Топлива.
Горючие вещества топлива взаимодействуют с кислородом воздуха в определенном
количественном соотношении. Расход кислорода и количество получающихся продуктов
сгорания рассчитывают по стехиометрическим уравнениям горения, которые записывают
для 1 кмоля каждой горючей составляющей.
Стехиометрические уравнения горения горючих составляющих твердого и жидкого
топлива имеют вид:
углерода С + О2 = СО2:
12кг С + 32кг О2 = 44кг СО2;
1кг С + (32/12)кг О2 = (44/12)кг СО2; (5.11)
водорода 2Н2 + О2 = 2Н2О:
4кг Н2 + 32кг О2 = 36кг Н2О;
1кг Н2 + 8кг О2 = 9кг Н2О.
серы S + O2 = SO2:
32кг S + 32кг O2 = 64кг SO2;
1кг S + 1кг O2 = 2кг SO2;
Для горения 1 кг углерода, водорода и серы необходимо соответственно 8/3, 8 и 1 кг
кислорода. В топливе находится Ср/100 кг углерода, Нр/100 кг водорода, Sл
р/100 кг
летучей серы и Ор/100 кг кислорода. Тогда для горения 1 кг топлива суммарный расход
кислорода будет равен:
Мо
О2 = (8/3Ср + 8Нр + Sл
р - Ор) / 100.
Так как массовая доля кислорода в воздухе равна 0,232, то массовое количество воздуха
определяется по формуле:
|
|
Мо = (8/3Ср + 8Нр + Sл
р - Ор) / 100 · 100/23,2.
Мо = 0,115 Ср + 0,345 Нр + 0,043(Sл
р - Ор).
При нормальных условиях плотность воздуха о= 1,293кг/м3. Тогда объемное количество
воздуха, необходимого для горения 1кг топлива можно рассчитать по следующей
формуле:
Vо = Мо / со= Мо / 1,293 м3 /кг.
Vо = 0,0889 (Ср + 0,3755Sл
р) + 0,265 Нр – 0,033Ор.
Для газообразного топлива расход необходимого воздуха Vо определяют из объемных
долей горючих компонентов газа с использованием стехиометрических реакций:
Н2 + 0,5 О2 = Н2О;
СО + 0,5 О2 = СО2;
СН4 + 2 О2 = СО2 + 2Н2О;
Н2S+ 1,5О2 = SО2 + Н2О.
Теоретическое количество воздуха (м3/м3), необходимого для сжигания газа, определяют
по формуле:
Vо = 0,0476 [0,5СО + 0,5Н2 + 2СН4 +
+ 1,5Н2S + (m + n/4)CmHn - O2].
Количество воздуха Vо, рассчитываемого по формулам называется теоретически
необходимым. То есть Vо представляет собой минимальное количество воздуха,
необходимое для обеспечения полного сгорания 1 кг (1м3) топлива при условии, что при
горении используется весь содержащийся в топливе и подаваемый вместе с воздухом
кислород.
В реальных условиях из-за технических трудностей ощущается местный недостаток или
избыток окислителя (воздуха), в результате ухудшается полное горение топлива. Поэтому
воздух подается в большем количестве по сравнению с его теоретическим количеством
Vо. Отношение действительного количества воздуха (Vд), подаваемого в топку, к
теоретически необходимому количеству называется коэффициентом избытка воздуха:
= Vд / Vо.