Становление постклассической философии

Ключевые слова: рационализм, иррационализм, философия жизни, волюнтаризм, «науки о природе», «науки о культуре», сверхчеловек, воля к власти, психика, бессознательное, сублимация, «экзистенциальная» диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра.

2.Критика философской классики в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

3.Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе З. Фрейда.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – раскрыть идейные и социальные причины иррационализма, связанного с переосмыслением рационалистических традиций классической философии на примере «философии жизни» В. Дильтея и волюнтаристического учения А. Шопенгауэра.

2.Во втором вопросе – пояснить иррационалистический характер «экзистенциальной» диалектики С. Кьеркегора и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке.

3.В третьем вопросе – раскрыть содержание основных понятий и проблем психоанализа З. Фрейда.

Опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать обобщенную характеристику иррационалистического стиля философствования.

Первоисточники для анализа:

1. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: в 5 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 379.

«… в мире как представлении перед волей возникло ее зеркало, в котором она узнает самое себя с возрастающей степенью отчетливости и полноты, высшая из которых есть человек. …

Воля, которая рассмотрена чисто в себе, есть лишь слепое, неудержимое стремление, каким она являет себя нам в неорганической и растительной природе и ее законах, а также в вегетативной части нашей жизни, обретает благодаря развернувшемуся для служения ей миру представления познание своего воления и того, что есть то, чего она хочет, – оно не что иное, как этот мир, жизнь именно такая, как она ей предстает. …».

Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб., 1996. – С. 15.

«Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем».

Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М., 1993. – С. 52, 64.

«… тому же, кто идет узким путем веры, никто не может дать совета, и никто не может его понять. Вера – это чудо, и все же ни один человек не исключен из нее; ибо то, в чем соединяется всякая человеческая жизнь, – это страсть, вера же поистине есть страсть».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: