Тема: Реляционная база данных Access. Запросы и выборки. Обработка данных с помощью отчетов. (2 часа).
Цель - знакомство с функциональными возможностями СУБД и общей методологией использования этих программных средств в профессиональной работе, связанной с организацией хранения и обработки данных.
Теоретическая часть.
Формирование запросов на выборку. Запросы являются мощным средством обработки данных, хранимых в таблицах Access 97. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобном формату электронной таблицы, а также выполнять, вычисления над группами записей Самостоятельно разработать запросы можно в режиме конструктора.
В Access 97 можно создавать следующие типы запросов:
1. запрос на выборку;
2. запрос с параметрами;
3. перекрестный запрос;
4. запрос на изменение (запрос на удаление, обновление и добавление записей на создание таблицы);
|
|
5. запросы SQL (запросы на объединение, запросы к серверу, управляющие запросы, подчиненные запросы)
Задание 1
Формирование запросов на выборку.
1. На основе таблицы Преподаватели создайте простой запрос на выборку, в котором должны отображаться фамилии, имена, отчества преподавателей и их должность.
2. Данные запроса отсортируйте по должностям.
3. Сохраните запрос.
4. Создайте запрос на выборку с параметром, в котором должны отображаться фамилии, имена, отчества преподавателей и преподаваемые ими дисциплины, а в качестве параметра задайте фамилию преподавателя и выполните этот запрос для преподавателя Гришина.
Технология работы
1. Для создания простого запроса:
· в окне базы данных откройте вкладку Запросы;
· в открывшемся окне щелкните по кнопке <Создать>;
· из появившихся пунктов окна "Новый запрос" выберите Простой запрос и щелкните по кнопке <ОК>;
· в появившемся окне в строке Таблицы/запросы выберите таблицу Преподаватели (если других таблиц или запросов не было создано, она будет одна в открывающемся списке);
· в окне "Доступные поля" переведите выделение на параметр Фамилия,
· щелкните по кнопке. Слово Фамилия перейдет в окно "Выбранные поля";
· аналогично в окно "Выбранные поля" переведите поля "Имя", "Отчество", "Должность" (порядок важен - в таком порядке данные и будут выводиться);
· щелкните по кнопке. <Далее>;
· в строке параметра Задайте имя запроса введите новое имя Д олжности преподавателей;
|
|
· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса.
2. Для сортировки данных:
· щелкните в любой строке поля "Должность";
· отсортируйте данные по убыванию. Для этого щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию.
3. Для сохранения запроса:
· щелкните по кнопке или выполните команду Файл, Сохранить;
· закройте окно запроса.
4. Для создания запроса на выборку с параметром:
· создайте запрос на выборку для следующих полей таблицы Преподаватели: "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Преподаваемая дисциплина". Запрос создавайте аналогично тому, как это делалось в п.1;
· задайте имя запросу Преподаваемые дисциплины;
· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса;
· перейдите в режиме конструктора, щелкнув по кнопке или выполнив команду Вид, Конструктор;
· в строке параметра Условия отбора для поля "Фамилия" введите фразу (скобки тоже вводить): [ Введите фамилию преподавателя ]
· выполните запрос, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив команду Запрос, Запуск;
· в появившемся окне введите фамилию Гришин и щелкните по кнопке <ОК>. На экране появится таблица с данными о преподавателе Гришине - его имя, отчество и преподаваемая им дисциплина;
· сохраните запрос;
· закройте окно запроса.
Задание 2
На основе таблицы Преподаватели создайте отчет с группированием данных по должностям.
Технология работы
Для создания отчета:
· откройте вкладку Отчеты и щелкните по кнопке <Создать>;
· в открывшемся окне выберите пункт Мастер отчетов;
· щелкните по значку раскрывающегося списка в нижней части окна;
· выберите из появившегося списка таблицу Преподаватели;
· щелкните по кнопке < OK>, В появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля из таблицы, поэтому щелкните по кнопке
· щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне присутствует перечень полей. Переведите выделение на поле "Должность";
· щелкните по кнопке. Таким образом, вы задаете группировку данных по должности;
· щелкните по кнопке <Далее>;
· параметры появившегося окна оставим без изменений, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне выберите стиль оформления отчета;
· щелкните по кнопке. <Далее>;
· в появившемся окне введите название отчета Преподаватели;
· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится сформированный отчет;
· просмотрите, а затем закройте отчет.
Основная литература: [1] – 1-638 c, [2] 1- 432 c.
Дополнительная литература: [9] – c.
Контрольные вопросы:
- В чем заключается принцип нормализации отношений?
- Поясните, каким требованиям должны отвечать отношения, находящиеся в первой, второй и третьей нормальной формах.
- Каковы основные функциональные возможности СУБД?
- Назовите и охарактеризуйте основные этапы технологического процесса обработки информации с использованием СУБД
- Дайте определение и опишите назначение базы данных.
- Дайте определение и опишите назначение системы управления базой данных.
- Поясните, в чем заключается различие архитектур баз данных, организованных по принципу клиент-сервер и файл-сервер.
- Назовите и поясните взаимосвязь структурных элементов базы данных.
- Дайте понятие ключа. Какие виды ключей вы знаете?
Лабораторная работа №7.