносеологический объект» (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект – предметные отношения. Эпистемология как наука об обосновании знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.

Истина – субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В. С. Соловьев и П. Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.

Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество. Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.

Семинарское занятие

Тема № 13

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Познание как предмет философского анализа. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл.

2. Познание и отражение. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания.

3. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. Объекты материальные и идеальные. Эпистемология как наука об обосновании знания.

4. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития.

5. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Социокультурные основания познания. Познавательные способности человека.

2. Сенсуализм и рационализм. Художественное познание и его формы. Природа познавательного отношения.

3. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Объекты материальные и идеальные. Объект – предметные отношения.

4. Истина как социальный процесс. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

Темы для рефератов:

1. Человек как субъект познания.

2. Многообразие форм познания.

3. Преднаучные, научные и вненаучиые формы знания.

4. Познание и внутренний мир человека.

5. Человеческая проблематика в философии.

6. Преображение философского метода научного метода.

Лекция № 14

ЧЕЛОВЕК И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аксиология – философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия «ценность». Методологические принципы построения современной аксиологической теории. Ценности и их значение для человечества. Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность.

Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала общественной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т. д.), политико-правовые (толерантность, демократия и т. д.), эстетические и другие. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

Трактовка человека в научной и философской традициях. Биологизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность человека. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и человекоразмерность. Природоцентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюции. «Компьютерная метафора» когнитивной психологии.

Семинарское занятие

Тема № 14

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

1. Аксиология – философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия «ценность». Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность.

2. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей.

3. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Разработка теории ценностей прежними и современными философскими системами.

2. Нравственные начала общественной жизни.

3. Религия, наука, искусство, спорт как ценности.

4. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д.

5. Духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей.

Темы для рефератов:

1. Формирование морально-этических взглядов в медицине.

2. Гуманизм как философско-этический менталитет.

3. Здоровье – наивысшая общественная ценность.

4. Религиозная антропософия.

5. Общество как организм.

6. Врач как философская категория.

Лекция № 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: