Промышленный транспорт

Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт, который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках, карьерах. Промышленный транспорт представляет собой сложный комплекс технических средств и технологий, предназначенных для выполнения, транспортных, погрузо-разгрузочных работ и складских операций в сфере производства. По большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные перевозки.

Транспорт необщего пользования, который обслуживает непосредственно отдельные предприятия - сельскохозяйственные, строительные и др. - обеспечивает нормальное функционирование их производства.

В составе промышленного транспорта выделяют:

· внутрицеховой технологический транспорт;

· межцеховой технологический транспорт;

· внешний промышленный транспорт (находится на стыке с транспортом общего пользования - ввозит сырье от магистрального транспорта и передает ему готовую продукцию от цехов)

На каждом предприятии средства промышленного транспорта могут быть самыми различными: применим железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, конвейерный и др. виды промышленного транспорта. Эти средства используются либо обособленно, либо совместно.

В настоящее время на предприятиях широко применяются специальные технологические конвейеры (для сыпучих грузов), ленточные и роликовые транспортеры, электрокары и автокары, подвесные канатные дороги (в шахтах и цехах) и пр. Эти приспособления в большей мере относятся к внутрицеховому промышленному транспорту. К межцеховому транспорту часто относят автомобильный и железнодорожный промышленный транспорт. Предприятия, расположенные на берегах рек и озер, применяют речной или морской промышленный транспорт, располагая собственными причалами, судами, складским и грузовым оборудованием. Более 80% всех промышленных перевозок выполняет железнодорожный и автомобильный промышленный транспорт.

Удельный вес затрат на промышленном транспорте, себестоимости продукции очень велики и составляют до 20% (в пищевой промышленности - 7%, а на открытых горных разработках -60-65%, в обрабатывающих областях - 20-25%). На промышленном транспорте работает около 8 млн. человек.

Перевозки грузов на промышленном транспорте в 3 раза больше, чем на магистральном железнодорожном транспорте. Например, для производства 1 тонны готовой продукции - 1 млн. тонн стали, требуется перевезти 17 млн. тонн грузов.

Средняя дальность перевозок на промышленном транспорте небольшая – в среднем 6,5 км, на магистральном железнодорожном транспорте - 1000 км. По этой причине для характеристики промышленного транспорта не пользуются показателем грузооборот. Основным оценочным показателем на промышленном транспорте являются грузоперевозки.

На промышленном транспорте в настоящее время электрифицировано всего 20% путей, на магистральном - 60%.

Ведущую роль промышленный транспорт играет в работе предприятий черной металлургии, угольной, химической, строительной, лесной, дерево- и нефтеперерабатывающей промышленности. Промышленный транспорт является частью инфраструктуры предприятия.

Промышленный железнодорожный транспорт. Общая протяженность всех видов колеи этого вида транспорта составляет 62 тыс. км, при этом доля видов с нормальной колеей - 1520 мм превышает 90%. Большей частью этим видом транспорта обслуживаются предприятия лесной и металлургической отраслей. Промышленным транспортом используется электровозы, которые отличаются от магистральных конструктивными особенностями: единственная центральная кабина машиниста приподнята над кузовом; электровоз может двигаться в кривых радиусом до 60 м (токосъем осуществляется боковыми токоприемниками); большая часть вагонов специализирована под определенные виды груза; малая скорость движения (до 40 км/ч); большое количество стрелок и стрелочных переездов.

За последние 15 лет были резко сокращены инвестиции в развитие промышленного железнодорожного транспорта. В результате 40% всего подвижного состава эксплуатируется за пределами нормативных сроков службы и требуют замены. Часть предприятий акционировалась и подъездные пути перешли в частные руки.

Промышленный автомобильный транспорт занимает важное место в общем объеме перевозок промышленного транспорта. Автомобильный промышленный транспорт имеет следующие достоинства:

1) высокая универсальность и маневренность (развоз груза по территории всего предприятия);

2) возможность преодоления больших уклонов пути;

3) имеет малые радиусы поворота, тем самым необходимость больших площадок для выполнения грузовых операций падает.

Недостатки автомобильного промышленного транспорта:

1) высокая себестоимость перевозок в сравнении с железнодорожным транспортом

2) зависимость расхода топлива от климатических условий;

3) структура использования автомобильного парка несовершенна - мало используется спецтранспорт, а эксплуатационный срок службы грузовых автомобилей резко уменьшается.

Эффективное использование различных видов транспорта создается за счет комбинированных автомобиле - железнодорожных транспортных систем, а также привлечение в работу спецавтотранспорта - автопогрузчиков.

В промышленном транспорте также применим трубопроводный транспорт, монорельсовые подвесные дороги, грузовые подвесные канатные дороги в межцеховых и внутрицеховых перевозках.

Основные показатели промышленного транспорта. Качественные показатели работы промышленного транспорта характеризуют уровень использования транспортных и погрузочно-разгрузочных средств по времени и мощности. Обобщенную оценку качества эксплуатационной работы получают при определении средней производительности вагона, локомотива, автомобилей, специальных видов промышленного транспорта, средств механизации грузопереработки. К количественным показателям работы промышленного транспорта относят объемы перевозок, выполненные на предприятии тем или иным видом транспорта за установленный период (объемы внешнего отправления и прибытия грузов, межцеховые и внутрицеховые объемы перевозок, объемы погрузочно-разгрузочных и складских работ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: