Суэцкий кризис и его международное значение

1952 – антиимпериалистическая антифеодальная революция в Египте. К власти – «Свободные офицеры» реформистско-патриотического толка. Египет – республика, 1954 – президент Насер. Новое руководство добилось вывода всех британских войск из Египта, подписано соглашение 1955 о поставках советского оружия, Насер стал одним из лидеров движения неприсоединения. 26 июля 1956 г. Г.А.Насер обнародовал декрет о национализации франко-британской Компании Суэцкого канала (акционеры получат компенсацию, а египетское правительство обеспечит условия конвенции 1888 г. о свободе судоходства в канале). Решение о национализации законно, т.к. компания зарегистрирована как египетское предприятие, хотя была собственностью иностранцев. Подготовка к вооруженной интервенции западных стран против Египта, сопровождалась кампанией пропагандистского и дипломатического давления на Египет, в которую включились и США, выдвинувшие план интернационализации Суэцкого канала. Израиль воспользовался ситуацией - осознание, что одним из основных положений программы арабского национализма является ликвидация Израиля, израильское правительство предложили свое участие в британско-французской интервенции. Инициатива принята. ЦЕЛИ: ВБ стремилась укрепить позиции в бывшей колониальной империи, Франция – ударить по арабскому национально-освободительному движению, отрезать его поддержку Алжиру, где Франция воевала с 1954. Израиль хотел подавить Египет, как основу враждебного арабского мира. Сотрудничеств ВБ, Франции и Израиля против Египта было оформлено секретным трехсторонним Севрским протоколом 24 октября 1956 г. В ночь с 29 на 30 октября 1956 г. израильская армия напала на Египет. 31 октября Великобритания и Франция. СССР не мог допустить поражения Египта, как основу арабского национально-освободительного движения, СССР заявил о решимости «применением силы сокрушить агрессоров», если боевые действия не будут прекращены. Также, Москва предложила Вашингтону предпринять совместные шаги для прекращения агрессии. США осудили Париж и Лондон: 1)агрессия подготовлена и осуществлена без ведома США и других союзников по НАТО, т.о. две страны НАТО оказались в состоянии войны по собственному произволу, а союзные им государства теоретически должны были им оказывать помощь, не будучи спрошенными о том, как они в принципе относятся к планам напасть на Египет. 2) США стремились приобрести дружественных партнеров среди арабских стран 3) США опасались, что агрессия против Египта даст повод СССР для вмешательства в дела региона. 30 октября ситуация поставлена на обсуждение СБ ООН, но ВБ и Франция, пользуясь правом вето, воспрепятствовали принятию проектов резолюций (американского и советского) с осуждением их действий. 1 ноября открылась чрезвычайная сессия ГА, большинством голосов было принято решение о прекращении огня в зоне канала, отводе войск агрессоров, создании чрезвычайных вооруженных сил ООН и вводе их в Египет. Но британско-французские войска продолжали боевые действия. 5 ноября СССР косвенно угрожал ВБ бомбардировкой ядерными ракетами. США давили нефтью. Решающее значение – позиции США и СССР. 7 ноября боевые действия прекращены. Итоги Тройственная агрессия завершилась неудачей. Франко-британские войска из Египта были выведены. Египет смог национализировать Суэцкий канал и Насер укрепил свое положение в качестве лидера арабского мира. США и СССР подтвердили, что именно они гаранты ЯПС МО. Наибольший выигрыш у СССР - подтвердил себя как борца с империализмом. США тоже продемонстрировали антиколониализм, подтвердили свою ведущую роль в западном блоке, январь 1957 доктрина Эйзенхауэра – программа укрепления связей с арабскими странами. США приняли обязательство оказывать экономическую и военную помощь странам региона, становящимся объектом агрессии международного коммунизма. «Доктрина Эйзенхауэра» была негативно воспринята большинством арабских стран. Особенно резко против нее выступили Египет и Сирия.


БИЛЕТ3. Первые кризисы холодной войны: причины и результаты. Иранский кризис как пример такого кризиса.Причина кризисов - различные взгляды СССР и США на устройство послевоенного мира:

СССР: Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния по всему периметру границ СССР в первую очередь в Европе, не только закрепить, но и расширить ее, и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада. Запад: Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности. Стремление не допустить закрепления советской сферы влияния, т.к. возникала опасность ее последующего расширения, а диктаторский сталинский режим мог лучше консолидировать свою сферу влияния, чем рыхлые западные демократии. Отказ американских руководителей признать советское господство в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые кризисы – предвестники войны. Попытки американского руководства изменить просоветскую политическую ориентацию правительств в этих странах натолкнулись на жесткое противодействие Москвы. Именно политическое положение в Румынии и Болгарии стало предметом острых споров в Потсдаме и еще более бескомпромиссных дискуссий на Лондонской сессии СМИД, приведших к ее провалу. США через многостороннюю систему стремились навязать свою модель послевоенного устройства мира. СССР претендовал законно на сферу безопасности, но Сталин использовал грязные технологии, жестокие методы установления власти сфере влияния СССР. Противостояние также наблюдалось на Ближнем Востоке (Турецкий кризис 1945-46, когда СССР настаивал на изменении режима проливов, предоставлении ему в зоне проливов военно-морской базы и ряда территорий на Черноморском побережье, ВБ и СССР противодействовали укреплению позиций СССР в Восточном Средиземноморье) и в Греции (Греческий кризис 1946-47 – несмотря на то, что СССР признал Грецию как сферу влияния ВБ, он оказывал помощь греческим коммунистам в гражданской войне). Иран 1945 г. усиливалось советское давление на Иран. Для этого использовалось пребывание войск КА в северной части Ирана. Они были введены в августе 1941 г. в соответствии с советско-иранским договором 1921 г. и по согласованию с правительством Великобритании – британские силы заняли южную часть страны. Целью совместной акции союзников было предотвратить использование Германией территории Ирана для развертывания военных операций и укрепления позиций агрессоров на Ближнем Востоке. В соответствии с англо-советско-иранским договором, заключенным в 1942 г., СССР и Великобритания обязались сохранить независимость и территориальную целостность Ирана и вывести из страны свои войска не позднее, чем через 6 месяцев по окончании войны (ко 2 марта 1946). К концу войны СССР добивался как минимум эксклюзивных прав на разработку нефтяных месторождений в северных провинциях Ирана, как максимум – широкой автономии Иранского Азербайджана и его просоветской ориентации. Правительство СССР стало всячески затягивать вывод своих войск и укреплять влияние просоветских сепаратистских организаций. Выполняя заключённые соглашения, британские и американские войска в начале марта 1946г. покинул Иран. СССР не только не предпринял аналогичных шагов, но и ввел в Иранский Азербайджан дополнительные части КА, оснащённые тяжелым вооружением. Возник острый международный кризис. Руководители Великобритании и США продемонстрировали твердую решимость не допустить упрочения позиций СССР на Среднем Востоке. Они заявляли, что продвижение русских войск к Тегерану «означает войну», и готовы были послать американский военный флот в Средиземное море. Твердая позиция США и Великобритании в сочетании с политическими маневрами иранского правительства побудили Сов. Союз в мае 1946 г. завершить вывод всех своих войск из соседней страны. Натолкнувшись на решительное сопротивление, Сталин отступил – «иранский кризис» был завершен. После этого СССР не получил обещанной ему нефтяной концессии, а его сторонники в Иранском Азербайджане к концу 1946 г. были подвергнуты жесточайшим репрессиям.

Сан-Францисская мирная конференция и ее итоги. Позиция СССР. Проходила с 4 по 8 сентября 1951 г, приняли участие 52 государства, включая США, ВБ, СССР, не участвовали КНР, Индия, Бирма, ДРВ, КНДР и МНР. Подписано 3 договора. 1) Сан-Францисский м ирный договор прекратил состояния войны между Японией и подписавшими его 7 сентября странами и зафиксировал восстановление суверенитета страны и прекращение оккупационного режима (не подписали СССР, Польша и Чехословакия). Японская империя ликвидировалась. Корея признавалась независимым государством. Япония отказывалась от прав на Тайвань, Южный Сахалин, Курильские, Пескадорские, Спратли, Парасельские острова и бывшие японские подмандатные территории в Океании. Однако не было сказано, в чью пользу. Подобная неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Важным для Москвы было ее требование исключить возможность размещения на территории Японии иностранных войск. Однако мирный договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны. Нерешенными остались проблемы, связанные с оккупацией США островов Бонин и Окинава, японский суверенитет над которыми был восстановлен соответственно в 1968 и 1972. Юридически состояние войны между СССР и Японией продолжало сохраняться до 1956 г., а мирный договор между Японией и Россией не подписан до настоящего времени. В советской литературе Сан-Францисский мирный договор рассматривался как сепаратный: хотя СССР был формально приглашен к его подписанию, договор не учитывал советскую позицию. Ценность договора девальвировалась отсутствием под ним подписей Китая – страны, бывшей главной жертвой японской агрессии в годы 2МВ. Сан-Францисский мир обеспечил лишь частичное урегулирование ситуации в ВА. 2) Союзный договор между Японией и США. Мирное урегулирование с Токио устранило формальные препятствия для заключения договора о гарантии безопасности, который был подписан 8 сентября. Конституция Японии 1947 г., закрепила отказ Токио от войны как средства решения международных споров, Япония не могла создавать крупные национальные вооруженные силы, поэтому американо-японский договор предусматривал делегирование Японией США права защищать ее, но Япония не должна была защищать США, оказываясь под «мягким протекторатом» США. США получили право размещать вооруженные силы в Японии и вокруг нее, если это было необходимо для обеспечения мира и безопасности на ДВ. В Японии была создана сеть военно-морских и военно-воздушных баз США. 3)Договор АНЗЮС. Договор безопасности между Австралией, НЗ и США, подписан 1 сентября 1951 г., предусматривал взаимодействие сторон в опасных ситуациях. Участники договора признавали, что «вооруженное нападение на одну из сторон в зоне Тихого океана представляло бы опасность для его собственного мира и безопасности». В тексте не было прямого указания на Японию как потенциальный источник угрозы, но с точки зрения Австралии и НЗ, он гарантировал их именно против нее.


БИЛЕТ4. Формирование концепции «сдерживания» и ее оформление в политике США Стремление советского руководства закрепить и расширить свою сферу влияния вызывало растущее противодействие Запада. В начале 1946 г. в правящих кругах США были выработаны основы внешнеполитической линии в отношении СССР. Наиболее четко они были изложены в хорошо известной «длинной телеграмме» Кеннана. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Д.Кеннан телеграфировал в госдепартамент США. Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе. Основное положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара». Ключевая идея: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. «Длинная телеграмма» Дж. Кеннана заложила основы американской политики «сдерживания», которая помимо удержания СССР в уже сложившейся зоне его влияния – ВЕ - предусматривала активное выдвижение Западом более привлекательной идеологической и политической альтернативы в сочетании с военным давлением на СССР. Произошел поворот в политике США в отношении СССР. С февраля 1946 г. руководители американской политики рассматривали СССР как потенциального противника, чьи жизненные интересы противоречили подобным интересам США. 5 марта 46 г. Черчилль произнёс знаменитую речь в Фултоне (США), призвав к созданию «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке». Эта ассоциация была признана противостоять укреплению международных позиций СССР -публичное объявление холодной войны СССР. 12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С этого момента концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 14 апреля 1950г. директива СНБ 68 (СССР - «тотальный враг» США, нет концу кризисной конфронтации, пока не произойдет изменений в характере советской системы, США должны осуществлять противодействие советской экспансии с помощью нажима на СССР «с позиции силы», т.о. для последующей политики США необходимо наращивание ядерного арсенала и помощи союзникам в ЗЕ).

