Лекция 8. Транспорт и окружающая среда

1. Каждый вид транспорта оказывает на окружающую среду определенное воздействие, зависящее от концентрации транспортных средств, профилактики вредного воздействия на природу, характера местности и других причин. С точки зрения контроля за мероприятиями по охране окружающей среды транспорт от-носят к числу самых сложных видов производства.

Железнодорожный транспорт вызывает шумовое и химическое загрязнение. Наиболее агрессивен по отношению к окружающей среде автомобильный транспорт, который, кроме шумового и механического загрязнения (в результате рас-сеивания пыли), создает химическое загрязнение, так как при работе двигателя образуются выхлопные газы, которые содержат 160-200 различных, в основном ядовитых компонентов. Речной транспорт является причиной химического и био-логического загрязнения водоемов, а также шумового и механического воздейст-вия на них. Химическое загрязнение может наступить в результате разлива неф-тепродуктов из-за аварий танкеров, утечки нефтепродуктов в процессе бункеров-ки, выбросов подсланевых вод, а также при работе с агрессивными по отношению к воде химическими и другими грузами. Трубопроводный транспорт - относи-тельно чистый вид транспорта вследствие герметизации и расположения трубо-проводов, как правило,под землей. Однако при прокладке трубопроводов извле-кается большое количество земли, вырубаются леса. Воздушный транспорт - один из источников шумового загрязнения окружающей среды. Шум становится при-чиной и первоисточником многих заболеваний сердца и сосудов, нервной систе-мы, преждевременного утомления, ослабления внимания и памяти, нарушает нормальный отдых и восстановление сил.

Доля транспорта в источниках загрязнения окружающей среды составляет: по окиси углерода 63-90о/о, углеводородам 46-69%, промышленной пыли 8-20%,. двуокиси серы 2-4%. Течи в зазоры и не плотности кузовов вагонов и автомоби-лей, выдувание мелких фракций воздушным потоком, осыпание крупных частиц груза через борта подвижного состава не только засоряют среду, но и ежегодно приводят к потере примерно 2,6% всего доставляемого угля и кокса, до 4% руд, 3,5% цемента. Для характеристики средней интенсивности загрязнений целесооб-разно ориентироваться на среднюю дальность доставки 1 т груза, равную 7,2 км, а фактические зоны влияния устанавливать по транспортным коммуникациям на генеральных планах предприятий.

На каждом виде транспорта проводятся мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду. Так, на промышленном железнодорожном транспорте совершенствуют конструкцию подвижного состава, принимают меры для снижения шума двигателей, совершенствуют погрузочно-разгрузочные рабо-ты. На автомобильном транспорте разрабатывают и внедряют в производство но-вые виды двигателей и сорта топлива, которые менее агрессивно воздействуют на природу. Переводят автотранспорт на электрическое питание, проводят крупные мероприятия по регулированию автодвижения для рассредоточения образуемых химических, шумовых и других загрязнений. Для предотвращения загрязнения водоемов нефтепродуктами, содержащимися в подсланевых водах речных судов, применяют очистку подсланевой воды непосредственно на судне с помощью специальной судовой очисткой установки и вне судна, на плавучей очистной станции, куда речные суда непосредственно или через самоходные судосборщики сдают загрезнённые подсланевые воды. Новый речной флот оснащается установками, очищающими и обеззараживающими судовые хозяйственно-фекальные стоки и воды, загрезнённые нефтью. Остатки из этих установок и твёрдый мусор сжигают в печах, а очищенную и обеззараженную воду возвращают в водоём.

Использование специализированных транспортных средств – наиболее эффективный путь исключения загрезнения среды от потерь перевозимых грузов. Основные мероприятия, способствующие уменьшению или исключению загрязнения среды промышленным транспортом:

Загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами транспортных средств   Пыление и просыпание пылевидных, токсичных и ядовитых грузов (при погрузочно-разгрузочных работах)   Выдувание мелких фракций груза воздушным потоком, обтекающим движущийся транспорт или грузонесущие элементы транспортных средств   Пыление и течь груза в констhernbdyst зазоры и не плотности кузовов, контейнеров, пневмотранспортных коммуникаций   Выдувание мелких фракций при выгрузке и хранении груза на открытых складах рудных дворов и других открытых площадках   Испарение окислов металлов, шлаков, кислот и других вредных веществ     Загрезнение водного бассейна углём, агломератом и другими пылевидными и химическими веществами, доставляемыми водным путём     Сброс неочищенных промышленных вод гидротранспортных установок     Течь жидких грузов (нефтепродуктов, кислот и др.) из цистерн и стыков трубопроводов     Эрозия почвы от ходовых частей транспортных средств     Шум и вибрация от работы транспортных средств Развитие и применение средств электротранспорта, исключение паровой тяги, применение газоподавляющих насадок и каталитических нейтрализаторов, рециркуляция части отработанных газов, регулировка двигателей и качественное профилактическое обслуживание   Совершенствование технологии и механизация погрузочно-разгрузочных работ, подавление пыли водораспылителями (для химически неактивных грузов)   Использование специализированного подвижного состава, уплотнение груза, покрытие поверхности сыпучих материалов защитными плёнками     Модернизация транспортных средств, своевременный их ремонт; применение смесей и мастик для уплотнения зазоров и щелей. Установление оптимальной высоты «шапки» груза   Применение закрытых складов бункерного и силосного типов, подавление пыли водораспылителями     Применение закрытого способа перевозки, фильтров и кондиционеров в зонах, обслуживаемых операторами   Совершенствование технологии очистки и промывки судов, погрузочно-разгрузочных работ, конструкций судов     Применение кольцевых систем, строительство очистных сооружений, улучшение фильтрации   Совершенствование технологии сливо-наливных работ, своевременное проведение профилактических и ремонтных работ   Упорядочение использования временных дорог, соблюдение норм отвода земель   Соблюдение норм и требований государственных стандартов

На некоторых предприятиях созданы специализированные службы по охра-не окружающей среды. В подразделениях промышленного транспорта предприятий целесообразно выделять специалистов для контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В их обязанность должна входить разработка на основе законодательных актов, норм и правил проектирования мероприятий по уменьшению вредного влияния промышленного транспорта на окружающую среду.

2. Проектирование промышленного транспорта. Нормативные документы по проектированию промышленного транспорта. Нормативной основой для проектирования транспорта промышленных предприятий является система Строительных норм и правил (СНиП). Строительные нормы и правила на основе современных достижений науки и техники устанавливают единые требования к проектированию и строительству. При этом пре-дусматривается повышение качества и сокращение сроков строительства с одно-временным снижение его стоимости.

Основные нормативные вопросы проектирования транспорта промышлен-ных предприятий изложены в гл. "Промышленный транспорт" (СНиП 2.05.07-85). В ней содержатся нормативы проектирования транспорта новых и реконструируемых предприятий, а также отдельных его сооружений, устройств, предназначенных для обеспечения перевозки грузов, а также эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их ведомственной принад-лежности:

- железнодорожного (внутренних железнодорожных путей колеи 1520, (1524) мм);

- автомобильного (внутренних автомобильных дорог);

- гидравлического;

- грузового канатно-подвесного; конвейерного;

- трубопроводного контейнерного пневмотранспорта.

При проектировании внешних (подъездных) железнодорожных путей пред-приятий используется СНиП 11-39-76, а внешних, (подъездных) автомобильных дорог - СНиП 2.05.02-85. Мосты, путепроводы и водопропускные трубы, соору-жаемые на внутренних железных и автомобильных дорогах, проектируются в со-ответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84. Кроме того, соответствующими раз-делами СНиПа можно пользоваться при проектировании других видов промыш-ленного транспорта, а также погрузочно-разгрузочных комплексов предприятий, инженерных сетей транспортных объектов и т.п. Нормативы СНиПа дополняются также действующими государственными стандартами. В дополнение к государст-венным нормативным документам по проектированию промышленного транспор-та действуют отраслевые нормы технологического проектирования транспорта предприятий, правила безопасности на транспорте и в отдельных производствах, а также специальные габариты и др.

Для обеспечения унификации проектной документации и единства ее оформления существует единая система проектной документации для строительства (ЕСПДС), включающая большую группу государственных стандартов.

Основные положения проектирования промышленного транспорта.

Проектирование промышленного транспорта осуществляется совместно с проек-том строительства нового или реконструкции действующего предприятия и оформляется специальным разделом.

Проектирование транспорта предприятия включает:

· расчет объема перевозок и формирование грузопотоков;

· выбор вида транспорта для каждого грузопотока;

· обоснование типа и расчета парка техниче-ских средств;

· мощности грузовых комплексов и складов, а также разработку транспортной схемы предприятия.

Одновременно разрабатываются вопросы внешнего транспорта с определением места примыкания внешних железнодорож-ных путей предприятий к магистральной железной дороге.

Общий годовой объем перевозок промышленного предприятия складывает-ся из объемов внешних и внутренних перевозок.

В свою очередь объем этих перевозок определяется как сумма объемов пе-ревозок каждого вида транспорта, задействованного в транспортно-технологической схеме предприятий. Объем перевозок определяется производственной мощностью предприятия, видом сырья, полуфабрикатов, готовой продук-ции и топлива и складывается из перевозок производственных цехов, вспомога-тельных служб и складов, входящих в его состав.

Формирование грузопотоков предприятия осуществляется в несколько этапов.

Первый этап. В качестве исходных данных принимаются структура пред-приятия, принятая технологическая схема и производственная мощность цехов, отделений и агрегатов. По каждому из них определяются объемы перевозок и на-правления перемещения главной продукции или изделия-представителя. Расчет ведется по нормативным расходным коэффициентам, которые установлены для-каждого цеха. Например, для доменного цеха главной продукцией является чугун, и в соответствии с объемом производства чугуна определяются объемы перевозок сырья (агломерата и кокса). На основе этих расчетов выявляют пункты зарожде-ния, переработки и погашения грузопотоков и составляется транспортно-технологическая схема предприятия.

Второй этап. На основе транспортно-технологической схемы определяют объемы перевозок по прибытию и отправлению всей номенклатуры грузов каждо-го цеха. Расчет выполняют по объему производства основной продукции или из-делия-представителя по нормативным расходным коэффициентам.

Третий этап. По каждому грузопотоку выбирают вид транспорта, наиболее экономичного и эффективного для его освоения, исходя из объемов и дальности перевозок, вида груза и других факторов. Для каждого грузопотока выбирают тип транспортного оборудования и определяют парк подвижного состава.

По установленным грузопотокам и принятым видам транспорта составляют итоговую таблицу объемов перевозок предприятия и на ее основе строят диа-грамму грузопотоков. Параллельно разрабатывают вопросы организации перево-зок и управления работой транспорта, проектируют схему железнодорожных пу-тей и раздельных пунктов, предназначенных для обслуживания внешних и внут-ренних перевозок, а также автомобильных дорог и конвейерных линий.

Схемы железнодорожного транспорта промышленных предприятий должны. обеспечивать: требования производственного процесса по всем технологическим параметрам, поточность движения и минимальный объем транспортной работы, высокую технологическую надежность транспортного обслуживания. По условиям эксплуатационной работы на промышленных предприятиях применяются ту-пиковые, кольцевые, двусторонние и комбинированные схемы железнодорожного транспорта.

Для каждого вида промышленного транспорта существуют рациональные области применения. Вместе с тем в ряде случаев в определенных границах эти области у нескольких видов транспорта могут совпадать. Поэтому вид транспорта для каждого грузопотока необходимо выбирать на основе технико-экономического сравнения вариантов для конкретных условий эксплуатации. При выборе вида транспорта в первую очередь учитывают объемы перевозок, вид и. характер перевозимых грузов и дальность перевозок груза, а расходы принимают по всему транспортно-грузовому комплексу. Для сравнения и выбора варианта принимают метод расчета сравнительной экономической эффективности по ми-нимуму приведенных затрат. Ввиду необходимости просчета большого числа ва-риантов с многими показателями рациональный вид транспорта выбирают, при-меняя экономико-математические модели и ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: