Международная напряженность рубежа 1970-1980-х гг

На рубеже 1970—1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния).

В 1979—1980 гг. США развернули широкую кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. Реклами­ровали "гуманность" этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового про­теста, прокатившейся по странам Запада. Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло реше­ние разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзни­ков. Ракеты были размещены в 1983—1984 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили науч­но-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Ко­ординационный Комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный по инициативе США в 1949 г.), который и прежде же­стко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказал­ся в ловушке технологической зависимости от Запада по страте­гическим поставкам.

В свою очередь и СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силой. В конце 1979 — начале 1980 гг. руководство СССР откликнулось на неоднократные просьбы ру­ководителей Демократической Республики Афганистан оказать военную помощь в проведении "революционных" преобразова­ний в обществе и защите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в международной изоляции, как США во время "вьетнамской войны". Абсолютное большинство стран — членов ООН решительно осудили советский метод решения "афганского вопроса". Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США и их союзников стала приносить СССР ощутимые человеческие и материальные потери.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты сред­него радиуса действия (на Западе их назвали "СС-20"). Предпри­нятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, на­рушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.

В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитиче­ские общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В ответ по инициативе ЧССР социали­стические государства в знак протеста против размещения аме­риканских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США.

Антисоветская кампания в мире усилилась осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пасса­жирским самолетом. Тон ей задал президент США Р. Рейган, на­звавший Советский Союз "империей зла".

Со второй половины 60-х годов в атмосфере отношений СССР со странами Запада дала о себе знать известная «разрядка» напряженности. Она явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета СССР и США, лишавшего любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне. Во вза­имоотношениях СССР и стран Запада усилилась тенденция к умень­шению противостояния и нормализации отношений между ними. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе.

В 1970 г. советско-западногерманским договором признавались окончательными послевоенные границы в Европе; аналогичные до­говоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией; в декабре 1972-го состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В мае 1972-го СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратеги­ческих наступательных вооружений сроком на 5 лет, названное впо­следствии договором OCB-I. Договор устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ра­кет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сторон не оговаривалось, их наращивание сторона­ми продолжалось.

В ноябре 1974 г. удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широ­кому спектру вооружений, включая стратегические бомбардировщи­ки и разделяющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет» и отказа устанавливать на них ограничения. Таким образом, не останавливая гонку вооружений, до­говор сужал ее фронт. Этому способствовала подписанная в 1972 и вступившая в силу в марте 1975 г. конвенция о запрещении разработ­ки, производства и накопления запасов бактериологического и ток­сического оружия и об их уничтожении.

В мае 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаний в мирных целях. Плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975-го двух кораблей — «Союза» и «Аполлона».

Кульминацией «разрядки» международной напряженности стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 августа 1975 г. главами 33 европейских госу­дарств, а также США и Канады. Он устанавливал, что впредь взаимо­отношения стран—участниц Совещания будут определяться рядом принципов. Таковыми считались: суверенное равенство, непримене­ние силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, тер­риториальная целостность государств, мирное урегулирование спо­ров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод. Однако, как показали дальнейшие события, СССР рассматривал Акт, прежде всего, с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны ключевым считали пункт о соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. С развертыванием на Западе кампании в защиту прав человека «разрядка» оказалась подорванной, а с началом войны в Афганистане (декабрь 1979) и вовсе похороненной.

Отношения со странами «третьего мира» в период раннего «развитого социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Со­ветский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной пойме» с Израилем в июне 1967 г., способствовал погашению очеред­ной военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973-го, поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном в середине 60-х годов и в 1471-м. В отношениях с развивающимися странами приоритет отдаления странам «социалистической ориентации» (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономичес­кую и военную помощь, исчисляемую порой миллиардами долларов. Военно-блоковая логика СССР во внешней политике приводила к установлению союзнических отношений и с режимами диктаторско­го типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику пели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антиком­мунистической и антисоветской ориентации.

Отношения с соцстранами в этот период испытывали определен­ные трудности. В стороне от согласованной с Советским Союзом по­зиций находились Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Отношения с Китаем обострились из-за его территориальных притяжений. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский, а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых принимали участие советские и китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969-го начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, чисто заходили в тупик. После смерти Мао Цзедуна (сентябрь 1976) ситуация не улучшилась.

СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны под властью коммунистов против южновьетнам­ского режима и открыто выступивших на егостороне Соединенных Штатов Америки. 5 февраля 1965 г. наше правительство заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отноше­нии братской социалистической страны, и обязалось принять вместе со своими союзниками все необходимые меры по ограждению безо­пасности и укреплению обороноспособности Демократической Республики Вьетнам. Помощь (в основном вооружением и специалистами, обслуживавшими пусковые установки зенитных ракет) оказыва­лась более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима и Соединенных Штатов. Война, начавшаяся в августе 1964 г., закончи­лась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон 30 апреля 1975-го. Воссоединение Вьетнама и провозглашение Социалистической Рес­публики Вьетнам состоялись в июле 1976 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: