2. Цель: Научить понимать механизмы адаптации сердца к меняющимся условиям. Дать знания о роли сердца и сосудов в поддержании системного АД, необходимого для адекватного обеспечения тканей кислородом.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
- внутрисердечные и внесердечные механизмы;
- гуморальную регуляцию сердечной деятельности;
- влияние и роль высших отделов ЦНС на сердечную деятельность;
Студент должен уметь:
- продемонстрировать и оценить некоторые из вагальных рефлексов;
- оценить адаптивные возможности ССС;
4. Основные вопросы темы:
1. Внутрисердечные (интракардиальные) механизмы регуляции сердца.
2. Внесердечные(экстракардиальные) механизмы регуляции сердца. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на сердце.
3. Рефлекторные влияния на сердце.
4. Гуморальные механизмы регуляции. Особенности у детей.
5. Функциональная система регуляции уровня артериального давления.
5. Методы обучения и преподавания: выполнение лабораторных работ
1) оценка адаптивной возможности ССС (проба Мартинэ)
|
|
2) рефлексы на сердце (Данини-Ашнера, Догеля и др.)
1)Оценка адаптивной возможности ССС (проба Мартинэ). Ход работы:
В положении сидя у испытуемого определяют частоту пульса за 10 сек до тех пор пока одна из цифр не повторится более 3 раз (например: 14-13-13 -13).
Затем измеряют АД. Результаты заносятся в таблицу:
Время, сек. | Пульс до нагрузки | После нагрузки (20 приседаний за 30 сек) | ||||||||||
1-я | 2 -я | 3-я | 4- я | 5 -я | ||||||||
+ + + - - - | + - - - + + | + + + + + + | + + + + - - | - - - - - - | ||||||||
АД | + | + | - | + | + | |||||||
После измерения АД (не снимая манжетку с плеча) испытуемый по команде делает 20 глубоких приседаний за 30 сек. После окончания нагрузки сразу же первые 10 сек 1-й минуты восстановительного периода считают пульс и эту цифру записывают против 10 сек. отметки (см.где отмечено знаком «+»). Затем в течении 40 сек. первой минуты определяют АД, а начиная с 50 с. снова считают пульс по 10 секундным отрезкам до восстановления исходного уровня. После восстановления пульса ещё раз определяют АД (но не ранее, чем через 2 мин).
Результаты пробы оцениваются путем анализа характера изменения ЧП и АД в восстановительном периоде. Различают несколько типов реакций на дозированную физическую нагрузку:
1. Нормотонический - характеризуется повышением максимального и снижением минимального АД, учащением сердцебиения. Восстановление исходных показателей завершается через 1-3 мин.
2. Гипертонический – характеризуется значительным учащением пульса, резким возрастанием максимального АД до 180-220 мм рт ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. Период восстановления замедлен.
|
|
3. Гипотонический – характеризуется крайне незначительным повышением максимального АД при резком учащении пульса. Время восстановления ЧП и АД замедлено.
4. Дистонический – характеризуется резким повышением максимального АД (200-250мм рт ст) и падением минимального давления до «нуля» (феномен «бесконечного тона»)
Студенты должны оценить результаты функциональной пробы по вышеуказанным типам реакций.