ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
КЛАСС
Максимальное количество баллов -100
Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).
1.1. Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является.
«… И сел он княжить в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским…». Он начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…».
1) "Слово о Законе и Благодати»"
2) "Повесть временных лет"
3) "Задонщина"
4) "Моление"
1.2. Прочтите отрывок из источника и укажите год события, с которым он связан.
«Старина же наша состоит в том, что выбор митрополита принадлежал всегда нашим прародителям, великим князьям русским… кто будет нам люб, то и будет у нас на всей Руси, а от Рима митрополиту у нас не бывать».
1) 988 г.
2) 1385 г.
3) 1448 г.
|
|
4) 1550 г.
1.3. Укажите, кому принадлежит следующее высказывание: «Я уже здесь и пленяю землю твою»
1) Князь Святослав Игоревич
2) Хан Батый
3) Мамай
4) Ярл Биргер
1.4. В период правления какого российского монарха была заложенаЧелябинская крепость?
1) Елизаветы Петровны
2) Екатерины I
3) Анны Иоанновны
4) Петра II
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. |
Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 6):
2.1. Должностных лиц Новгородской земли в XII-XVвв.
1). Посадник
2). Кормленщик
3). Тысяцкий
4). Архимандрит
5). Митрополит
6). Окольничий
2.2. Выберите из предложенного перечня события относящиеся к ХIII в.
1) Невская битва
2) Съезд князей в Любече
3) Нашествие Батыя на Русь
4) Правление Андрея Боголюбского во Владимире
5) Битва на Калке
6) Грюнвальдская битва
2.3. Какие события и явления связаны с периодом правления Ивана III.
1) Набег хана Тохтамыша на Москву
2) Присоединение Твери к Москве
3) Созыв первого Земского собора
4) Ликвидация ордынского владычества
5) Судебник 1497г.
6) Ливонская война
2.1 | 2.2. | 2.3. |
Задание 3. Что объединяет понятия, события, географические объекты, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 6):
3.1. 862г., 882г., 912г., 945г., 957г.
_____________________________________________________________________________
3.2. Реформа местного самоуправления, Стоглавый собор, создание стрелецких полков
_____________________________________________________________________________
3.3. Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ловать, Днепр ________________________________________________________________________
Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность событий (2 балла за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл – 12):
|
|
1) Присоединение Твери к Москве
2) Битва на Шелони
3) Присоединение Пскова к Москве
4) Присоединение Новгорода к Москве
5) Присоединение рязанских земель к Москве
6) Взятие Смоленска русскими войсками.
Ответ: _____________________________
Задание 5. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (1 балл за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл – 15):
5.1. Соотнесите событие и дату:
А | Стояние на Угре | 1517г. | |
Б | Начало опричнины | 1408г. | |
В | Нантский эдикт | 1480г. | |
Г | Выступление М. Лютера с «95 тезисами» | 1565г. | |
Д | Поход Едигея на Русь | 1598г. |
5.2. Соотнесите исторического деятеля и его литературный труд.
А | Нестор | «Слово о Законе и Благодати» | |
Б | Иларион | «Слово», «Моление» | |
В | В. Мономах | «Задонщина» | |
Г | Д. Заточник | «Поучение детям» | |
Д | С. Рязанец | «Повесть временных лет» |
5.3. Соотнесите название одежды и ее определение.
А | Зипун | Женская длинная одежда из тяжелой материи с широким круглым воротником | |
Б | Кожух | Домотканая шерстяная юбка | |
В | Понёва | Кафтан без воротника с длинными узкими рукавами | |
Г | Епанча | Островерхая меховая или войлочная шапка | |
Д | Опашень | Широкий плащ без рукавов |
№ | А | Б | В | Г | Д |
5.1. | |||||
5.2. | |||||
5.3. |
Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (6 баллов). Заполните таблицу.
«Россия есть Европейская держава… Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства … Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра… Государственная вольность во гражданине есть спокойство духа происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и, чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов…».
Вопросы:
1. Как называется этот документ? (2 балла)
2. Кто является автором этого документа? (1 балл)
3. Когда он был принят? (1 балл)
4. Какая идеология лежит в основе данного документа? (1 балл)
5. Как называется форма правления, которая отражена в этом документе? (1 балл)
№ вопроса | Вставка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Задание 7. Прочитайте текст. Заполните пробелы в тексте. Заполните таблицу (10 баллов).
18 марта 1584 года умер царь ______(1)____________. На престол вступил его средний сын – блаженный ____________(2)____________. Регентский совет при нем возглавил шурин царя __________(3)____________. В 1591 г. в городе __________(4)_________ при загадочных обстоятельствах погиб младший сын царя _____________(5)______. Пресечение династии ___(6)________ стало одной из причин нового периода русской истории, получившего название __________(7)______. Итогом этого периода были экономический упадок московского государства и учреждение новой династии ______(8)__________. В 1613 г. в Москве состоялся ______________(9)________, на котором царем был избран ____________(10)_________.
№ вопроса | Вставка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и заполните таблицу (11 баллов).
8.1. Походы, изображенные стрелками на карте, на Казань совершил московский царь ___________.
8.2. Для завоевания столицы ханства было предпринято __________ военных похода: первые два из них не увенчались успехом.
|
|
8.3. В ____ году московский царь в очередной раз осадил столицу ханства. Город был хорошо укреплен. Саперы и ратники под руководством ___________________________- построили две линии осадных сооружений, установили подвижные башни, произвели подкоп под стены кремля.
8.4. Опорным пунктом наступления на Казань стала крепость ______________.
8.5. После взятия столицы ханства московский царь разослал во все концы грамоты с призывом переходить в русское подданство. В результате _________________ и ___________________ племена добровольно переходили «под высокую руку русского царя».
8.6. В память о взятии столицы и победе над ханством был построен ______________________________ на Красной площади в Москве. Это удивительный по своей красоте храм строили русские мастера ____________ и _______________. Строительство храма велось в ______ -________ годах.
№ вопроса | Вставка |
8.1 | |
8.2 | |
8.3 | |
8.4 | |
8.5 | |
8.6 |
Задание 9. Строительство Санкт-Петербурга в начале XVIII века велось под руководством известного швейцарского архитектора Доменико Трезини. В предложенном ряду памятников петербургской архитектуры XVIII в. обозначьте сооружения Д. Трезини. Ответ внесите в таблицу, выписав порядковые номера нужных иллюстраций с названием изображенных памятников. Укажите в таблице названия, авторов оставшихся сооружений (30 баллов).
1. | 2. |
3. | 4. |
5. | 6. |
7. | 8. |
9. |
№ иллюстрации | Название памятника | Архитектор |