Учебно-методический комплекс по курсу «Философия» содержит учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы. Он разделен на шесть разделов, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области философии.
Каждый раздел содержит:
· теоретический материал (глава основного учебного пособия);
· упражнения и задания для самопроверки;
· терминологический минимум и персоналии;
· планы семинарских занятий;
· вопросы для обсуждения (философский форум);
· тематику философских эссе;
· контрольный тест.
Обучение начинается с материала первого раздела и далее по порядку.
Подготовка к изучению курса философии включает в себя:
1) ознакомление с программой, планом лекций и семинаров;
2) выбор основного учебного пособия (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).
Для эффективной работы на лекции необходимо:
1) умение слушать рефлексивно, т.е. анализируя услышанное и выделяя главную мысль;
2) ведение опорного конспекта, содержащего полные ответы на поставленные преподавателем вопросы и задания.
|
|
Изучая теоретический материал раздела, студенту необходимо самостоятельно проверить степень его усвоения и выявить пробелы в знаниях, выполнив предложенные упражнения для самопроверки. На этом этапе обучения необходимо также выполнить задания на знание терминологического минимума и персоналий, чтобы лучше подготовиться к контрольному тестированию.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям включает в себя:
1) чтение философского произведения (обязательно) и учебной или специальной литературы (желательно), по теме семинара;
2) составление тезисов выступлений в соответствии с планом семинара.
На семинарах предусматриваются самостоятельные выступления студентов с ответами на вопросы плана семинарского занятия и их обсуждением.
Выступая на семинарах, помните:
1) мнение не может быть «верным» или «неверным», а может быть логически аргументированным;
2) важен коллективный поиск истины, в процессе которого выявляются логические изъяны в рассуждениях;
3) каждый имеет право отстаивать свое мнение, но итогом обсуждения должен быть компромисс.
Работа на семинарских занятиях является необходимым условием получения зачета и допуска к экзамену. В качестве самостоятельных вариативных форм работы для углубленного изучения предмета предполагается участие в дискуссионном философском форуме и написание философского эссе. Участие в философском форуме предполагает предоставление студентом кратких письменных ответов на поставленные проблемные вопросы.
|
|
Что такое философское эссе? Эссе (от франц. essai – опыт, набросок) – жанр философской прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Философское эссе должно представлять собой краткое сочинение. Предметом размышления является то или иное высказывание философа. Студенту нужно написать эссе по одному-двум высказываниям из каждого раздела. При оценивании сочинений будут учитываться следующие моменты:
- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
- раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования философских понятий в контексте сочинения;
- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы с разделом является контрольное тестирование. Если количество правильных ответов более 60%, можно считать материал усвоенным и студент может перейти к изучению следующего раздела. Если же правильных ответов менее 60%, изучение данного раздела необходимо повторить.
Подготовка к экзаменупредполагает повторение изученного курса и приведение его в четкую систему. Основой систематизации знаний перед экзаменом служит программа курса и основное учебное пособие. Подготовку к экзамену целесообразно закончить ко времени предэкзаменационной консультации: выяснив у преподавателя возникающие вопросы и выслушав его рекомендации, связанные с затруднениями, встречающимися на экзаменах, студенты получают возможность еще раз вернуться к более сложным вопросам курса.
Экзамен проходит (на выбор студента):
1) или в форме устных ответов на вопросы экзаменационных билетов;
2) или в форме написания контрольного теста по всему курсу.