Рынок цифровой фотографии

Лекция №1

Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика обладает следующими свойствами:

Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.

Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.

Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

История фотожурналистики:

До 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра, с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны (1853—1856), сделанные британскими репортерами, такими как Уильям Симпсон (William Simpson) из The Illustrated London News или Роджер Фентон, были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэттью Брэди Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harper’s Weekly. Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.

Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. Первая полутоновая — репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью-Йорк). Изобретенная в 1887 магниевая вспышка (Flash powder) позволила фотографам, таким как Джейкоб Рийс непринужденно снимать в помещениях. Начиная с 1887 года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании.

Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой «лейки», первая из которых была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новая камера позволила фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширила их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве. В это время наступает «золотая эра» фотожурналистики.

Золотая эра:

В «золотую эру» фотожурналистики (1930-е-1950-е) многие журналы (Picture Post (Лондон), Paris Match (Париж), Life (США), Sports Illustrated (США)) и газеты (The Daily Mirror (Лондон), The Daily Graphic (Нью-Йорк)) заработали репутацию и огромную аудиторию во многом благодаря фотографии и таким фотографам, как Роберт Капа, Альфред Эйзенштадт, Маргарет Бурк-Уайт, Уильям Юджин Смит и слабому развитию новостной и репортажной телевизионной журналистики.

Огромный всплеск спроса и предложения качественной фотожурналистики вызвала Вторая мировая война. В своей последней стадии война также стимулировала появление на рынке новых более быстрых и компактных камер из Японии, Европы и США.

До 1980-х большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, желтоватую низкокачественную «газетную» бумагу и грубо выгравированные изображения.

Текст был читаем, но точки фотогравировки, из которых формировались изображения, почти всегда были размазанными и нечеткими настолько, что даже когда фотография была крупной, мутная репродукция часто заставляла читателей перечитать подпись, чтобы понять, что на ней изображено.

В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на белой, более качественной, бумаге.

Life, один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 до начала 1970-х, напротив, был полон фотографий, великолепно напечатанных на великолепной широкоформатной глянцевой бумаге. Life часто публиковал фото агентств UPI и AP, которые также печатались и в других изданиях, но качественная журнальная версия — это было совсем другое дело.

Фотографы журнала получили известность большей частью потому, что их фотографии были достаточно понятны, чтобы быть признанными, а их имена всегда появлялись рядом с их работами. Life стал стандартом, по которому публика оценивала фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы она была исключительной областью журнальных фотографов.

The Best of Life (1973), например, открывается групповой фотографией (1960) на разворот, на которой запечатлены 39 знаменитых фотографов Life. Но 300 страницами позже, в списке авторов, обнаруживается, что множество из «лучших фото» Life были сделаны анонимными фотографами AP и UPI.

Фотожурналистика сейчас:

Фотожурналистика состоит из трех составляющих: новостной, репортажной и документальной фотографии.

Новостная фотография – это ежедневная съемка текущих событий, не важно – местного или международного масштаба. Материалы, относящиеся к международным событиям, поставляют на мировой рынок такие агентства, как Reuters, AP и AFP, а локальные новости – прерогатива более мелких и специализированных агентств или только начинающих карьеру свободных фотографов (freelance). В этом секторе появление цифровых камер очень быстро и очень серьезно изменили ситуацию. Многие известные сегодня фотографы начинали свою карьеру именно с новостной фотографии. Работа с новостями – прекрасная школа для фотожурналиста. Ежедневная необходимость снимать самые разные сюжеты – от криминальных происшествий и политических мероприятий до событий мирового масштаба – дает фотографу великолепную возможность проявить быстроту реакции в построении композиции, а это умение вряд ли разовьется у того, кто никогда не работал с новостями.

С другой стороны, репортаж, это та же работа с новостями, но все же растянутая во времени – в среднем на неделю. Этот поджанр фотожурналистики находится в очевидном кризисе и все еще существует только благодаря некоторым фотографам-фрилансерам, воле случая и небольшим заказам. Затраты достаточно велики, и поэтому работа эта не очень прибыльна, а предложение намного превышает спрос. К тому же в этом жанре работает не так много фотографов, предлагающих материал высокого качества, а также легко меняющих темы и способных постоянно жить в переездах и перелетах с места на место. Хороший репортаж – это история, а фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится довольно общий и скучный фотоочерк.

Наконец, мы подошли к предмету документальной фотографии. По сути, это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Именно документальная фотография должна выжить, и именно она, с течением времени, может принести фотографу славу и деньги. Однако и самому фотографу необходимо хорошо знать рынок, чтобы иметь возможность получать гранты и награды, полезные не только в материальном плане, но и с точки зрения поддержания интереса к темам, над которыми он работает. Кроме того, фотограф должен обладать страстью к работе и быть при этом достаточно дисциплинированным. Хорошая, качественная работа, посвященная интересной теме, также может способствовать возникновению новых ниш на рынке. Новые возможности открывают спонсоры, гуманитарные организации, выставки, издатели книг и альбомов. Издатели находятся в постоянном поиске материалов и тем для книг, каталогов и связанных с этим выставок.

РЫНОК ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ

Безусловно, интернет-издания стали самым динамичным средством массовой информации. Развитие «он-лайн» изданий – газет и журналов – открыло новый рынок. Многие еженедельные веб-издания заказывают фотоочерки у печатной прессы.

Электронные журналы дают читателю возможность интерактивного общения, и их могут издавать и агентства, и фотографы-фрилансеры, а содержание может быть каким угодно – соответственно вкусу и представлениям издателя. Конечно, создать и поддерживать сайт не так просто. Это занятие требует времени, определенных вложений, увлеченности и технических знаний, в любом случае необходимых каждому, кто работает с фотографией в сети.

Использование новых цифровых и интернет-технологий означает и то, что сокращается количество работников, занятых архивами. Тяжелая работа с архивами становится гораздо проще. К сожалению, первоначальные вложения оправдываются не так быстро – требуется довольно много времени, чтобы окупить затраты. Это влияет и на работу фотографа – его участие в инвестициях выражается в понижении суммы его и без того небольшого гонорара.

Фотографы имеют возможность оказаться лицом к лицу с рынком, создавать свои собственные сайты, на которых они могут «вывешивать» свои работы, портфолио и сопроводительные тексты. У них появился шанс поверить в собственные утопии: автор может напрямую общаться с публикой, со зрителями. Надо отметить, что существует огромная потребность не просто в новостной «картинке», все более и более мы хотим видеть причины и мотивации, стоящие за определенными фактами – тот сорт фотографии, о котором сейчас газеты, кажется, забыли.

Цифровые камеры открыли новые рынки. Только представьте себе, какой объем визуальной информации используется интернетом. Сайтам нужны изображения, которые нужно получить как можно быстрее. Подумайте, какие возможности дает цифровая подписка, например, на использование фотографий на спортивную тему. Цифровая фотография открывает новые горизонты и сама создает новые ситуации ее применения, но, на мой взгляд, она никогда не сможет заменить традиционную фотографию по своей значимости.

ЭТИКА

Существует серьезная необходимость в «моральном кодексе», который бы управлял миром фотографии. Этот кодекс нужен всем, кто работает с фотографией, а именно: фотографам, агентам, фоторедакторам, журналам, музеям, издателям и галеристам. Отсутствие единой этической системы опасно, когда мы беремся формировать и обучать подрастающее поколение, без нее невозможно воспринимать искусство и наслаждаться красотой, а нас эта ситуация превращает в жертв самого грязного мошенничества. В Италии ситуация даже хуже из-за отсутствия «реестра» фотографов или какого-нибудь закона, охраняющего фотожурналистов, какой, например, есть и для телевизионных журналистов и для прессы. Зачастую, журналистская братия вообще не воспринимает фотожурналистов как «своих» и не защищает их.

Запреты, обязательства, угрозы – и даже всего этого не достаточно для того, чтобы отбить у всех желающих охоту не по назначению использовать фотографии. Ничто не может заставить ответственных лиц следовать указаниям, относительно местоположения пояснительного текста или с уважением отнестись к контексту, в котором фотографии или подписи к ним были сделаны. Огромное количество ассоциаций во всем мире, представляющих фотографов и занимающихся защитой автономного языка фотографии, опускают руки и сдаются, наталкиваясь на стену равнодушия людей, с которыми им приходится общаться. Только самые крупные имена способны, хотя бы частично, добиться к себе уважительного отношения, а это только усугубляет ситуацию, сложившуюся в фотожурналистике. Иногда оказывается достаточно небольшого инцидента, чтобы разрушить карьеру молодого фотографа в самом начале пути или ограничить его творческий потенциал унизительными рамками рутинной работы. Так возникают легенды, согласно которым фотографы по натуре люди очень раздражительные, с повышенной чувствительностью, меланхоличные, неразговорчивые, нуждаются в руководстве не только с технической, но и с психологической точки зрения.

Первый этический шаг делает фотожурналист в тот самый момент, когда решает рассказать нам некую историю. Фотограф должен оберегать, охранять ту правду, которую, как он считает, он хочет донести до зрителя. Он должен охранять и самого зрителя своим стремлением не искажать факты ради карьеры, и в то же самое время ему необходимо не забывать и об интересах своего «патрона», если таковой имеется. Чтобы все это суметь, от фотографа требуются сильные профессиональные качества, большое желание и решимость выработать такой тип поведения, при котором выполнение всех этих требований становится совершенно естественным и само собой разумеющимся делом, о котором можно даже не задумываться. Некое событие, как возможность фотографу себя проявить, не всегда оказывается «под рукой» и мы должны благодарить его за способность и эмоциональную готовность вычленить из потока некий факт и рассказать нам о нем визуальным языком. При отсутствии всех необходимых ингредиентов вряд ли мечта и утопия фотожурналистики когда-нибудь материализуются. Фоторепортеру нужен только его талант и камера, чтобы заставить зрителя действовать и думать «политически» в высоком смысле этого слова. Поэтому очевидно, что в случаях, когда фотограф чувствует, что он попал в цель, он будет воспринимать любое искажение его мысли как оскорбление его профессионального достоинства.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ:

Наверняка, каждый из вас в своей жизни сталкивался с такой ситуацией: фотографируете вы себе мирно красивое здание… и тут к вам подходит персонаж из “органов” в штатском и просит вежливо или не очень вежливо прекратить фотосъемку или удалить получившиеся кадры, не комментируя при этом, почему нельзя фотографировать, где можно ознакомиться с перечнем “запрещенных объектов” в нашей свободной стране. А иногда даже угрожая изъять или поломать нам камеру.   Следует запомнить три основных пастулата: 1. фотосъемка относится и к творчеству, и к сбору информации. Поэтому хоть и запретить творить вам не могут, а вот собирать информацию могут. 2. Вы можете сфотографировать любого человека, здание, объект, но по факту
любой человек может потребовать себя и свою собственность не снимать, и будет прав. 3. Но, если вы сделали снимок, никто не смеет требовать от вас удалить кадр - это ваша собственность.   Следует помнить, что в РФ существует право частной собственности, включающее правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению его имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса РФ). Поэтому, при съемке объектов, являющихся частной собственностью (в том числе, зданий и сооружений), без согласия собственников могут быть нарушены их права, особенно, если собственник размещает информацию о том, что съемка запрещена. В целом, можно сказать, что в законодательстве вопрос о съемке подобных объектов четко не урегулирован, и на практике распространен следующий подход: если фотограф находится не на частной территории, а в общественном месте, он может снимать частные здания и сооружения снаружи. Что касается съемки внутри, их также можно снимать, если собственник не оповестил о своем запрете производить съемку (в виде таблички, в устной форме и т.п.) - в данном случае, требование прекратить съемку будет рассматриваться как законное требование собственника. И хотя законодательством не предусмотрена необходимость получать письменное разрешение собственника на съемку, однако с практической точки зрения рекомендуется заручиться письменным документом (а не устным согласием) собственника, особенно, если фотография в дальнейшем будет использоваться в коммерческих целях (реклама и т.п.). Что касается журналистской съемки, то следует упомянуть ст. 47 (”Права журналиста”) Закона РФ “О средствах массовой информации”, согласно которой журналистам предоставлено право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом (отдельные нормы об этом содержит, например, Закон РФ ”О государственной тайне”). Данную норму дополняет обязанность журналиста, предусмотренная статьей 49 указанного закона, а именно: “при получении информации от граждан и должностных лиц журналист обязан ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фото съемки”. Итак, на практике может возникнуть конфликт интересов частной собственности и свободы информации, что следует учитывать в работе фотожурналиста. Также следует отметить, что Федеральный закон “Об Авторском праве и смежных правах”, как и законодательство многих стран, относит к объектам авторского права архитектурные объекты (произведения архитектуры) и объекты дизайна. Они охраняются наряду с фотоснимками, литературными произведениями, картинами и другими объектами авторского права. Поэтому следует учитывать авторские права архитекторов на их произведения при использовании фотоснимков с включением в них произведений архитектуры и дизайна. Следует помнить, что законодательство иностранных государств может предусматривать ограничения, действующие в таких государствах и также касающиеся запрета снимать определенные объекты без соответствующего разрешения. Съемка спорта. Согласно Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (с изменениями от 10января 2003 г., 20 декабря 2004 г.), “съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий должны осуществляться только при наличии разрешений организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у организаторов спортивных соревнований” (п. 2 ст. 22 закона). Съемка животного мира.Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире” (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.) гласит, что “пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, владельцев лесного фонда, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира из природной среды допускается по разрешениям соответствующих специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в порядке, установленном указанным законом” Съемка в игровых залах. Согласно Распоряжению Мэра Москвы от 24 апреля 1998 г. №409-РМ “О порядке содержания и условиях лицензирования деятельности по содержанию зала (точки) игровых автоматов на территории г. Москвы” (с изменениями от 2 февраля, 26 марта, 3 сентября 2004 г.), “содержатель зала игровых автоматов вправе самостоятельно устанавливать ограничения на свободное посещение Зала гражданами, в том числе, вводить ограничения на право ведения кино- фото и видеосъемок посетителей без их разрешения. Следует обратить внимание, что данная норма установлена нормативным актом, действующим только на территории г. Москвы, что не исключает возможности принятия аналогичных норм в других субъектах РФ”. Съемка в следственных изоляторахДанный вопрос регулируется Приказом Минюста РФ от 14 октября2005 г. № 189 “Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы”. Согласно п. 146, “лицам, получившим разрешения на свидания с подозреваемыми или обвиняемыми, запрещается проносить в СИЗО и пользоваться во время свидания техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой без разрешения начальника СИЗО или лица, его замещающего”. Съемка на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы.
Согласно статье 38 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ “О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” (с изменениями от 29марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г., 26 мая, 24декабря 2004 г., 9 февраля 2005 г.), “заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. На открытых заседаниях могут присутствовать представители средств массовой информации при условии их аккредитации в Совете Федерации. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации”. Аналогичные нормы содержит Регламент Государственной Думы. Съемка в медицинских учреждениях.Согласно нормам Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Закону РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, “охране подлежат сведения, составляющие медицинскую тайну. Публикация таких сведений возможна лишь с согласия лица, к которому данные сведения имеют отношение. Вместе с тем медицинская тайна не запрещает делать фотографии, рассказывать о болезнях, показывать операции, если такие материалы не позволяют идентифицировать личность пациента”. Съемка в связи с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий.В Законе “Об оперативно-розыскной деятельности” предусмотрена возможность, “в рамках оперативно-розыскных мероприятий получать сведения, составляющие тайну частной жизни. Частным детективам запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью, осуществлять видео-, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц”

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: