Ансамбль пирамид в Гизе

Около 2900 – 2700 гг. до н.э. начинает складываться комплекс пирамид фараонов IV династии – Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) недалеко от современного селения Гиза в нескольких десятках километров к северу от Мемфиса. Они по праву стали позже считаться первым из семи чудес света. В этих сооружениях, как в настоящих произведениях архитектуры, были решены все поставленные задачи: художественно-образная, функциональная и конструктивная.

Геометрия пирамиды предельно проста. В основании ее лежит квадрат, четко ориентированный по странам света. Грани пирамиды сходятся под углом около 51 градуса. Очевидно, этот правильно найденный угол наклона граней и явился залогом их небывалой долговечности. Этот угол соответствует углу естественного осыпания материала с определенным удельным весом, он образуется под действием естественной силы земного притяжения и способствует оптимальному распределению нагрузки на основание пирамиды. Кроме того, если в более древних пирамидах погребальная камера находилась, как и в мастаба, глубоко под землей, то в пирамидах Гизе погребальные камеры и коридоры, а также ложные ходы были расположены непосредственно в массиве пирамиды.

Самая большая пирамида фараона Хеопса имеет высоту около 147 м., сторону квадрата основания – 230 м. На ее сооружение в течение 20-ти лет пошло около 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом в среднем 2,5 т. каждый. Блоки эти вырубались вручную в каменоломнях, находившихся на другом берегу Нила. Сверху пирамида была облицована отполированными плитами из белого камня. Известно имя автора пирамиды Хеопса – это зодчий Хемиун (Хемон), сохранился его скульптурный портрет.

Планировка комплекса пирамид в Гизе построена по единому, геометрическому плану, несмотря на разновременность строительства самих пирамид (на протяжении жизни трех поколений одной династии). Прямая, соединяющая юго-восточные углы пирамид, имеет угол наклона 45 градусов к направлению восток-запад. Длины сторон квадратных оснований используются как модули при разбивке плана композиционных осей пирамид.

Кроме больших пирамид в комплекс входят также заупокойные храмы, малые пирамиды и мастаба приближенных и членов семьи фараонов, а также – большой сфинкс Хефрена высотой около 20 метров.

5. Древнейшие египетские храмы.
Особенности объемно-пространственной композиции.

Древнейшие египетские храмы — это заупокойные сооружения, входящие в комплекс пирамиды фараона. Из-за несовершенства орудий труда (железо еще только начало появляться) строительство больших сооружений из обработанного камня было затруднено, архитектурные формы еще были несовершенны.

В комплексе пирамиды Джосера в Саккара, кроме пирамиды, есть целая система взаимоперетекающих пространств: большой двор перед пирамидой, двор храма Хеб-Сед, дворы пред гробницами двух дочерей фараона. Заупокойный храм фараона занимает в композиции комплекса малозаметное и подчиненное положение. Это абсолютно глухой снаружи прямоугольный в плане объем, примыкающий к пирамиде, имеет внутри сложную, запутанную планировку, лабиринтообразные, узкие коридоры и явно не был предназначен для большого количества людей. Внутреннее пространство здесь еще не подчиняется каким-либо композиционным закономерностям, в то время, как композиция всего комплекса построена вполне продуманно. Это свидетельствует о том, что принципы организации внутренних пространств появились в Египте значительно позже, чем композиционные приемы организации больших объемов в открытом пространстве.

Следующим шагом в развитии принципов планировки заупокойного храма стал сохранившийся храм Хефрена в Гизе. Храм этот, так же, как и храм в комплексе пирамиды Джосера, представляет из себя плоский параллелепипед, примыкающий к пирамиде строго по центральной оси. Но его пропорции значительно вытянуты в направлении примыкающего к нему длинного и узкого крытого коридора. Этот коридор соединяет храм с пропилеями или входным залом, который во время разливов Нила служил пристанью. Эта пристань символизировала собой «пункт прибытия» мифической ладьи с душой умершего «на Запад» – в страну мертвых. Длинный темный коридор – это, очевидно, символ перехода из земного мира в потусторонний. Только через этот коридор можно было попасть в заупокойный храм. Здесь уже есть основная композиционная ось, вдоль которой расположена анфилада помещений: первый маленький зал с двумя колоннами, за ним – еще два зала (один поперечный, другой продольный).

Эта система неосвещенных залов раскрывается в прямоугольный внутренний открытый двор, со всех сторон окруженный статуями фараона Хефрена, высеченными из базальта. За этим залом спрятана группа из пяти одинаковых продолговатых ниш, за которыми следует группа запутанных в плане узких помещений, предназначенных, очевидно, для жрецов. В планировке храма уже заметен характерный для Египта принцип контраста, ставший основным в создании интерьерных пространств: вход в основные помещения раскрывается не сразу, он как бы замаскирован в изломах коридоров, это создает у посетителя впечатление таинственности и неограниченности лабиринтообразного пространства. Продольные по конфигурации пространства чередуются с поперечными, темные – с ярко освещенными. Все формы геометрически просты, монументальны и величественны, они внушают чувство устойчивости, вечности и незыблемости силы фараона даже после его смерти. Отсутствуют какие-либо украшения на стенах и столбах, камень отполирован и подчеркнута его естественная текстура. Но внутренние пространства совершенно не согласованы с внешними формами, здание не имеет оконных проемов, фасад его никак не решен, общая масса каменных стен превышает намного площадь внутренних пространств.

Более поздний заупокойный храм фараона Сахура в Абусире имеет более четкую композиционную структуру плана. Здесь уже нет изломов на главной оси движения, сохраняется лишь принцип контраста пространств. Открытый внутренний двор окружен галереей, перекрытие которой опирается на колонны с круглыми монолитными стволами и пальмообразными капителями – это ранний прототип египетского ордера. Капители были окрашены в зеленый цвет, потолок был синим с голубыми звездами. На стенах были росписи, изображающие фараона в виде победоносного завоевателя, охотника и т.п. На стволах колонн появились рельефы. Постепенно, как в архитектурных формах, так и в декоре вырабатывается ряд художественных приемов, получивших дальнейшее развитие в культовом зодчестве Египта.

Новым типом храмов в период V династии стали Солнечные храмы, посвященные культу бога Ра. Здесь используются как традиционные архитектурные элементы (пристань-пропилеи на берегу Нила, длинный крытый коридор, входной зал), так и новые: большой прямоугольный открытый двор, окруженный глухой стеной, внутри которой был обходной коридор, гигантский культовый обелиск на постаменте, стоящий в глубине двора, и жертвенник перед ним. С северной стороны двора находились амбары, кладовые и бойни жертвенного скота. Примером Солнечного храма может служить храм в Абусире, сооруженный фараоном Ниусерра около 2560 – 2470 гг. до н.э. Солнечные храмы возводились по соседству с «городом мертвых» – комплексами пирамид – и, обычно, посвящались тридцатилетию царствования фараона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: