double arrow

Расчетно – технологическая часть

2.1 Обоснование выбора исходных данных для расчета Проекта

Основными исходными данными для технологического расчета станции обслуживания являются:

- тип СТО (городская, дорожная);

- годовое количество автомобилей заездов по маркам - N3;

- годовое количество условных комплексно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам - NСТО;

- количество продаваемых автомобилей в год - NП, если СТО продает автомобили;

- среднегодовые пробеги автомобилей по маркам - LГ;

- число рабочих дней в году станции обслуживания - ДРАБ Г;

- продолжительность смены, ч - ТСМ;

- число смен - С;

- климатический район.

NСТО, N3, LГ и климатический район, устанавливаются на основе маркетинговых исследований, или могут быть заданы. Режим работы станции (ДРАБ Г, ТСМ, С) выбирается исходя из наиб6олее полного удовлетворения потребности населения в услугах автосервиса.

Исходные данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Исходные данные

Наименование показателя Значение показателя
Тип СТО Городская
Годовое количество автомобилей заездов по маркам Не задается
Годовое количество условных комплексно обслуживаемых автомобилей по маркам Daewoo Nexia Hyunday Accent Kia sportage Chevrolet aveo  
Количество продаваемых автомобилей в год Не продаются
Среднегодовые пробеги автомобилей по маркам в год, км Daewoo Nexia Hyunday Accent Kia sportage Chevrolet aveo  
Число рабочих дней СТО в году  
   
Продолжительность смены, ч 12ч
Число смен  
Климатический район Умеренный

2.2 Обоснование выбора предоставляемых услуг СТО

Перечень услуг зависит от входящего потока требований (автомобиле-заездов), который характеризуется частотой спроса на различные виды работ и трудоемкостью их выполнения. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что поток заездов автомобилей на СТО в зависимости от трудоемкости заезда можно выделить в 4 основные группы

1-я группа включает работы, для которых характерна большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, ТР на базе замены деталей, регулировки приборов систем электрооборудования и питания и т.п.). средняя удельная трудоемкость на один автомобиле-заезд по данной группе работ не более 2 чел.ч, их удельный вес в общей структуре заездов автомобилей на станцию обслуживания составляет около 60%. Таким образом, среднюю удельную трудоемкость одного заезда на СТО выполняющей работы по первой группе (по всем группам перечня услуг, для целей проектирования принимаем большее значение трудоемкости) t3ср = 2 чел.ч

2-ю группу работ составляют работы с меньшей, чем для работ 1-ой группы частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, приборов систем электрооборудования и питания, тормозной системы, шиномонтажные работы и др.). средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе не более 4 чел.ч, а удельных вес в общейц структуре заездов примерно 20%. Таким образом, среднюю удельную трудоемкость одного заезда на СТО выполняющей работы только по первой и второй группе

t3ср = 2,5 чел.ч

на СТО «АБЦ сервис» поток заездов включает различные виды работ. При этом работы по 80-85% заездов автомобилей на станцию выполняются в течение рабочего дня.

Для реконструируемой СТО принимаем работы по первой и второй группе, так как на данной СТО выполняются следующие виды работ:

- смазочные работы;

- регулировка углов установки управляемых колес;

- текущий ремонт на базе замены деталей;

- регулировки приборов систем электрооборудования и питания;

- техническое обслуживание в полном объеме;

- поэлементное диагностирование;

- шиномонтажные работы;

- ремонт двигателей и других агрегатов автомобиля.

Среднюю трудоемкость на заезд принимаем 2,5 чел.ч., т.е.

=2,5 чел.ч

2.3 Расчет годового объема работ СТО

Годовой объем по ТО и Ремонту ТТО-ТР, чел.ч, при известном количестве автомобиле-заездов в течении года и средней трудоемкости заезда, рассчитывается по формуле

ТТО-ТР= , (2.1)

где Nз - число заездов в год, ед.;

- средняя трудоемкость заезда, чел.ч

По данной формуле не считаем, так как в нашем задании на реконструкцию Nз не задано.

Годовой объем работ по ТО и Ремонту ТТО-ТР ,чел.ч, для заданного числа условно комплексно обслуживаемых автомобилей определяем по формуле

ТТО-ТР= , (2.2)

где NСТО - число комплексно обслуживаемых СТО автомобилей в

год по маркам;

LГ - среднегодовой пробег автомобиля по маркам, км;

tТО-ТР - удельная трудоемкость работ по ТО и Ремонта для заданной марки автомобиля, чел.ч/1000 км (выбирается согласно нормативам трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)).

В соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта
(ОНТП-01-91), удельная трудоёмкость ТО и ТР, выполняемых на СТО установлена в зависимости от класса автомобиля и приведена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)

Тип СТО и подвижного состава Удельная трудоемкость ТО и ТР без уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки, чел?ч/1000 км Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел?ч
ТО и ТР Мойка и уборка (при ручной шланговой мойке tУМ = 0,5 чел?ч) Приемка и выдача Противокорозийная подготовка
Городские СТО легковых автомобилей:          
- особо малого класса 2,0 - 0,15 0,15 3,0
- малого класса 2,3 - 0,20 0,20 3,0
- среднего класса 2,7 - 0,25 0,25 3,0

Нормативная трудоемкость ТО и Ремонта корректируется в зависимости от размера СТО (числа рабочих постов) и климатического района, перечня услуг СТО, объема работ фактически выполняемых на СТО.

Значение коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и Ремонта в зависимости от числа рабочих постов составляет (Kп):

До 5 1,05

Свыше 5 до 10 1,00

Свыше 10 до 15 0,95

Свыше 15 до 25 0,90

Свыше 25 до 35 0,85

Свыше 35 0,80

Для выбора Кn необходимо знать число рабочих постов на реконструируемой станции. Однако, таких данных пока нет. Для приблизительного расчета можно принять следующие данные, что на один рабочий пост приходится 200-300 автомобилей иностранного производства или 600-700 автомобилей отечественного производства. Количество автомобилей, n, ед, определяем по формуле

Nn = (2.3)

N Daewoo Nexia = = = 2,0

N Hyunday Accent= = = 1,8

N Kia sportage= = = 3,0

N Chevrolet aveo = = = 2,8

Ориентировочно на СТО 8 постов, принимаем Кn=1,00.

Так как СТО находится в Санкт-Петербурге, а это район с умеренным климатом, то принимаем коэффициент трудоемкости в зависимости от климатического района Кк=1,0.

Значение коэффициента перечня услуг (Kу) принимается как сумма частей каждой принятой группы работ в общей трудоемкости заезда. Так, если работы на СТО выполняются только по первой группе перечня, то Kу = 0,6, по первой и второй группам Kу = 0,8, по первой, второй и третьей группам Kу = 0,93, весь перечень услуг Kу = 1,0.

Значение коэффициента объема работ фактически-выполняемых на СТО (Kф), принимается исходя из следующего условия. Как поясняет (6 с. 143), нормативная удельная трудоемкость работ по ТО и Ремота (tТО-ТР) предусматривает выполнение всех (100%) работ на станции обслуживания. Реально же на СТО выполняется 80-90% для иномарок, а остальная часть работ может выполняться самим владельцем автомобиля, либо с привлечением других лиц, частично не выполняться и т.п. Поэтому в окончательном виде рассчитанный годовой объем работ по ТО и ТР должен быть скорректирован.

Фактический годовой объем ТО и Ремонта на СТО ТФТО-ТР,чел.ч, рассчитывается по формуле

Т ФТО-ТР = ТТО-ТР·Кn· КК· КУ· КФ (2.4)

где Kn=1,00 - коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от числа постов;

Кк=1,0 - коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от климатического района;

КУ=0,8 - коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от перечня услуг оказываемых СТО, в данном случае оказывается весь перечень услуг;

Кф - коэффициент корректирования объема выполнения работ на СТО;

Кф = 0,8 - 0,9 при обслуживании СТО иномарок.

Расчёт общей трудоемкости ТТО-ТР СТО представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Расчет общей трудоемкости ТТО-ТР СТО

Обозначение показателя Расчетная формула Расчет. Размерность, чел?ч
(NСТО * LГ * tТО-ТР)/1000 600*23000*2,7=37260
(NСТО * LГ * tТО-ТР)/1000 550*20000*2,7/1000 =29700
(NСТО * LГ * tТО-ТР)/1000 900*22000*2,7/1000=53460
(NСТО * LГ * tТО-ТР)/1000 850*21000*2,7/1000=48195
ТТО-ТР* КпкУф 37260*1*1*0,8*0,8 =23846,4
ТТО-ТР* КпкУф 29700*1*1*0,8*0,8=19008
ТТО-ТР* КпкУф 53460*1*1*0,8*0,8=34214,4
ТТО-ТР* КпкУф 48195*1*1*0,8*0,8=30844,8
23846,4+19008+34214,4+ +30844,8=107913,6

 

Для дальнейших расчетов трудоемкостей работ (по уборке и мойке, предпродажной подготовке, приему и выдаче) на СТО необходимо определить число заездов.

Число заездов в год на СТО Nз, ед, для выполнения расчетной общей трудоемкости работ по ТО и Ремота определяется по формуле (2.5)

где - фактическая трудоемкость ТО и Ремонта на

СТО по всем маркам автомобилей, чел.ч;

tcp3 - средняя трудоемкость заезда автомобиля на СТО, чел.ч

Рассчитанная ранее фактическая трудоемкость =107913,6 чел.ч

Средняя трудоемкость заезда автомобиля на СТО, при условии, что СТО выполняет работы по двум группам tcp3 = 2,5 чел.ч

Расчет количества заездов в год на СТО выполняем согласно формуле  (2,5)

Ввиду того, что значение не различается по классам автомобилей и для целей проектирования принимается одинаковым.

Число заездов автомобилей Daewoo Nexia:

Число заездов автомобилей Hyunday Accent:

Число заездов автомобилей Kia sportage:

Число заездов автомобилей Chevrolet aveo:

Годовой объем уборочно-моечных ТУМ, чел.ч, определяется по формуле

Тум=N3 ·tум , (2.6)

где NЗ - количество заездов автомобилей на СТО в год;

tУМ - трудоемкость уборочно-моечных работ, для автомобилей малого класса

tУМ = 0,20 чел.ч и автомобилей среднего класса tУМ = 0,25 чел.ч (согласно нормативам трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)).

Для автомобилей Daewoo Nexia:

Тум =9538,5*0,25=2384,6 чел.ч

Для автомобилей Hyunday Accent:

Тум =7603,2*0,25=1900,8 чел.ч

Для автомобилей Kia sportage:

Тум =13685,7*0,25=3421,4 чел.ч

Для автомобилей Chevrolet aveo:

Тум =12337,9*0,25=3084,4 чел.ч

Определяем общий объем уборочно-моечных работ:

2384,6+1900,8+3421,4+3084,4 =10791,2 чел.ч

Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей, ТПВ, чел.ч, определяем по формуле

ТПВ =Nз·tпр , (2.7)

где NЗ - количество заездов автомобилей на СТО в год;

tПВ - трудоемкость работ по приемке и выдаче автомобилей,

для автомобилей малого класса tПВ=0,20 чел.ч

и автомобилей среднего класса tУМ = 0,25 чел.ч (согласно нормативам трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)).

Для автомобилей Daewoo Nexia:

ТПВ =Nз·tпр =9538,5*0,25=2384,6 чел.ч

Для автомобилей Hyunday Accent:

ТПВ =Nз·tпр =7603,2*0,25=1900,8 чел.ч

Для автомобилей Kia sportage:

ТПВ =Nз·tпр =13685,7*0,25=3421,4 чел.ч

Для автомобилей Chevrolet aveo:

ТПВ =Nз·tпр =12337,9*0,25=3084,4 чел.ч

Определяем общий объем работ по приемке и выдаче автомобилей:

=2384,6+1900,8+3421,4+3084,4 =10791,2 чел.ч

Годовой объем работ по противокоррозийной обработке не рассчитывается, так как СТО не осуществляет таковую.

Годовой объем работ по предпродажной подготовке не рассчитывается, так как СТО автомобили не продает.

Производственная программа СТО автомобилей Т, чел.ч, определяется по формуле, (2.8)

где - суммарная фактическая трудоемкость ТО и ТР;

ТУМ - годовой объем уборочно-моечных работ;

ТПВ - годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей;

ТПК - годовой объем работ по противокоррозийной обработке (на данной станции не осуществляется);

ТПП - годовой объем работ по предпродажной подготовке

Т =107913,6+10791,2 +10791,2 =129496 чел.ч

Необходимо не забывать, что в трудоемкость ТО и Ремонта входят такие работы, как: диагностические, ТО в полном объеме, смазочные, регулировочные по установке углов управляемых колес, регулировочные по тормозам, по обслуживанию и ремонту приборов питания, электротехнические, аккумуляторные и шиноремонтные, ТР узлов и агрегатов, кузовные, малярные и противокоррозионные, обойные и арматурные, слесарно-механические. Примерное распределение трудоемкости по видам работ в зависимости от мощности (размера) СТО

Вид работ Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов часов, %
До 5 От 6 до 10 От 11 до 20 От 21 до 30 Свыше 30
Диагностические          
ТО в полном объеме          
Смазочные          
Регулировочные по установке углов передних колес          
Ремонт и регулировка тормозов          
Аккумуляторные          
По приборам системы питания          
Электротехнические          
Ремонт узлов, систем и агрегатов          
Шиномонтажные          
Кузовные и арматурные -        
Окрасочные и противокоррозионные -        
Слесарно-механические -        
Обойные -        
Итого          

На основе данных, определенных выше, составляем таблицу распределения трудоемкости по видам работ на реконструируемой СТО. Для составления таблицы также используем данные ОНТП-01-91. Распределение трудоемкости по видам работ на реконструируемой СТО представлено в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Распределение трудоемкости по видам работ на реконструируемой СТО

Вид работ % трудоемкости Трудоемкость, чел.ч
Диагностические   10791,36
ТО в полном объеме   43165,44
Смазочные   10791,36
Аккумуляторные   3237,408
По приборам системы питания   3237,408
Электротехнические   4316,544
Ремонт и регулировка тормозов   10791,36
Шиномонтажные   5395,68
Продолжение таблицы 2.3
Ремонт узлов, систем и агрегатов   5395,68
Слесарно-механические   8633,088
Обойные   2158,272
Итого   107913,6

Руководствуясь ОНТП-01-91, а именно таблицей распределения объемов работ по месту их выполнения на СТО, составляем таблицу распределения работ по месту проведения. Единственное, что распределение объема шиномонтажных работ по месту выполнения необходимо пересмотреть, основываясь на практике СТО, так как данный вид работ на данной станции выполняется в большей степени на участке, поэтому принимаем по шиномонтажным работам: постовые - 40%, участковые - 60%. Работы по приемке и выдаче автомобилей клиентам относятся к 100% постовым. Распределение работ по месту проведения представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Распределение работ по месту проведения

Вид работ Распределение работ по месту проведения
Постовые Участковые
% чел.ч % чел.ч
Диагностические   10791.36 - -
ТО в полном объеме   43165.44 - -
Смазочные   10791.36 - -
Ремонт и регулировка тормозов   10791.36    
Аккумуляторные   323.8   2913.6
По приборам системы питания   1618.7   1618.7
Электротехнические   2589.9   1726.6
Шиномонтажные   1079.1   4316.5
Ремонт узлов, систем и агрегатов   2158.2   3237.4
Продолжение таблицы 2.4
Слесарно-механические - -   8633.088
Обойные - -   2158.272
Уборочно-моечные - -   10791.2
По приемке и выдаче автомобилей   10791.2 - -
Итого - 94100.42 - 35395.36

2.4 Расчет численности производственных и вспомогательных рабочих

Определяем технологически необходимое количество рабочих РТ, чел, по формуле (2.9)

где Т - производственная программа СТО автомобилей, чел.ч;

ФТ - годовой фонд времени, для производства с нормальными условиями труда принимается ФТ = 2020 ч.

РТ = чел.ч

Чтобы определить штатное число рабочих РШ,, чел, используем формулу РШ = (2.10)

где Т - производственная программа СТО автомобилей, чел.ч;

ФШ - годовой (эффективный) фонд рабочего времени штатного рабочего, ч, для производства с нормальными условиями труда ФШ = 1790 ч.

РШ = =53.1 чел

Используя данные ОНТП-01-91, определяем число вспомогательных рабочих (15-20% от штатной численности производственных рабочих) и число административного персонала (20-25% от штатной численности производственных рабочих).

Определяем число вспомогательных рабочих РВ, чел, по формуле

РВ =(0,15÷0,20)·Рш=0.15*53.1= 7.96 чел (2.11)

Определяем число административного персонала РА, чел, по формуле

РА = (0,20÷0,25)·Рш = 0.20*53.1= 10.62 чел (2.12)

2.5 Расчет числа постов и автомобиле-мест Годовой фонд времени поста ФП, ч, определяется по формуле

ФПраб.г ·Тсм·С·?, (2.13)

где ДРАБ.Г - число дней работы в году СТО, дн;

ТСМ - продолжительность смены, ч;

С - число смен;

h=0,9 - коэффициент использования рабочего времени поста.

