Тема 3: Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей

2. Цель: Научить понимать механизмы адаптации сердца к меняющимся условиям. Дать знания о роли сердца и сосудов в поддержании системного АД, необходимого для адекватного обеспечения тканей кислородом.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- внутрисердечные и внесердечные механизмы;

- гуморальную регуляцию сердечной деятельности;

- влияние и роль высших отделов ЦНС на сердечную деятельность;

Студент должен уметь:

- продемонстрировать и оценить некоторые из вагальных рефлексов;

- оценить адаптивные возможности ССС;

4. Основные вопросы темы:

1. Внутрисердечные (интракардиальные) механизмы регуляции сердца.

2. Внесердечные(экстракардиальные) механизмы регуляции сердца. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на сердце.

3. Рефлекторные влияния на сердце.

4. Гуморальные механизмы регуляции. Особенности у детей.

5. Функциональная система регуляции уровня артериального давления.

5. Методы обучения и преподавания: выполнение лабораторных работ

1) оценка адаптивной возможности ССС (проба Мартинэ)

2) рефлексы на сердце (Данини-Ашнера, Догеля и др.)

1)Оценка адаптивной возможности ССС (проба Мартинэ). Ход работы:

В положении сидя у испытуемого определяют частоту пульса за 10 сек до тех пор пока одна из цифр не повторится более 3 раз (например: 14-13-13 -13).

Затем измеряют АД. Результаты заносятся в таблицу:

Время, сек. Пульс до нагрузки После нагрузки (20 приседаний за 30 сек)  
1-я 2 -я 3-я 4- я 5 -я  
  + + + - - - + - - - + + + + + + + + + + + + - - - - - - - -  
АД + + - + +    
                         

После измерения АД (не снимая манжетку с плеча) испытуемый по команде делает 20 глубоких приседаний за 30 сек. После окончания нагрузки сразу же первые 10 сек 1-й минуты восстановительного периода считают пульс и эту цифру записывают против 10 сек. отметки (см.где отмечено знаком «+»). Затем в течении 40 сек. первой минуты определяют АД, а начиная с 50 с. снова считают пульс по 10 секундным отрезкам до восстановления исходного уровня. После восстановления пульса ещё раз определяют АД (но не ранее, чем через 2 мин).

Результаты пробы оцениваются путем анализа характера изменения ЧП и АД в восстановительном периоде. Различают несколько типов реакций на дозированную физическую нагрузку:

1. Нормотонический - характеризуется повышением максимального и снижением минимального АД, учащением сердцебиения. Восстановление исходных показателей завершается через 1-3 мин.

2. Гипертонический – характеризуется значительным учащением пульса, резким возрастанием максимального АД до 180-220 мм рт ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. Период восстановления замедлен.

3. Гипотонический – характеризуется крайне незначительным повышением максимального АД при резком учащении пульса. Время восстановления ЧП и АД замедлено.

4. Дистонический – характеризуется резким повышением максимального АД (200-250мм рт ст) и падением минимального давления до «нуля» (феномен «бесконечного тона»)

Студенты должны оценить результаты функциональной пробы по вышеуказанным типам реакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: