Под автоматизированными технологическими комплексами (АТК) понимают технологические структуры с законченным производственным циклом (участок, цех) и различной степенью автоматизации. Основной отличительной особенностью АТК является связанность функциональных модулей материальными (заготовки, изделия, инструменты, отходы) и информационными потоками. С помощью информационных потоков передаются данные о состоянии технологических агрегатов и их частей, параметрах технологического процесса и обрабатываемого изделия, командах управления и т.д.
Любой современный технологический комплекс следует рассматривать как автоматизированный технологический комплекс (АТК). В соответствии с технологическим процессом работа АТК определяется задающей программой. Осуществляются: контроль и регулирование электромагнитных, механических, технологических переменных, показателей качества готовой продукции (переработанного вещества); автоматическая оптимизация обобщенных показателей качества работы АТК; контроль состояния электротехнического, механического и технологического оборудования.
В общем виде задача АТК заключается в преобразовании исходного вещества в готовую продукцию (переработанное вещество) на основе получения от технологической среды информации в виде задающей программы и энергии Р.
Издержки функционирования АТК в виде таких вредных влияний на среду, как искажение параметров сети электроснабжения, искажение информации, электромагнитные поля должны быть сведены к допустимому по стандартам минимуму, а технологические отходы переработаны в полезную продукцию. Готовая продукция должна соответствовать требованиям стандарта к качеству, производиться за минимально короткое время при минимальном потреблении энергии. Высвобождаемая энергия машин должна возвращаться в среду, куда должны поступать информация о работе АТК и данные о качестве готовой продукции.
|
|
Модули интеллектуальной периферии решают специальные задачи пользователя по измерению, оценке, регулированию, стабилизации, позиционированию и др. Они «интеллектуальны», так как обладают собственными процессорами и решают самостоятельно в реальном времени специализированные задачи управления. Их периферийность определяется тем, что с управляемым процессом они непосредственно связаны через собственные вводы/выводы, благодаря чему центральный процессор не перегружается и за необходимое время выполняет собственные задачи.
Программаторы и ПК используются в системах визуализации и обслуживания, а также для подготовки, отладки и записи программ в контроллеры. В соответствии с задачами программно-логического и непрерывного управления, диагностирования, контроля состояния функциональных узлов оборудования, отображения информации об управляемом процессе имеется стандартное программное обеспечение в виде функциональных блоков, обеспечивающих решение частных задач и органично встраиваемых в программы пользователя.
Имеются программы-драйверы, решающие задачу сопряжения контроллеров со стандартной периферией, другими контроллерами и компьютерными средствами автоматизации в коммуникационной сети.
|
|
Постановка проблемы моделирования технологических процессов машиностроительных комплексов. Машиностроительные технологические комплексы являются сложными производственными структурами с различной степенью автоматизации, в состав которых входит высокотехнологичное оборудование и приспособления: станки с ЧПУ, промышленные роботы, автоматизированный транспорт и склад. Создание таких производств, требует значительных материальных и временных затрат. Поэтому одной из главных задач при эксплуатации автоматизированных технологических комплексов является обеспечение высокой эффективности их работы. Использование математического моделирования является одним из основных инструментов решения указанной задачи. Несмотря на проведенные исследования, в настоящее время, не разработаны модели, адекватно отображающие все динамические процессы, протекающие в производственных системах данного класса. Исходя из вышеизложенного, совершенствование методов моделирования и оптимизации технологических процессов является актуальной научной задачей, решение которой, позволит повысить эффективность функционирования машиностроительных комплексов.
Анализ последних исследований и публикаций по моделированию АТК. В настоящее время при создании и эксплуатации АТК используются следующие модели, которые можно разделить на четыре основных класса: аналитические, имитационные, модели, основанные на теории сетей и графов и теории массового обслуживания. Проведенный сравнительный анализ моделей, применяемых для формализации работы АТК показал, что на сегодня наиболее эффективными являются подходы, основанные на использовании сетей и графов или имитационное моделирование.
Нерешенные вопросы в моделировании АТК. Все вышеуказанные модели не лишены недостатков, главным из которых является формализация с допущениями с целью упрощения модели, что неизбежно приводит к неадекватности модели или достаточно большой погрешности. Все указанные недостатки влияют на оперативность и оптимальность управления, а также на эффективность функционирования АТК в целом. Поэтому основная задача дальнейшего развития методов моделирования АТК состоит в преодолении указанных недостатков.
Постановка задачи моделирования. АТК является сложным динамическим объектом, который работает в условиях возмущений (отказы оборудования, изменение производственного задания и т.д.). Он включает в себя совокупность агрегатов, обеспечивающих выполнение заданного набора технологических операций. Для хранения заготовок, полуфабрикатов, готовых изделий, инструмента, оснастки предусмотрены специально оборудованные склады. В составе АТК могут быть организованы один общий или нескольких узкоспециализированных складов. На практике хранение осуществляется как в центральном складе, так и в промежуточных накопителях, расположенных непосредственно у технологических агрегатов. Для обеспечения материального взаимодействия технологического оборудования и складской системы в автоматизированных технологических комплексах используются различные виды транспортных средств. Транспортировка обеспечивается конвейерами, автоматическими тележками, робокарами и т.д. Для обеспечения эффективной работы технологического и транспортно-складского оборудования необходима система управления АТК.
Исходя из вышесказанного, в структуре АТК можно выделить четыре основных подсистемы: технологическую, транспортную, складскую и управляющую.