План
1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в греческом обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа.
2. Виды и жанры античной лирики.
3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений).
4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной литературе: Солон - Гораций - Овидий.
5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломоносов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.
Задание:
1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов.
2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов.
3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения.
4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать дополнения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе.
|
|
5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»:
• Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»);
• Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского;
• Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского;
• Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»;
• Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»;
• Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте письменные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы:
• Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворении? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Солона?
• Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона?
• Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции.
• Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Овидий использовал идею «Памятника» Горация, опубликованного в 23 г. до н.э.
• В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе?
|
|
6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.
Тексты и литература
· Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо,
Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида.
· Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание.
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV.
Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V.
Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI.
Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V.
Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:
Творческий поиск Пиндара. М., 1990.
Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.
Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265.
Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978.
Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.
Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980.
Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
Занятие № 5 (2 часа)