Ключевые слова: бытие человека, сущность и существование, экзистенция, «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, жизнь и смерть, экзистенциализм, гуманизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы:
1.Человеческое существование как предмет исследования в философии экзистенциализма. Основные школы и представители.
2.Проблема сущности и существования как основной вопрос философии экзистенциализма.
3.Проблема свободы, гуманизма и ответственности в экзистенциальной философии.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1. В первом вопросе – охарактеризовать предпосылки возникновения, основные понятия и проблемы экзистенциальной философии, а также показать различия школ и направлений (религиозного и атеистического экзистенциализма).
2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятий «сущность» и «существование» как центральных категорий экзистенциалистского учения о мире и бытии человека в мире.
|
|
3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо раскрыть смысл человеческого существования в экзистенциализме, используя понятия: «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, гуманизм.
Первоисточники для анализа:
Марсель, Г. Ответственность философа в современном мире / Г. Марсель // Путь в философию. Антология. – М., 2001. – С. 267.
«Возвращаясь еще раз к идее ответственности, я хотел бы сказать, что, быть может, именно в свете этой идеи экзистенциальной зрелости можно наилучшим образом постичь ее природу. В самом деле, мы видим, что ответственность философа в отношении самого себя лишь ценой абстракции может быть обособлена от его ответственности в отношении других людей: никогда и ни в каком случае ему не дозволено отмежевываться от них, предоставляя себе какой-либо привилегированный статус. На мой взгляд, философ, достойный этого имени, может быть способен к творческому развитию и даже просто к самоопределению лишь под знаком этого братства».