Морис Ориу (1859-1929) успешно разрабатывал теорию институционализма, рассматривая вечную проблему соотношения интересов индивида и государства в духе христианского коллективизма первых веков. Ориу отказался от использования договорной теории (концептуального ядра либеральной теории) и от командно-административной законности социалистов в пользу принципиально новых положений, получивших широкое популистское употребление.
Ориу восходит к концепции равновесия, которую Монтескье в свое время положил в основание теории разделения властей. Суть ее в том, что правопорядок уподобляется системе физического равновесия сил, а жизнь современных государств – «бесчисленным социальным равновесиям, соединенным в сложную и запутанную систему» (Н.Н. Алексеев). Правовые отношения – одна из таких систем равновесия. Идея права в основе своей есть идея порядка, и юристы традиционной юриспруденции смотрели на этот порядок как на нечто предустановленное самим Божеством. Институционализм уже не признает предустановленного порядка.
|
|
Публичное право изучает режим правления, который олицетворяет собой государство. Это режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим, который «овладевает нацией, видоизменяя ее, налагая на нее определенную форму, и становится средой, в которой существуют индивиды». Гражданская жизнь – объект воздействия государственного режима, что обусловливает разделение между политической властью и частной собственностью, которые в догосударственных формах общества всегда бывают слиты вместе. Это разделение является основой одновременно и политической власти, и свободы. Оно осуществляется двумя параллельными процессами – централизацией власти и централизацией права.
Централизация национального (общегосударственного) права означает установление правовых норм и санкций и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью (в широком смысле слова), т.е. судебной и административной. Юридическая централизация возникает из замены обычая писаным законом. Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установлении обычая. Закон приносит с собой большую устойчивость положения, по сравнению с обычным правом, «совместимую с большей долей подвижности, а, следовательно, с большей суммой общих свобод, так как свобода не обходится без некоторой возможности изменений». Писаный закон может быть изменен решением правительства путем сравнительно ускоренной процедуры, а обычай не может быть изменен в обычном порядке.
|
|
Правовые отношения, с точки зрения выполняемых ими социальных функций, предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Настоящий мир, межнациональный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества, с другой. Это распределение создает социальный антагонизм и в то же время создает систему равновесия. Возникший таким образом правопорядок уравновешивает в каждом обществе не только противостояние индивида и общества, но также многие другие системы общественного быта – гражданского, публичного, коммерческого, военного и др. Все эти формы быта находятся, согласно Ориу, в состоянии равновесия, причем гражданский быт образует как бы центр всей системы, ядро притяжения, вокруг которого вращаются остальные.