Ближневосточный конфликт в 1967-1974 годах, «первый нефтяной шок» К концу 60-х годов снова обострились арабо-израильские отношения, т.к в Сирии в результате военного переворота к власти пришли социалисты. В ноябре 1966 г. создание военного союза Сирии и Египта. ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА5 июня 1967 г. Израиль начал превентивную войну против Египта, Сирии и Иордании, бомбардировка дельты Нила. Насер объявляет о разрыве дипотношений с США и ВБ, ошибочно обвинив их в агрессии против Египта. СССР выступил с осуждением действий Израиля и разорвал с ним дипотношения, заявил о готовности оказать Египту и Сирии помощь против Израиля. Израиль захватил у Египта весь Синайский полуостров и сектор Газы, у Иордании – Восточный Иерусалим и территорию Западного берега, у Сирии – Голанские высоты. 22 ноября 1967 г. СБ ООН принял резолюцию № 242: вывод израильских войск со всех оккупированных территорий, прекращение войны между арабами и Израилем, гарантии границ великими державами, соблюдение свободы судоходства; подтверждение права Израиля на существование. Египет и Иордания согласились, Сирия отвергла, а Израиль согласился при выполнении ряда его условий (план создания «Великого Израиля» в границах «исторической Палестины», т.е. в пределах, более обширных, чем захваты 1967). Беспокойство СССР и США, не хотели крупного конфликта. В 60-х годах быстрая милитаризация БВ - массированные поставки вооружений СССР и США в арабские страны, а США – еще и в Израиль. Итоги шестидневной войны: еще больше осложнились отношения Израиля с арабскими государствами. -усиление в руководящих кругах Израиля стремления продолжать ставку на военную силу, удерживать захваченные территории как пояс безопасности. ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ (6 -24 октября 1973)Со 2 сентября 1970 президент Египта - Анвар Садат, гибкая внешнеполитическая линия, укрепляя сотрудничество против Израиля с СССР, но также хотел улучшения отношений с США, считал, что без их поддержки невозможно добиться примирения с Израилем, неформальные переговоры с США с целью убедить США оказать давление на Израиль и заставить его выполнить резолюцию № 242. 27 мая 1971 г. советско-египетский договор о дружбе и сотрудничестве на 15 лет. В обмен на содействие в урегулировании БВ конфликта США предложили Египту удалить со своей территории советские части ПВО (весной 1972 г. Садат выполнил требования). Египет объединился с Сирией для новой войны. Руководство Египта и Сирии ставило различные политические задачи: Сирия стремилась нанести Израилю решающее поражение и добиться выгодного решения ближневосточной проблемы в целом; Египет добивался лишь возвращения ему Синайского полуострова. 6 октября 1973 ВС Египта и Сирии внезапно атаковали Израиль. Израиль - за помощью к США, арабские страны – к СССР. СССР и США против осложнения свои отношений, но не желали и поражения своих сателлитов. США предоставили Израилю новые вооружения. В соответствии с совместной инициативой СССР и США, 22 октября СБ ООН принял резолюцию 338 (прекращение военных действий в течение 12 часов, выполнение резолюции 242, начало многосторонних переговоров) – не выполнена. 24 октября под давлением СССР и США военный действия прекращены. 11 ноября Египет и Израиль подписали военно-технический документ о прекращении боевых действий. 11 января 1974 г. Женевская конференция по мирному урегулированию на БВ приняла «соглашение на 101км» – отвод израильских сил на восточный берег Суэцкого канала, а египетских – на западный + отвести свои войска на 20 км от канала, чтобы создать необходимые условия для возобновления судоходства по этому водному пути. Итоги войны 1973 г.: 1) СССР и США подтвердили свои позиции как гарантов ЯПС, 2) Израиль удержал все захваченные в 1967г. территории, 3) впервые применено «нефтяное оружие». Первый «нефтяной шок» 17 октября 1973 г. арабские страны-экспортеры нефти решили сократить, а потом прекратить поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль (США, Нидерланды, Португалия, Япония и др.) Первый случай использования «нефтяного оружия» в политических целях. Франция, ФРГ, Япония поддержали решения ООН по ближневосточному конфликту и заявили о поддержке арабских народов. Всемирный экономический спад, резко выросли цены на нефть – с 2-3 долл. за баррель в 1972 г. до более 14 в 1974 г. Толчок слому старой энергоемкой модели промышленного производства, обеспечивающей процветание западному миру в первые послевоенные десятилетия.


БИЛЕТ 5. Факторы и процесс формирования социалистического содружества в Центральной и Восточной Европе после Второй Мировой войны Сталинское руководство стремилось после войны создать советскую сферу влияния по всему периметру границ СССР, в первую очередь в Европе. Эта задача включала установление близких по духу социально-политических режимов прокоммунистической ориентации. К концу ВМВ КА находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился включить эти страны в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. Наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии, Албании и Болгарии, наименьшим – в Венгрии и Польше, где существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье. Сталин использовал для закрепления советского господства в Восточной Европе жесткие недемократические методы. Опорой этой политики стаи силы КА и советские органы НКВД. Во всех страна ВЕ становление новых политических режимов проходило по указаниям Кремля, а в государствах, являвшихся союзниками гитлеровской Германии, под контролем советской военной администрации и советников СССР. На первом этапе Сталин добивался формирования в странах ВЕ коалиционных правительств, в которых коммунисты играли бы важную роль, в частности контролировали бы органы внутренних дел, службу безопасности и вооруженные силы. Затем представителей некоммунистической оппозиции вытесняли из правительства путём сфабрикованных судебных процессов и фальсифицированных выборов. В 1947 г. были разоблачены якобы имевшие место в Венгрии, Румынии и Болгарии «антиреспубликанские и антидемократические заговоры». Влиятельных политиков, противодействовавших коммунистам. убрали из политической жизни, а некоторых казнили. Наиболее интенсивно социально-политические преобразования осуществлялись в Югославии и Албании, в Польше, Румынии и Болгарии, наиболее замедленно – в Венгрии и Чехословакии. К весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР. Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: 1) национализация крупной промышленности, 2) введение планирования, 3) создание централизованной государственной системы в экономике, 4) аграрная реформа. Советское руководство во главе со Сталиным упорно осуществляло свою концепцию установления и укрепления режимов «народной демократии» и их сплочения в единый «лагерь». Этому способствовало и то, что СССР заключил с рядом этих государств двусторонние договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. (с Чехословакией 1943г., Югославией 1945г., Польшей.1945г) (1948г. – с Румынией, Венгрией, Болгарией). Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали на себя обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в дружбе и сотрудничества. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем актуальным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. Тем самым стала оформляться система договорно-правовых отношений между странами, образовавшими «социалистический лагерь» в Европе. Центром этой системы стала Москва, на которую и ориентировались страны «народной демократии» в МО. Таким образом, СССР возглавил группу стран, сплочённо выступавших во внешнеполитической сфере.

«Новая восточная политика» ФРГ и ее значение В феврале 1964 г. председателем СДПГ избран Вилли Брандт, умеренный политик, сторонник сближения ФРГ с США и НАТО. До 1967 г. правительство ФРГ проводило жесткую внешнюю политику. К концу 60-х годов Париж и Вашингтон склонялись к политике разрядки, для Бонна вырисовывалась перспектива международной изоляции. Американская администрация приветствовала назначение В. Брандта канцлером в декабре 1969, победила СДПГ в коалиции с СвДПГ сформировала правительство, лозунг – «преемственность и обновление». В. Брандт не отказывался от задачи объединить Германию через присоединение ГДР к ФРГ. Был уверен, нужно примирение с СССР для устранения препятствий для общеевропейского диалога и включения обеих частей Германии в единый процесс европейского сотрудничества. В сфере международных отношений были намечены «перемены через сближение» - пересмотр тех аспектов западногерманской политики, которые не отвечали объективному положению ФРГ на международной арене и ее собственным интересам. Брандт осуществил решительный поворот к полной нормализации отношений и налаживанию сотрудничества с СССР, Польшей, Чехословакией, к признанию реальности существования двух германских государств. Этот внешнеполитический курс и получил название «новой восточной политики» ФРГ. Новое правительство направило ноты правительствам СССР и Польши с предложением начать обсуждение существующих между сторонами нерешенных проблем, на что были немедленно получены положительные ответы. Переговоры привели к подписанию 12 августа 1970 г. Московского договора между СССР и ФРГ. ФРГ официально признала линию по Одеру – Нейсе восточной границей Германии, отказавшись от претензий на бывшие германские территории, перешедшие после 2МВ к СССР и Польше. В договоре отмечалось стремление обеих сторон содействовать упрочению мира и безопасности в Европе и во всем мире. В день подписания Московского договора западногерманская сторона направила в МИД СССР письмо «о немецком единстве», смысл которого состоял в подтверждении приверженности руководства ФРГ идее германского единства, которую, впрочем, не отрицал и сам договор. 21 декабря 1972 д оговор ФРГ-ГДР «Об основах отношений». Предусматривает установление нормальных добрососедских отношений между ГДР и ФРГ; решать спорные вопросы только мирными средствами, содействовать укреплению мирных отношений между европейскими государствами, ограничению вооружений, содействовать развитию экономических, научных, культурных и иных связей между обоими государствами. Ст. 3 договора о том, что ГДР и ФРГ подтверждают нерушимость существующей между ними границы на сегодня и на будущее и обязуются безоговорочно уважать территориальную целостность друг друга. Подразумевал отказ от доктрины Хальштейна (внешнеполитическая доктрина ФРГ, принята в декабре 1955, ставила своей целью установление дипломатической блокады ГДР. Предусматривала поддержание дипломатических отношений только с теми государствами, которые не имеют дипломатических отношений с ГДР).


БИЛЕТ6. Формирование системы многостороннего сотрудничества в рамках социалистического содружества. Сотрудничество СССР со странами народной демократии развивалось в различных сферах: политической, военной, идеологической, культурной. Важнейшее место принадлежало связям между коммунистическими и рабочими партиями. ВКП(б) бесспорный лидер мирового коммунистического движения, Сталин – признанный авторитетный вождь. Коммунистический Интернационал распущен по указанию Сталина в мае – июне 43 г. Регулярные связи между ВКП(б) и другими компартиями на двусторонней основе. НО! осложнение международной обстановки, холодная война - советскому руководству этого стало недостаточно. Требовалось создать прочную систему союзов и приобрести дополнительные инструменты влияния на соседние государства. 1ая серия - к 1947 г. с 3мя странами у СССР были союзные договоры – с Чехословакией (1943), Польшей (1945) и Югославией (1945), имели антигерманскую направленность и отражали опыт совместной борьбы этих стран и Советского Союза против Германии и Италии в годы войны. В феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. – с Болгарией, были рассчитаны на 20 лет и имели антигерманскую направленность. Возникла почти всеохватывающая сеть двусторонних союзов СССР в Восточной Европе. 2ая серия - урегулированы отношения между странами, имевшими споры (1947). С весны 1948 г. реализация 3ей серии мероприятий – заключение договоров между странами, не имевшими между собой общих границ. (1948-49). Одной из целей договоров было недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок. Поэтому перекрестные договоры «второй» и «третьей» серий предусматривали взаимную помощь против всякого третьего государства, а не только Германии (как договоры СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией, Венгрией, Румынией и Болгарией), и запрещали любому подписавшему договор государству вступать в союз против другого государства. В начале 1949 г. в ВЕ существовала мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР. 22-28 сентября 1947 г. совещание представителей 9 компартий (ВКП(б), компартии Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии и Франции). Итоги: 1)все компартии должны были последовательно ориентироваться на СССР и безоговорочно поддерживать его внешнюю политику. 2)Создание Коминформа в составе 9 партий, должно было размещаться в Белграде. Коминформ как инструмент контроля Кремля за политикой и идеологией стран народной демократии. Прекратил существование в апреле 1956 г. Руководство СССР уделяло большое внимание экономическому сотрудничеству. Воспрепятствовав участию в плане Маршалла, Москва стремилась переориентировать их торговые и хозяйственные связи на Восток. В январе 1949 г. на совещании в Москве было принято решение о СЭВ, вошли Болгария, Румыния, Венгрия, Польша, СССР и Чехословакия. Задача – организация экономического взаимодействия: развитие внешней торговли, технологические проекты, развитие сотрудничества на организации производства. Была закреплена ориентация на получение энергоресурсов из СССР по льготным ценам. Законы рыночной экономики не распространялись на СЭВ. В рамках СЭВ был создан замкнутый рынок социалистических стран. Разрядка советско-американских отношений, 1969 – 1975 гг. Конец 60-х – первая половина 70-х гг. – период разрядки напряженности в отношениях между СССР и США.

Основные причины разрядки: 1) нуждались в передышке и перегруппировке сил;2) стремились выработать какие-то «правила игры», не допустить втягивания в новый серьезный международный кризис типа Карибского, избежать угрозы возникновения ядерной войны.

Цели СССР:1) ограничить разорительную гонку стратегических вооружений; 2) установление подлинного стратегического паритета и его признание Вашингтоном; 3) закрепление сложившегося территориально-политического устройства в Европе и признание Западом господства СССР в его сфере влияния; Цели США:1) сохранить роль «балансира» в системе международных отношений; 2) получить передышку в жестком противостоянии с СССР для борьбы за сохранение социально-политического статус-кво;

•3)найти достойный выход из Вьетнамской войны и решить другие региональные проблемы на приемлемых условиях;4)не допустить расшатывание системных союзов Запада, не дать американским союзникам в Европе преуспеть в налаживании сотрудничества с СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: