Вопрос №2 - Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит

Ответы к вопросом по философии

Вопрос №1 - Предмет философии. Необходимость изучения философии.

Причины возникновения (только у древних греков):

1. Нет единого государства, а следовательно попытки его создания в отдельных городах.

2. Нет устоявшейся религии

3. Создание системы знаний

Развитие философии:

Слово «философия», в переводе с древнегреческого, означает «любовь к мудрости». Первым слова «философия» и «философ» употребил Пифагор, он говорил что мудрость присуща только богам, а всё, что может человек, - это стремиться к мудрости, любить её.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания. В средневековье, философии (метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах. В эпоху возрождения в качестве особой части философии выделилась натурфилософия, на базе которой сформировался комплекс естественных наук не входящих более в область философии, также окончательно отделились и гуманитарные науки.

Для чего нужна философия:

1. Общекультурное развитие, традиции

2. Видение всех альтернатив

3. Научный интерес, развлечение

Вопрос №2 - Натурфилософия античности: Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Левкипп и Демокрит.

Фалес (труд «О началах»).

Фалес первоначалом считал воду. Вода разумна и «божественна». В основе всего мира — вода — философская, жидкая, текучая, изменяющаяся материя: т.к. 1) без воды человек не может жить, 2) посевы, 3) изменение рельефа.

Анаксимандр (ни одного труда не сохранилось).

Анаксимандр первоосновой мира считал апейрон – вечное, не знающее старости, неопределённое беспредельное материальное начало.

Анаксимен (ни одного труда не сохранилось).

Анаксимен первоначалом всего сущего выбрал воздух. Всё возникает из воздуха по средством его сгущения и разряжения. При разряжение воздуха образуется огонь, при сгущении - ветер, тучи, вода, земля, камни.

Гераклит («О природе»).

Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости. Всё в мире возникает из огня. По мнению Гераклита, космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путём наверх», и тогда весь мир сгорает в «мировом пожаре». Мир динамичен, нельзя ничего зафиксировать, нельзя узнать весь мир сразу, узнать можно только по частям и сложить.

Пифагор (ни одного труда не сохранилось).

Пифагор первоначалом бытия считал идеальные сущности – числа (только натуральные), и то, что пропорции между числами создают мировую гармонию (разные по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают разные звуки, колебания — обоснование музыки, музыка — следствие математики). Один из учеников Пифагора показал, что не всё можно измерить числами (равнобедренный прямоугольный треугольник со сторонами 1). Теория Пифагора была признана ложной, и единым мнением стало, что в основе в его лежит отрезок.

Левкип и Демокрит («Большой домострой»)

Первоначала бытия – атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы – это мельчайшие частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, не возникает и не исчезает. Они различаются величиной, формой и положение в пространстве. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет, вкус, запах, тепло. Ведь то, к примеру, что один человек воспринимает как сладкое другой может воспринять как горькое. Отсюда возникает различие между первичными качествами атомов (размер, форма, положение) и вторичными – нашим субъективным понятием свойств.

Эмпедокл.

Он первым попытался преодолеть парадоксальный тезис о невозможности вывести бытие из небытия. Так он пришел к выводу о множественности первоначал, каждое из которых имеет характерные свойства бытия. Рождение и смерть не означают приход вещей из небытия и уход в небытие. Скорее речь идет о возникновении и уничтожении, соединении и распаде четырех начал — воздуха, воды, земли и огня — корней всего сущего. Все они вечны, гомогенны, неизменны и непреходящи. Взаимосвязь и различная композиция этих элементов дают в итоге множественный мир становления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: