План
1. Миф о Прометее и особенности его воплощения в трагедии Эсхила.
2. Особенности образной системы трагедии.
3. Образ Прометея и его идейный смысл. Особенности эсхиловской трактовки образа Прометея по сравнению с трактовкой Гесиода в поэме «Труды и дни».
4. Образ Зевса и его идейное значение. Переосмысление образа Зевса по сравнению с мифами.
5. Образ Гермеса в трагедии и его переосмысление по сравнению с мифами.
6. Общее идейное значение трагедии.
7. Особенности построения трагедии и роль хора в ней.
8. Роль диалога и монолога в трагедии.
Задание:
1. Прочитайте трагедию Эсхила «Прометей прикованный».
2. Определите, на какие два противостоящих друг другу лагеря можно разделить всех героев трагедии?
3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Прометея: что говорит о себе сам Прометей? Что говорят о нем другие герои: Гермес, Океан, Океаниды, Ио? Сделайте вывод: Какие основные черты воплощает в себе этот герой? Какой идейный смысл заключен в этом образе? Как это соотносится с идейно-политической ситуацией в Афинах в эпоху Эсхила? Сравните идейную трактовку образа Прометея у Эсхила и Гесиода.
4. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Зевса. Как его характеризуют Прометей? Океан? Океаниды? Ио? Гефест? Гермес? Сделайте вывод: Какие основные черты несет в себе этот образ? Какую идею он воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Зевса Эсхил по сравнению с традиционными мифами?
5. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Гермеса: Что говорит о нем Прометей? Как характеризует себя сам Гермес? Сделайте вывод, на каких чертах построен этот образ? Какую идею он в себе воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Гермеса Эсхил по сравнению с традиционными мифами?
6. Сделайте вывод об общем идейном содержании трагедии и идейной позиции самого автора.
7. Проследите соотношение диалога, монолога, песен хора и действия в трагедии.
8. Выпишите в тетрадь определение следующих понятий: пролог, парод, стасим, эписодий.
Тексты и литература
Миф о Прометее
Эсхил. Прометей прикованный.
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, Гл. IX: Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
Занятие № 6 (2 - 4 часа)