Какое соотношение приятного и полезного является наиболее предпочтительным для человека?

12) Какие проблемы генной инженерии предвосхищены в диалоге?

2.7. Философский форум – 2 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Вопросы для философского форума по 2 разделу

1. В чем заключаются основные различия элейского и гераклитовского учения?

2. Как вы думаете, зачем схоластике потребовалось разрабатывать доказательства существования Бога, если одной веры в него вполне достаточно для того, чтобы считать, что он существует?

3. В теизме тезис о сотворении мира является одним из главных; в деизме тоже идет речь о творении. В чем отличие деистической идеи создания мира от теистической?

4. Подумайте, являются ли понятия «гилозоизм» и «пантеизм» тождественными. Если нет, то в чем заключается их различие?

5. Совпадает ли течение внутреннего времени системы с течением объективного времени? Ответ поясните примерами.

2.8. Философское эссе – 3 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Темы эссе по 2 разделу

1. «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии» (Ф. Бэкон).

2. «Начала Вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении» (Демокрит).

3. «Только если мир сотворен, есть Бог, но если мир вечен, то Бога нет» (Маймонид).

4. «До творения мира времени не было. Творение вызвало некоторое движение; момент этого движения и изменения в мире и есть время» (Августин Блаженный).

5. «Причины порядка во Вселенной, вероятно, имеют некоторую отдаленную аналогию с человеческим разумом» (Д. Юм).

2.9. Контрольный тест – 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Тестовые задания по 2 разделу

1. Представление, по которому Бог – это безличное начало, слитое со всем мирозданием, является:

а) политеизмом;

б) пантеизмом;

в) деизмом;

г) неотомизмом;

д) теологизмом.

2. Гилозоизм – это представление:

а) об одушевленности материи;

б) о несотворенности мира;

в) о бесконечности Вселенной;

г) о неизменности сущего;

д) о многообразии жизни.

3. Апория – это:

а) представительница элейской школы;

б) греческий культурный центр;

в) древнее учебное заведение;

г) философия Зенона;

д) безвыходное положение мысли.

4. Виртуальностью, по Демокриту, являются:

а) атомы и пустота;

б) предметы физического мира;

в) умопостигаемые сущности;

г) неизменные свойства атомов.

5. Идея о том, что видимое нами отчасти или полностью не совпадает с подлинной реальностью, принадлежит:

а) Платону;

б) Пармениду;

в) Гераклиту;

г) Демокриту;

д) Пиррону;

е) всем названным;

ж) никому из названных.

6. Материя неизбежно стремится к превращению в хаос, и поэтому необходима внешняя нематериальная сила, которая удерживала бы ее от этого. Эта идея представляет собой одно из доказательств существования Бога, а именно:

а) онтологический аргумент;

б) хаотический аргумент;

в) материальный аргумент;

г) телеологический аргумент;

д) космологический аргумент.

7. Реализм средневековый – это философская идея, утверждающая:

а) реальность физического мира;

б) реалистическое отображение действительности;

в) реалистический взгляд на природу разума;

г) реальное существование общих понятий;

д) реальность небытия.

8. «У всякой вещи есть своя причина, ибо ничто не происходит из ничего; значит, у нашего мира в целом тоже есть причина, которой может быть только Бог». Это является:

а) онтологическим аргументом;

б) космологическим аргументом;

в) телеологическим аргументом;

г) причинным аргументом;

д) ничем из вышеперечисленного.

9. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума». Это точка зрения:

а) крайнего реализма;

б) крайнего номинализма;

в) умеренного реализма;

г) умеренного номинализма.

10. По Николаю Кузанскому, «ученым незнанием» является:

а) невежество ученых;

б) некачественное обучение;

в) скептическая философия;

г) непостижимость бесконечности;

д) хитрый софизм.

11. За видимым разнообразием вещей скрывается некая невидимая, единая и бесконечная их основа. Так полагали философы:

а) древности;

б) средневековья;

в) Возрождения;

г) нового времени;

д) всех эпох.

12. Кто из философов античности наполнил слово «бытие» философским смыслом, т.е. превратил его в философский термин:

а) Пифагор;

б) Парменид;

в) Эмпедокл;

г) Демокрит;

д) Левкипп.

13. Кто из античных философов полагал, что в основе бытия лежат атомы и пустота:

а) Гераклит;

б) Парменид;

в) Эмпедокл;

г) Анаксагор;

д) Демокрит.

14. Укажите правильное толкование философского термина «идея»:

а) это отрицание существования конкретных предметов и явлений;

б) это обозначение смысла, значения и сущности предметов и явлений;

в) это туманное, далекое от жизни рассуждение;

г) это моя субъективная мысль;

д) это моя фантазия.

15. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы:

а) вопрос о сущности мира;

б) проблема бытия и небытия;

в) проблема атомистического строения мира;

г) проблема развития мира;

д) проблема классификации наук.

16. Какая философская концепция была выдвинута представителями Элейской школы:

а) метафизики как науки о причинах и началах;

б) учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых различий и изменений;

в) теория идей как первоосновы мира;

г) учение о развитии мира;

д) концепция этического рационализма.

17. Первоначало, первопричина и носитель всего сущего – это:

а) Вселенная;

б) субстанция;

в) элементарные частицы;

г) природа.

18. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является:

а) пространство;

б) движение;

в) количество;

г) время.

19. Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует:

а) индетерминизм;

б) детерминизм;

в) синергетику;

г) мистицизм.

20. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется:

а) дуализмом;

б) скептицизмом;

в) провиденциализмом;

г) плюрализмом.

21. Согласно субстанциальной концепции, время:

а) является психологическим переживанием человеком реальных процессов;

б) зависит от отношений между материальными объектами;

в) является самостоятельно, ни от чего не зависящей сущностью;

г) зависит от человеческого существования.

22. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является:

а) модусом;

б) субстратом;

в) субстанцией;

г) интенцией.

23. Изменение системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как:

а) редукцию;

б) движение;

в) онтогенез;

г) прогресс.

24. С точки зрения философии, развитие:

а) наблюдается только в живых системах;

б) присуще природе, обществу и сознанию;

в) характерно только для социума;

г) характерно только для материальных систем.

25. Категория «субстанция»:

а) обозначает чувственно воспринимаемый мир;

б) выражает априорные формы человеческого рассудка;

в) обозначает духовный мир человека;

г) выражает идею единства бытия.

26. Согласно Ф. Аквинскому, бытие и сущность:

а) совпадают в человеке;

б) совпадают в природных явлениях;

в) совпадают в Боге;

г) никогда не совпадают.

27. В основе натурфилософии Возрождения лежит:

а) деизм;

б) пантеизм;

в) теизм;

г) солипсизм.

28. Сторонники … считают, что природа, подобно человеку, одушевлена:

а) материализма;

б) деизма;

в) антропоморфизма;

г) гилозоизма.

29. Тезис Джордано Бруно «природа есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию:

а) деизма;

б) панлогизма;

в) пантеизма;

г) атеизма.

30. Чувственной формой познания является:

а) гипотеза;

б) интуиция;

в) рефлексия;

г) восприятие.

31. Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется…

а) материалистической;

б) субстанциональной;

в) идеалистической;

г) реляционной.

32. Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю, является…

а) Платон;

б) Дж. Беркли;

в) Демокрит;

г) А. Шопенгауэр.

33. Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория…

а) явление;

б) бытие;

в) экзистенция;

г) сущность.

34. Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется…

а) суммой;

б) организацией;

в) системой;

г) структурой.

35. По мнению …, материя обладает атрибутами протяженности и мышления:

а) Августина;

б) Спинозы;

в) Платона;

г) Маркса.

36. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже…

а) XIX – XX вв.;

б) XII – XIII вв.;

в) XVI – XVII вв.;

г) XIV – XV вв.

37. Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым…

а) софистикой;

б) синергетикой;

в) майевтикой;

г) кибернетикой.

38. Первоначало, первопричина, носитель всего сущего – это…

а) субстанция;

б) вселенная;

в) природа;

г) элементарные частицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: