Наука как деятельность, социальный институт и система знания

Ключевые слова: наука, научное познание, научная истина, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, научный факт, проблема, гипотеза, теория, научная картина мира, метод, методология, этос науки (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания.

2. Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания.

3. Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – показать, чем научное познание отличается от других его форм (обыденного, художественного, религиозного и др.) и указать отличие научной истины от других результатов познавательной деятельности (критерии научной истины); поскольку научное знание – сложная развивающаяся система, необходимо также рассмотреть формы развития научного знания (факт, теория, проблема, гипотеза).

2. Во втором вопросе – дать определение понятий «метод» и «методология», и показать, как они работают на различных уровнях научного познания: эмпирическом (наблюдение, измерение, эксперимент и др.) и теоретическом (абстрагирование, идеализация, моделирование и др.).

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные первоисточники, Вам необходимо исследовать круг вопросов, связанных с институциональной формой организации науки (различные учреждения научной, научно-образовательной и научно-производственой деятельности); сюда относятся проблемы творческой свободы и социальной ответственности ученого, современного этоса науки, гуманитарной и этической экспертизы научных проектов, экологии, глобальных проблем современности.

Первоисточники для анализа:

Бэкон, Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М., 1977 – 1978. – Т. 2. – С. 464.

«Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом, ибо прирожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий, а ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом. … Ибо сама по себе ученость не научает, как применять ее: на то есть мудрость особая, высшая, которую приобрести можно только опытом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: