Международная политика Советского Союза в 70-в начале 80ых гг.– период разрядки международной напряженности

Лекция №13 Новая История

Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в 70-х —80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях Развитие международных отношений в 70 - 80-е гг, как и в послевоенные десятилетия, определялся экономическим, идеологическим и военным противостоянием двух общественно-политических систем. началу 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Конфронтационная стабильность в международных отношениях выражалась в активизации диалога между СССР и США, сближении их позиций по проблемам контроля над вооружениями и международной политики. Странам пришлось пройти через ряд серьезных проблем и кризисов, но ядерная война не была допущена. Важно, что между Москвой и Вашингтоном сформировалось определенное взаимопонимание и взаимодействие по контролю над критически опасными международными ситуациями, которые могли бы привести к вооруженным конфликтам между СССР и США. Данный период советско-американский отношений заложил начало процесса переговоров по контролю над гонкой вооружений. Сокращение гонки вооружений и оздоровления международного сотрудничества в значительной степени зависел от межгосударственных отношений СССР и США - двух сверхдержав, обладавшие самым ядерно-ракетным арсенал лом В успешном проведении советско-американских переговоров о разоружении были заинтересованы все страны мира Обоюдная заинтересованность США и СССР в проведении переговоров была порождены объективными условиями начала 70-х гг. Достижения Советским Союзом в конце 60-х гг военно-стратегического паритета было признано в администрацией США. Исходя из этого признания, американский президент Ричард Никсон в своем послании к Конгрессу \"Новая стратегия в интересах мира\" (февраль 1970 г.) предлагал в отношениях с СССР и его союзниками опираться не только на силу, но и на переговоры с противоположной стороной Американское и советское руководство все больше убеждалось в бессмысленности и бесперспективности гонки вооружений: военное производство истощало экономику обеих В начале 70-х гг, в следствие достижения ядерного паритета двух сверхдержав, возглавлявших военно-политические блоки, проявились признаки потепления в холодной войне, что нашло свое выражение в активизации переговорного процесса, результаты которого были зафиксированы в ряде двусторонних и многосторонних соглашений и договоров. Этот процесс вошел в историю под названием \"разрядка\". Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира.

Стоит сказать - полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала ϲʙᴏей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

СССР в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. При этом многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “ разрядки международной напряженности ”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г. в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В ϶ᴛᴏм документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г.) СССР, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом. Предыдущие правительства ФРГ во внешней политике исходили из того, что европейские границы является неокончательным и отказывались признавать ГДР, как суверенное государство. Такая политика соответствовала конфронтационной схеме "холодной войны". По мере укрепление экономических позиций ФРГ она тормозила процесс распространения политического влияния ФРГ и лишала ее маневра на Востоке. Брандт предложил "новую восточную политику ", составной частью которой было признание сложившихся реалий в Европе, и нормализация на этой основе отношений с СССР и странами Восточной Европы.

В августе 1970 г. между ФРГ и СССР было заключено соглашение, которое основывалось на отказе западногерманской стороны от претензий на пересмотр европейских границ.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Важным достижением разрядки стало урегулирование границ в Европе, взаимное дипломатическое признание ФРГ и ГДР, принятия их к ООН, компромиссное решение относительно Западного Берлина. Кульминацией разрядки в Европе стал Хельсинский заключительный акт (1975 г.).

Разрядка не остановила соперничество СССР и США за влияние на другие континенты. Осуществлена в 70-е годы попытка СССР укрепить свое влияние в странах Африки и Азии, была расценена США как такая, что противоречит духу разрядки. Важным поводом к ее срыву стало введение в Афганистан советских войск.

При этом конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Стоит сказать - политическое руководство втянуло СССР в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Важно знать, что большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Последующий сценарий событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности.
Начался новый этап в гонке вооружений, в результате кᴏᴛᴏᴩого Европа оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать ϲʙᴏи ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: