Учебные задачи дисциплины включают в себя освоение знаний, умений и навыков, способствующих формированию следующих профессиональных (ПК) компетенций:
Учебные задачи дисциплины включают в себя освоение знаний, умений и навыков, способствующих формированию следующих профессиональных (ПК) компетенций:
− способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
− способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Дисциплина «Экономика» подразделяется на несколько взаимосвязанных модулей, изучение которых призвано сформировать у обучающегося перечисленные компетенции:
№ п.п. | Название модуля | Компетенции, формируемые при изучении дисциплины | |
ПК-14 | ПК-15 | ||
Модуль 1 | Х | Х | |
Модуль 2 | Х | Х |
№ модуля дисциплины | Наименование тем | |
1. Дидактика и методика преподавания экономики | ||
2. Теория обучения | ||
3. Современные методы обучения | ||
4. Прямое обучение. Лекция | ||
5. Исследование и моделирование в учебном процессе | ||
6. Кооперативное обучение в высшей школе | ||
7.. Семинарское занятие и его назначение | ||
8. Модель активного обучения | ||
9. Наглядность в преподавании экономики | ||
10. Методика организации самостоятельной работы студентов | ||
11. Контроль в структуре обучения. Опрос | ||
Педагогическое взаимодействие. Воспитательная работа в высшей школе |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
|
|
«Методика преподавания экономики» относится к числу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Б1.В.5), которые включены в программу подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика». Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Психология», «Социология», а знания, умения и навыки, полученные при её изучении, могут быть использованы в практической профессиональной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Аудиторных – 36 ч.
Самостоятельная работа (СРС) – 33 ч.
Контроль самостоятельной работы (КСР) – 3 ч.
Форма промежуточной аттестации: зачет – 6 семестр.
№ п/п | Раздел дисциплины и его содержание | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Реализуемые компетенции | |||
лекции | практ. з. | СРС (КСР) | в интерактивной форме | ||||
Дидактика и методика преподавания экономики Законы и принципы дидактики. Психолого-педагогические основы учебной деятельности. Особенности методики преподавания экономических дисциплин. Образовательные цели (таксономия Б. Блума). Методика изложения экономических категорий и экономических законов. | Семинар – дискуссия (С-2) | Опрос, проверка конспектов, защита рефератов | ПК-14, ПК-15 | ||||
Теория обучения Парадигма преподавания. Парадигма учебы. Сравнение образовательных парадигм: цели, критерии успеха, организационный аспект, продуктивность образования, природа ролей. | Опрос, проверка конспектов | ПК-14, ПК-15 | |||||
Современные методы обучения Методы обучения: сущность и их классификация. Прямое обучение. Исследование. Моделирование. Совместное обучение. Академическое, активное и интерактивное преподавание. Интерактивный метод «5 из 25». Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии. | Семинар: Командная работа, работа в группах (С-2) | Опрос, проверка конспектов. | ПК-14, ПК-15 | ||||
Прямое обучение. Лекция Лекция: сущность, функции, виды. Структура лекции. Подготовка лекции и ее конспектирование. Условия полноценного лекционного общения. Элементы мастерства лектора. Варианты чтения лекции. Устное эссе. Устное эссе-диалог. Лекция с участием студентов. Лекция с процедурой пауз. Лекция-диспут. Рекомендации по организации активной лекции. Микролекция и ее критерии. | Опрос, проверка конспектов. | ПК-14, ПК-15 | |||||
Исследование и моделирование в учебном процессе Выгоды и затраты исследования. Способы создания проблемных ситуаций. Использование в экономике исследовательских задач. Особенности метода моделирования. Сравнение моделей с реальным миром, связь с содержанием курса. Преимущества и недостатки моделирования. Разработка тренировочного задания: определение ролей, правил, процедур. Анализ моделирующего упражнения. | Опрос, проверка конспектов | ПК-14, ПК-15 | |||||
Кооперативное обучение в высшей школе Теоретические корни. Элементы совместного обучения. Выгоды и критические замечания работы в малых группах. Роль преподавателя при проведении данной формы занятия. Благоприятные условия для работы в малых группах. Использование конкретных методик: «Техника номинальных групп», «Метаплан», «Мозаика». | Опрос на семинаре | ПК-14, ПК-15 | |||||
Семинарское занятие и его назначение Семинар как форма учебного процесса. Соотношение лекции и семинара. Функции семинара. Роль преподавателя при подготовке и проведении практического занятия. Формы семинарских занятий. Критерии оценки качества семинара. | Опрос, проверка конспектов, раб. | ПК-14, ПК-15 | |||||
Модель активного обучения Модель активного и интерактивного обучения при проведении учебного занятия. Континуум взаимодействия в аудитории. Индивидуальный стиль преподавания. Континуум целей курса. Континуум уровней опыта студентов. Барьеры при использовании активных методик. Использование данной модели при разработке собственного курса. | Реферат, контрольная работа (тест на компьютерах по темам 1-8) | ПК-14, ПК-15 | |||||
Наглядность в преподавании экономики Наглядность в преподавании и ее значение в учебном процессе. Формы и виды наглядности. Современные информационные технологии в курсе преподавания экономических дисциплин. Методические рекомендации по применению наглядных средств обучения в курсе экономических наук. | Лекция: мультимедийная презентация с элементами дискуссии (Л-2) | Опрос, проверка конспектов | ПК-14, ПК-15 | ||||
Методика организации самостоятельной работы студентов Роль преподавателя в управлении самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов с литературой. Методы работы с текстом. Подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам. Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ. Производственная практика. Педагогическая практика. Методическая разработка материалов лекции и семинарского занятия. Обратная связь и принципы ее эффективности. | Семинар - Проблемное задание (интерактивные базы данных) (С-2) | Опрос, проверка конспектов | ПК-14, ПК-15 | ||||
Контроль в структуре обучения. Опрос Учебный контроль: сущность, функции, формы и методы. Оценка знаний обучаемых. Виды и способы опроса. Эссе. Методические рекомендации к зачету и экзамену. Тест. Способы получения оценки преподавания от студентов и коллег. | Опрос на семинаре | ПК-14, ПК-15 | |||||
Педагогическое взаимодействие. Воспитательная работа в высшей школе Компоненты процесса педагогического взаимодействия. Применение модели педагогического взаимодействия в методике преподавания экономических дисциплин. Воспитание. Задачи педагога. Направления воспитательной работы в вузе. Идеологическая работа. Этическое и эстетическое воспитание. Правовое, экологическое и экономическое воспитание студентов. Методы воспитания. | Опрос, проверка конспектов | ПК-14, ПК-15 | |||||
ИТОГО | промежуточный контроль - ЗАЧЕТ | ||||||
ЗАЧЕТ |
|
|
|
|