ИНСТРУКЦИЯ
По оформлению студенческих работ,
Выполняемых в частном учреждении образования
«Институт парламентаризма и предпринимательства»
I. Общие требования к структуре и содержанию студенческих работ
Дипломные/курсовые работы
Обязательным компонентом в изучении некоторых дисциплин, а также обязательным условием итоговой аттестации является написание студентами самостоятельной письменной работы.
Тематика дипломных/курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается на заседании кафедры одновременно с утверждением графика их написания, сдачи и защиты. Выбор тем и закрепление научных руководителей также утверждается кафедрой.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломной/курсовой работы. Допускается самостоятельное формулирование тем студентами при обязательном согласовании с научным руководителем и утверждением ее на кафедре.
Основные цели дипломной/курсовой работы:
- углубить и расширить теоретические знания студентов;
|
|
- овладеть навыками самостоятельной познавательной деятельности, выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;
- выработать умение публичной защиты подготовленного материала (делать доклад, отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение).
Написание дипломной/курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – научного руководителя работы. При этом студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы.
При написании и оформлении дипломной/курсовой работы необходимо:
· избрать интересующую студента тему работы по согласованию с научным руководителем;
· подобрать с помощью научного руководителя необходимую для развития темы литературу (научную, практическую, справочную, информационную, документальную и т.п.);
· провести критический анализ изученной литературы по исследуемой проблеме;
· логично изложить результаты проведенного анализа;
· представить работу методисту кафедры в печатном виде и в установленный срок и пройти процедуру защиты дипломной/курсовой работы.
Общий объём курсовой работы должен составлять не более 25-30 страниц печатного текста (исключая приложения), объем дипломной – 50-60 страниц (для экономических специальностей – до 80 страниц).
Структурными элементами курсовой работы являются:
· титульный лист (Приложение В);
· оглавление;
· перечень условных обозначений (при необходимости);
|
|
· введение;
· основная часть, представленная разделами;
· заключение;
· список литературы;
· приложения (при необходимости).
Структурными элементами дипломной работы являются:
· титульный лист (Приложение Г);
· задание на дипломную работу;
· оглавление;
· перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);
· реферат (Приложение Д);
· введение;
· основная часть - разделы, содержащие описание используемых методов и/или методик, собственных теоретических и экспериментальных исследований, результаты расчетов и другие сведения, определенные заданием;
· экономическое обоснование принятого решения, определение экономической эффективности внедрения полученных результатов;
· заключение;
· список литературы;
· графический материал в соответствии с заданием на дипломную работу (при наличии);
· приложение (при необходимости).
Графическая часть (графики, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и другой иллюстративный материал) может быть представлена на защите дипломной работы в виде электронной презентации с распечаткой бумажного раздаточного материала для членов ГЭК.
ВВЕДЕНИЕ
Введение — вступительная, начальная часть дипломной/курсовой работы. Введение, как правило, — это самый короткий раздел дипломной (курсовой) работы (до 3 страниц), однако он очень важен. Введение формулировать тезисами, без нумерации.
Введение включает в себя общую характеристику работы, содержит оценку современного состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, основание и исходные данные для разработки избранной темы. Во введении последовательно раскрываются следующие подразделы:
Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обосновывается с учётом потребностей белорусского общества в решении данной проблемы, состояния и тенденции развития исследуемой научной проблемы, а также практических запросов нашего общества.
Далее дается обзор литературы по теме, кратко раскрываются основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что - неполно, что - вообще не разработано).
Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики. Исходя из этого, студент совместно с научным руководителем формулируют цель и задачи исследования, его объект, предмет.
Цель исследования — это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме, общая направленность исследования, его ожидаемый результат. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Анализ... ", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Предпочтительнее использовать выражения: «выявление, определение, разработка».
Задачи исследования (их может быть 3 и более)- это планируемые пути достижения поставленной цели. При определении задач предпочтительнее использовать выражения: «уточнить, обосновать, выявить, усовершенствовать, проверить».
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта.
Вторая задача - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики развития, обоснованием основных путей решения проблемы.
Третья задача - со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки.
|
|
Последующие задачи связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, а также разработкой методических рекомендаций по проблеме исследования.
Объект исследования - это та часть реальности, которая подлежит изучению, исследованию, преобразованию или совершенствованию. В качестве объекта исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в теории и практике.
Предмет исследования более конкретен, чем объект. Предмет исследования - это функционирование сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Границы предмета исследования определяются целью и задачами исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дипломная/курсовая работа содержит, как правило, 2-3 раздела (для экономических специальностей – 3 раздела). При необходимости могут выделяться подразделы. Следует придерживаться единообразия при составлении плана работы. Так, если один из разделов работы не содержит подразделов, следует отказаться от деления на подразделы и в других разделах.
Распределение основного материала дипломной/курсовой работы по разделам определяется студентом по согласованию с научным руководителем. В разделах с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы.
Весь порядок изложения в дипломной/курсовой работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждый раздел имеет определенное целевое назначение и является базой для последующего.
В дипломной/курсовой работе не рекомендуется излагать материал от первого лица как единственного числа (например: «я считаю...», «я наблюдал...», «по моему мнению...», «мне кажется...» и т.п.), так и множественного (например: «мы считаем...», «мы получили...» и т.п.). В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно выражать ту же мысль в безличной форме (например: «на основе проведенного анализа можно утверждать, что...», «проведенное исследование подтвердило...» и т.п.) или писать: «по мнению автора дипломной работы...».
|
|
Каждый раздел завершается обязательными самостоятельными выводами студента, в которых подводятся итоги исследования проблемы. В выводах формулируются самостоятельные мысли автора, к которым он пришел в результате проведенного исследования.
В тексте дипломной/курсовой работы обязательно делаются ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех
или иных исследований. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных положений других авторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы, полученные студентом в результате исследования. Выводы должны быть краткими и чёткими, подчеркивающими научную и социальную значимость и эффективность разработок. При этом важно, чтобы в выводах отражалась решённость всех задач исследования и их обоснованность. После выводов могут излагаться практические рекомендации и предложения (для экономических специальностей)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы содержит перечень источников информации, использованных при выполнении дипломного/курсового исследования, ссылки на которые приводятся в дипломной/курсовой работе. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последние издания. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями и содержать не менее 35 наименований для дипломной работы, и не менее 15 наименований для курсовой работы, размещённых в порядке упоминания в тексте работы либо по алфавиту.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения включают в себя вспомогательный материал (таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, методики, инструкции, справочный материал, заполненные формы отчётности и т. п.), который при включении в основную часть дипломной/курсовой, работы загромождает текст, однако является необходимым для полноты восприятия содержания работы, оценки ее научной и практической значимости.