II.Знание частное и общее

Почему «знание о чем-то» не раскрывает суть вопроса о «знании вообще»?

2) Объясните, почему Сократ сравнивал себя с повитухой?

III. Знание не есть чувственное восприятие.

3) Как обосновывается позиция Протагора «человек – мера всех вещей», «нет существования, но есть становление»?

4) Почему позиция Протагора нуждается в критике?

5) Как Сократ доказывает, что знание и ощущение – это не одно и то же?

6) В каком контексте доводы Протагора заслуживают внимания?

7) В чем заключается главное противоречие в утверждении Протагора «человек – мера всех вещей»? Как оно преодолевается?

8) В чем разница между философом и обывателем? Почему в несчастьях обывателя Сократ видит «справедливое возмездие» судьбы?

9) Какие два вида движения выделяет Сократ? Какие следствия вытекают из этого применительно к учению Протагора?

10) Как Теэтет приходит к выводу, что «душа сама по себе наблюдает общее во всех вещах»? Какое следствие из этого утверждения сделал Сократ?

IV.Знание не есть только правильное мнение.

11) Что следует из определения Теэтета о том, что «знание – это истинное мнение»? Как возможно ложное мнение?

12) Какую мысль выражает метафора восковой дощечки? Как с помощью этой метафоры Сократ объясняет природу ложного мнения?

13) Как метафора восковой дощечки объясняет разницу между умным и глупым человеком?

14) Почему выражение «приобретать знания» Сократу кажется более корректным, чем выражение «обладать знанием»? Как Сократ поясняет это на примере владельца голубятни?

V.Знание не есть правильное мнение с объяснением.

15) Как положение о том, что «знание есть истинное мнение с объяснением» Сократ поясняет на примере букв и слогов?

16) О каких (трех) способах объяснения ведет речь Сократ?

VI.Заключение.

17) Какое же определение знания можно считать итогом диалога?

3.7. Философский форум – 2 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Вопросы для философского форума по 3 разделу

1. Как вы понимаете утверждение Дж. Беркли и Д. Юма о том, что действительность – это поток ощущений?

2. Считается, что И. Кант произвел в философии переворот, равный по своему значению перевороту Коперника в естествознании. Как вы думаете, в чем он заключается?

3. Как соотносятся познание и практика?

4. В чем смысл софизмов как логического приема в доказательствах, рассуждениях?

5. В чем смысл понятия «парадокс» в познании истины? Назовите известные вам парадоксы, которые оказали решающее влияние на развитие научных представлений

3.9. Философское эссе – 2 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Темы эссе по 3 разделу

1. «Двояк путь познания вещей: один – через философский опыт, другой – через божественное вдохновение» (Р. Бэкон).

2. «Вера вопрошает, разум обнаруживает» (Августин Блаженный).

3. «Действительность объективного явления дается не чувственным опытом, а воображением; она открывается не в ощущениях чувств, а в образах или идеях ума» (В. Соловьев).

4. «Есть три источника заблуждений разума: воображение, привычка, самолюбие. Влияя на наши суждения, они делают нас неспособными познать истинную сущность вещей» (Б. Паскаль).

5. «Не будем отрицать всякое знание на том основании, что некоторые вещи непознаваемы» (Д. Локк).

6. «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем… У сердца свои законы, которых разум не знает» (Б. Паскаль).

7. «Так, ожидание плохого урожая после засухи, длившейся всю весну, есть просто мнение, а после жатвы – знание…» (И. Кант).

8. «Я люблю науку, но не боготворю ее» (М. Монтень).

9. «Нам нужно только отдернуть завесу слов, чтобы ясно увидеть великолепнейшее дерево познания, плоды которого прекрасны и доступны нашей руке» (Д. Беркли).

10. «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема» (И. Гёте).

11. «Совершенно различны рассудок и чувственное восприятие; первое требуется «для понятий», второе – «для соответствующих объектов» (М. Хайдеггер).

12. «Чем больше человек зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию» (Д. Юм).

3.10. Контрольный тест – 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Тестовые задания по 3 разделу

1. Кто из представителей патристики считал, что знание выше веры?

а) Климент;

б) Тертуллиан;

в) Ориген;

г) Августин;

д) все;

е) никто.

2. Теория двойственной истины была направлена против:

а) философии;

б) религии;

в) науки;

г) схоластики;

д) мистики.

3. Индукция – это:

а) учение Фрэнсиса Бэкона;

б) разновидность силлогизма;

в) философское направление;

г) вид умозаключения;

д) логический закон.

4. Эмпиризм Д. Юма предвосхитил философскую традицию:

а) экзистенциализма;

б) персонализма;

в) неотомизма;

г) позитивизма;

д) марксизма.

5. По Д. Юму, «естественной религией» является:

а) представление об одушевленности материи;

б) утверждение о несотворенности мира;

в) привычки обыденного сознания;

г) обожествление природы;

д) религиозная философия.

6. С точки зрения О. Конта, философия должна быть:

а) прислужницей науки;

б) критикой религии;

в) видом искусства;

г) изучением человека;

д) любовью к мудрости.

7. Позитивизм призывал:

а) искать конечные причины мироздания;

б) превратить философию в разновидность религиозного сознания;

в) признать пантеистическую природу бытия;

г) произвести великое метафизическое объединение наук и искусств;

д) заниматься логикой и методологией научного познания;

е) ни к чему из вышеперечисленного.

8. Верификация – это:

а) сложные метафизические построения;

б) поиск ответов на вечные вопросы;

в) проверка суждений на истинность;

г) преднамеренное запутывание ситуации;

д) разработка категориального аппарата.

9. В неопозитивистской практике философия должна быть по преимуществу:

а) исследованием языка;

б) царицей точных наук;

в) разделом математики;

г) естествознанием;

д) поиском истины.

10. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание:

а) волюнтаризм;

б) антисциентизм;

в) сциентизм;

г) нигилизм.

11. Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют:

а) агностиками;

б) апологетами;

в) догматиками;

г) гностиками.

12. В творчестве Канта выделяются периоды:

а) идеалистический и материалистический;

б) логический и практический;

в) докритический и критический;

г) метафизический и диалектический.

13. Конвенционализм понимает истину как:

а) знание, полезное для человека;

б) соответствие знания объективной реальности;

в) соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории;

г) непротиворечивое, самосогласованное знание.

14. В науке различают два уровня исследования:

а) интуитивный и рациональный;

б) гуманитарный и естественнонаучный;

в) чувственный и логический;

г) эмпирический и теоретический.

15. Формой рационального познания является:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) понятие.

16. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными:

а) Р. Декартом;

б) Г. Гегелем;

в) Аристотелем;

г) К. Марксом.

17. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об):

а) уровнях познания;

б) истине;

в) форме познания;

г) средствах познания.

18. Герменевтикой называется:

а) толкование Священного Писания;

б) искусство понимания чужой индивидуальности, выраженной в тексте;

в) способ художественного осмысления мира;

г) теория языка.

19. Центральная проблема философии И. Канта – это:

а) исследование реальных основ бытия;

б) исследование движущих сил развития истории;

в) анализ саморазвития абсолютной идеи;

г) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей.

20. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой:

а) рефлексию;

б) познание;

в) практику;

г) интроспекцию.

21. Истина, согласно Аристотелю, является:

а) соглашением, добытым в споре;

б) божественным откровением;

в) соответствием мысли действительности;

г) общим положением.

22. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции:

а) дуализма;

б) субъективного идеализма;

в) материализма;

г) объективного идеализма.

23. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающееся в доказательстве, есть:

а) теория;

б) принцип;

в) закон;

г) гипотеза.

24. Зависимость знания от условий, места и времени выражается в понятии:

а) «абсолютность»;

б) «конкретность»;

в) «абстрактность»;

г) «заблуждение».

25. Наука как самостоятельный культурный феномен возникает:

а) в ХХ веке;

б) в XVI – XVII вв.

в) в V – IV вв. до н.э.;

г) в XI – XIII вв.

26. Особенностью современного научно-технического прогресса является:

а) автоматизация производства;

б) широкое использование электрической энергии;

в) массовое машинное производство;

г) создание новых технологий на базе научной теории.

27. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется:

а) прагматическим;

б) диалектическим;

в) реалистическим;

г) метафизическим.

28. Роль философии в научном познании связана с:

а) уточнением абстрактных понятий;

б) разработкой умозрительных схем;

в) разработкой методологии познания;

г) утверждением альтернативного способа мировосприятия.

29. К эмпирическому уровню познания относится:

а) анализ фактов;

б) построение теории;

в) выдвижение гипотез;

г) построение картины мира.

30. Создателем учения о гармонии веры и разума был…

а) Фома Аквинский;

б) Уильям Оккам;

в) Августин Блаженный;

г) Ибн Рушд.

31. Основным методом научного познания Ф. Бэкон считал:

а) индукцию;

б) дедукцию;

в) историзм;

г) диалектику.

32. С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с…

а) объективной действительностью;

б) сомнением;

в) феноменами;

г) субъективным Я.

33. С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является…

а) отражение объективной действительности в сознании субъекта;

б) восприятие субъектом идей как комплексов ощущений;

в) восхождение души к Богу;

г) припоминание душой идей.

34. В гносеологии понятие «истина» применимо к…

а) любому суждению, высказанному субъектом;

б) знанию, обусловленному свойствами объекта;

в) любому виду знания;

г) представлениям о ценностях и идеалах.

35. Начальным шагом научного исследования является…

а) формулирование проблемы;

б) выбор метода исследования;

в) организация наблюдения;

г) проведение эксперимента.

36. Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…

а) математического знания;

б) наблюдения и измерения;

в) теоретического уровня познания;

г) изобретательской деятельности.

37. Понятие «парадигма» в философию науки ввел…

а) Р. Карнап;

б) И. Лакатос;

в) К. Поппер;

г) Т. Кун.

38. Основоположником феноменологии является…

а) З. Фрейд;

б) Э. Гуссерль;

в) К. Маркс;

г) Г. Гегель.

39. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют…

а) теорией;

б) экспериментов;

в) методом;

г) парадигмой.

40. Преувеличение значения абсолютной истины есть…

а) агностицизм;

б) догматизм;

в) скептицизм;

г) гностицизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: