Максимальное количество баллов -100

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).

1.1. Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является.

«… И сел он княжить в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским…». Он начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…».

1) "Слово о Законе и Благодати»"

2) "Повесть временных лет"

3) "Задонщина"

4) "Моление"

1.2. Прочтите отрывок из источника и укажите год события, с которым он связан.

«Старина же наша состоит в том, что выбор митрополита принадлежал всегда нашим прародителям, великим князьям русским… кто будет нам люб, то и будет у нас на всей Руси, а от Рима митрополиту у нас не бывать».

1) 988 г.

2) 1385 г.

3) 1448 г.

4) 1550 г.

1.3. Укажите, кому принадлежит следующее высказывание: «Я уже здесь и пленяю землю твою»

1) Князь Святослав Игоревич

2) Хан Батый

3) Мамай

4) Ярл Биргер

1.4. В период правления какого российского монарха была заложенаЧелябинская крепость?

1) Елизаветы Петровны

2) Екатерины I

3) Анны Иоанновны

4) Петра II

1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
       

Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 6):

2.1. Должностных лиц Новгородской земли в XII-XVвв.

1). Посадник

2). Кормленщик

3). Тысяцкий

4). Архимандрит

5). Митрополит

6). Окольничий

2.2. Выберите из предложенного перечня события относящиеся к ХIII в.

1) Невская битва

2) Съезд князей в Любече

3) Нашествие Батыя на Русь

4) Правление Андрея Боголюбского во Владимире

5) Битва на Калке

6) Грюнвальдская битва

2.3. Какие события и явления связаны с периодом правления Ивана III.

1) Набег хана Тохтамыша на Москву

2) Присоединение Твери к Москве

3) Созыв первого Земского собора

4) Ликвидация ордынского владычества

5) Судебник 1497г.

6) Ливонская война

2.1 2.2. 2.3.
     

Задание 3. Что объединяет понятия, события, географические объекты, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 6):

3.1. 862г., 882г., 912г., 945г., 957г.

_____________________________________________________________________________

3.2. Реформа местного самоуправления, Стоглавый собор, создание стрелецких полков

_____________________________________________________________________________

3.3. Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ловать, Днепр ________________________________________________________________________

Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность событий (2 балла за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл – 12):

1) Присоединение Твери к Москве

2) Битва на Шелони

3) Присоединение Пскова к Москве

4) Присоединение Новгорода к Москве

5) Присоединение рязанских земель к Москве

6) Взятие Смоленска русскими войсками.

Ответ: _____________________________

Задание 5. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (1 балл за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл – 15):

5.1. Соотнесите событие и дату:

А Стояние на Угре   1517г.
Б Начало опричнины   1408г.
В Нантский эдикт   1480г.
Г Выступление М. Лютера с «95 тезисами»   1565г.
Д Поход Едигея на Русь   1598г.

5.2. Соотнесите исторического деятеля и его литературный труд.

А Нестор   «Слово о Законе и Благодати»
Б Иларион   «Слово», «Моление»
В В. Мономах   «Задонщина»
Г Д. Заточник   «Поучение детям»
Д С. Рязанец   «Повесть временных лет»

5.3. Соотнесите название одежды и ее определение.

А Зипун   Женская длинная одежда из тяжелой материи с широким круглым воротником
Б Кожух   Домотканая шерстяная юбка
В Понёва   Кафтан без воротника с длинными узкими рукавами
Г Епанча   Островерхая меховая или войлочная шапка
Д Опашень   Широкий плащ без рукавов
А Б В Г Д
5.1.          
5.2.          
5.3.          

Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (6 баллов). Заполните таблицу.

«Россия есть Европейская держава… Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства … Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра… Государственная вольность во гражданине есть спокойство духа происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и, чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов…».

Вопросы:

1. Как называется этот документ? (2 балла)

2. Кто является автором этого документа? (1 балл)

3. Когда он был принят? (1 балл)

4. Какая идеология лежит в основе данного документа? (1 балл)

5. Как называется форма правления, которая отражена в этом документе? (1 балл)

№ вопроса Вставка
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Задание 7. Прочитайте текст. Заполните пробелы в тексте. Заполните таблицу (10 баллов).

18 марта 1584 года умер царь ______(1)____________. На престол вступил его средний сын – блаженный ____________(2)____________. Регентский совет при нем возглавил шурин царя __________(3)____________. В 1591 г. в городе __________(4)_________ при загадочных обстоятельствах погиб младший сын царя _____________(5)______. Пресечение династии ___(6)________ стало одной из причин нового периода русской истории, получившего название __________(7)______. Итогом этого периода были экономический упадок московского государства и учреждение новой династии ______(8)__________. В 1613 г. в Москве состоялся ______________(9)________, на котором царем был избран ____________(10)_________.

№ вопроса Вставка
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.  
8.  
9.  
10.  

Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и заполните таблицу (11 баллов).

8.1. Походы, изображенные стрелками на карте, на Казань совершил московский царь ___________.

8.2. Для завоевания столицы ханства было предпринято __________ военных похода: первые два из них не увенчались успехом.

8.3. В ____ году московский царь в очередной раз осадил столицу ханства. Город был хорошо укреплен. Саперы и ратники под руководством ___________________________- построили две линии осадных сооружений, установили подвижные башни, произвели подкоп под стены кремля.

8.4. Опорным пунктом наступления на Казань стала крепость ______________.

8.5. После взятия столицы ханства московский царь разослал во все концы грамоты с призывом переходить в русское подданство. В результате _________________ и ___________________ племена добровольно переходили «под высокую руку русского царя».

8.6. В память о взятии столицы и победе над ханством был построен ______________________________ на Красной площади в Москве. Это удивительный по своей красоте храм строили русские мастера ____________ и _______________. Строительство храма велось в ______ -________ годах.

№ вопроса Вставка
8.1    
8.2    
8.3    
8.4    
8.5    
8.6    

Задание 9. Строительство Санкт-Петербурга в начале XVIII века велось под руководством известного швейцарского архитектора Доменико Трезини. В предложенном ряду памятников петербургской архитектуры XVIII в. обозначьте сооружения Д. Трезини. Ответ внесите в таблицу, выписав порядковые номера нужных иллюстраций с названием изображенных памятников. Укажите в таблице названия, авторов оставшихся сооружений (30 баллов).

1. 2.
3. 4.
5. 6.
7. 8.
9.
№ иллюстрации Название памятника Архитектор
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: