В) методы определения СО, МОК. Определение венозного давления. Капилляроскопия

Тема 2: Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Параметры гемодинамики: АД, пульс и др. Особенности у детей.

2. Цель: Научить понимать физиологические процессы, регулирующие сосудистый тонус, артериальное давление, которые являются логическим продолжением материала предыдущих занятий и формируют представление о системной гемодинамике. Дать знания методов исследования основных параметров кровообращения.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- основы биофизики движения крови по сосудам;

- происхождение базального и вазомоторного тонуса;

- центральные регуляторные механизмы;

- методы функциональной диагностики состояния сосудистого кровообращения;

Студент должен уметь:

- измерить АД;

- посчитать пульс и дать ему характеристику;

4. Основные вопросы темы:

1. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла.Функциональная классификация сосудов (по Фолкову).

2.Параметры кардиогемодинамики (объемная, линейная скорость кровотока, ударный объем, МОК, давление, ОПС) в различных отделах сосудистого русла

3.Кровяное давление, его виды.Факторы, определяющие величину АД. Нормы АД.

4.Артериальный и венозный пульс. Анализ сфигмограммы и флебограммы

5.Рефлекторная регуляция тонуса сосудов. Сосудодвигательный центр (СДЦ).Роль гипоталамуса и коры больших полушарий.

6.Гуморальная регуляция кровообращения. Особенности у детей.

5. Методы обучения и преподавания: выполнение лабораторных работ

1) регистрация АД в остром опыте (анализ кривой)

2) способы измерения АД у человека

3) методы определения СО, МОК определение венозного давления,капилляроскопия.

1) регистрация АД в остром опыте описана в практикуме Г.И.Косицкого стр. 165 раб54, а также в пособии “Методы исследования физиологических функций”, стр35 раб. 25. Необходимо провести анализ волн АД по таблице и зарисовать в протоколах.

Б) способы измерения АД у человека подробно описан в практикуме Г.И.Косицкого стр 163 раб 53. Студенты определяют АД друг у друга и сравнивают результаты. При этом обратить внимание на величину систолического, диастолического и пульсового давления.

В) методы определения СО, МОК. Определение венозного давления. Капилляроскопия.

«Методы исследования физиологических функций» 1991, стр27 а, б. в. Раб 29а, стр 42

Капилляроскопия см Г.И.Косицкий раб 56, стр 169-170

6. Литература:

Основная:

На русском языке:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

6. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник.- М., 2006. – 696 с.

7. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной,иллюстрированный): учебное пособие.- М., 2007.- 520 с.

8..Яковлев В.Н.; и соав.Методы исследования физиол. функции.Воронеж 1991

9. Глебовский В.Д. Физиология плода и детей. М.: «Медицина», 1988- 223 с.

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Начала физиологии /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - С-Пб.: Изд-во "Лань", 2001.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Практикум по норм.физиологии. Ред. В.И.Торшин 2004

На английском языке:

1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders compan

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: