Воспользуемся конкретным примером. Допустим, что проведен опрос 1000 респондентов (500 женщин и 500 мужчин) одного возраста для определения предпочитаемого жанра телевизионных фильмов. Каждому было предложено выбрать один жанр из списка десяти. Результаты опроса можно подсчитать и свести в таблицу. Табулирование результатов исследования – удобная и наглядная форма организации психологического материала.
Жанр | Мужчины (f) | Женщины (f) | Вся выборка |
1.Боевик 2.Фэнтези 3.Мелодрама 4.Комедия 5.Триллер 6.Детектив 7.Политич. детектив 8.Мистика 9.Исторический 10.Приключенческий | |||
∑ f |
Внизу таблицы указываем сумму частот (∑f) для контроля правильности подсчета. Частоту выбора можно пересчитать в проценты. Такой пересчет не рекомендуется только при малом объеме выборки (N < 50).
Жанр | Мужчины | Женщины | Вся выборка | |||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
1.Боевик 2.Фэнтези 3.Мелодрама 4.Комедия 5.Триллер 6.Детектив 7.Полит. дет. 8.Мистика 9.Историческ. 10.Приключенч. | 20.8 7.4 17.4 3.8 8.2 29.0 2.4 5.4 1.6 4.0 | 11.8 10.0 35.8 5.4 0.6 16.4 3.2 8.8 5.8 2.2 | 16.3 8.7 26.6 4.6 4.4 22.7 2.8 7.1 3.7 3.1 | |||
∑ | 100% | 100% | 100% |
Первичные результаты можно отразить в виде столбиковой диаграммы.
|
|
Столбиковые диаграммы можно использовать исключительно для отображения величин номинативных шкал.