Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность (Р. Декарт). Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, «соборность». Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).
Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общественный уровни проявления – самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.
|
|
Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.
Семинарское занятие
Тема №12
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
1. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс).
2. Психика и сознание. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание – отражение действительности (гносеологический аспект). Сознание – продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание – фактор управления поведением (функциональный аспект).
3. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.
4. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Бессознательное: природа и формы его проявления.
5. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Положительные и отрицательные функции бессознательного.
6. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Общественное сознание и социальное действие.
|
|
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. От понятия «душа» к понятию «сознание». Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхождения души (Аристотель). Религиозные представления о душе.
2. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики.
3. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика.
Темы для рефератов:
1. Р. Декарт – сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность.
2. Сознание – фактор управления поведением (функциональный аспект).
3. Сознание, самосознание и личность.
4. Нравственное сознание; моральные нормы и поведение людей.
5. Общественное сознание и социальное действие.
6. Философское сознание и философия как самосознание.
7. Философия и идеология.
Лекция № 13
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие «знания». Преднаучные, научные и вненаучные формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл.
Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как «конструирование действительности». Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение.
Понимание и объяснение как формы познания.
Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. «Существующий объект» и «гносеологический объект» (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект – предметные отношения. Эпистемология как наука об обосновании знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании.
Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.
Истина – субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В. С. Соловьев и П. Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.
Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.
Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество. Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.
Семинарское занятие
Тема № 13
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Познание как предмет философского анализа. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл.
2. Познание и отражение. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания.
3. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. Объекты материальные и идеальные. Эпистемология как наука об обосновании знания.
4. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития.
|
|
5. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Социокультурные основания познания. Познавательные способности человека.
2. Сенсуализм и рационализм. Художественное познание и его формы. Природа познавательного отношения.
3. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Объекты материальные и идеальные. Объект – предметные отношения.
4. Истина как социальный процесс. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.
Темы для рефератов:
1. Человек как субъект познания.
2. Многообразие форм познания.
3. Преднаучные, научные и вненаучиые формы знания.
4. Познание и внутренний мир человека.
5. Человеческая проблематика в философии.
6. Преображение философского метода научного метода.
Лекция № 14
ЧЕЛОВЕК И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Аксиология – философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия «ценность». Методологические принципы построения современной аксиологической теории. Ценности и их значение для человечества. Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность.
Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала общественной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т. д.), политико-правовые (толерантность, демократия и т. д.), эстетические и другие. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.
|
|
Трактовка человека в научной и философской традициях. Биологизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность человека. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и человекоразмерность. Природоцентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюции. «Компьютерная метафора» когнитивной психологии.
Семинарское занятие
Тема № 14
ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ
1. Аксиология – философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия «ценность». Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность.
2. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей.
3. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Разработка теории ценностей прежними и современными философскими системами.
2. Нравственные начала общественной жизни.
3. Религия, наука, искусство, спорт как ценности.
4. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д.
5. Духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей.
Темы для рефератов:
1. Формирование морально-этических взглядов в медицине.
2. Гуманизм как философско-этический менталитет.
3. Здоровье – наивысшая общественная ценность.
4. Религиозная антропософия.
5. Общество как организм.
6. Врач как философская категория.
Лекция № 15