ФП = 365*12*2.0*0,9=7884 ч

Определяем количество рабочих постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и Ремонта), постов ТО диагностирования, ТР, кузовных и окрасочных работ ТР, а также вспомогательных постов для приема и выдачи автомобилей X, ед, по формуле X = , (2.14)

где ТП - годовой объем постовых работ, чел.ч;

- коэффициент неравномерности загрузки постов (по ОНТП-01-91 принимается =1,15);

ФП - годовой фонд времени поста;

РСР - среднее число рабочих, работающих одновременно на посту (по ОНТП-01-91 РСР = 1 - 2 чел., принимаем РСР = 2 чел)

Х = =6.86

Принимаем число вспомогательных и рабочих постов равное 7.

Определяем число рабочих постов ХРП, ед, по формуле

ХРП = , (2.15)

где ТРП - постовая трудоемкость рабочих постов, чел.ч.

- коэффициент неравномерности загрузки постов (по ОНТП- 01-91 принимается =1,15);

ФП - годовой фонд времени поста;

РСР - среднее число рабочих, работающих одновременно на посту (по ОНТП-01-91 РСР = 1 - 2 чел., принимаем РСР = 2 чел)

Определяется путем исключения из постовых работ трудоемкости вспомогательных постов (приема-выдачи)

ТРП = 94100.42-10791.2=83309.22.ч;

ХРП = = 6.07

Принимаем ХРП = 6 постов.

Число рабочих постов находится в пределе от 6 до 10, значит коэффициент Кn = 1,00 выбран правильно Суточное число заездов автомобилей на СТО NС, ед, определяется по формуле

NС = , (2.16)

где NЗ - годовое количество заездов автомобилей на СТО;

ДРАБ.Г - дни работы СТО за год

NС = = 118 ед.

Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки не рассчитывается, так как СТО ее не осуществляет.

Число автомобиле-мест для хранения готовых автомобилей ХГ, ед, определяется по формуле ХГ = , (2.17)

где NC - число заездов автомобилей в сутки;

ТПР - среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (около 4 часов);

ТВ - продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки. На данной СТО ТВ = 12 ч.

ХГ = = 39.42 ед.

Принимаем 39 автомобиле места.

2.6 Выбор технологического оборудования

Технологическое оборудование выбирается на основе табелей и каталогов специализированного оборудования для ТО и Ремонта автомобилей.

Выбранное технологическое оборудование должно обеспечивать выполнение технолоического процесса в полной мере участка ТО и Ремонта.

Выбранное оборудование заносим в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 - Ведомость технологического оборудования, оснастки и производственного инвентаря

Наименование оборудования Тип, модель Количество Цена единицы, руб Общая стоимость, руб Суммарная площадь, м 2
Ларь для отходов 67.40.0.1       2,25
Двухстоечный подъемник 3 т SPOA3T       22,8
Двухстоечный подьемник 4 т ECON 3 Maha       17,2
Верстак слесарный, однотумбовый 22.1-5-W3000/G        
Ларь для отходов -       1,5
Сборщик отработанного масла Flexbimec 3179       2,25
Тележка с набором профессионального инструмента (193 предметов) KABO SKS       3,4
Огнетушитель ОПС-10       0,6
Огнетушитель ОУ-5       0,6
Пожарный щит -       0,1
Шкаф с инструментами -       1,8
Установка для обслуживания кондиционера ACM 3000 OTC       0,15

Перечень дополнительно внедряемого оборудования на реконструируемой СТО на участке ТО и ремонта приведен в таблице 2.6

Таблица 2.6 - Перечень дополнительно внедряемого оборудования

Наименование оборудования Тип, модель Цена единицы, руб Количество Общая стоимость
Пневматический гайковерт с набором головок Bosch      
Набор инструментов Bosch      
Цифровой динамометрический ключ KRAFTOOL      

Ввиду того, что оборудование внедрялось на реконструируемом участке ТО и ремонт, то сокращение трудоемкости будем учитывать только по постовым работам участка ТО и ремонта. Необходимо проанализировать и обоснованно определить % снижения трудоемкости вида работ, на которые прямо или косвенно будет влиять внедряемое оборудование.

Распределение трудоемкости участка ТО и Ремонта по видам работ представлено в таблице 2.7

Таблица 2.7 - Распределение трудоемкости участка ТО и Ремонта по видам работ

Вид работ % трудоемкости Трудоемкость, чел.
Монтажные   32374.08
Крепежные   26978.4
Регулировочные   21582.72
Слесарные   10791.36
Вспомогательные   10791.36
Прочие   5395.68
Итого   107913.6

Возможное сокращение трудоемкости вида работ принимаем в соответствии с методическим пособием по дипломному проектированию, и результаты представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Возможное сокращение трудоемкости вида работ

Вид работ Возможное сокращение трудоемкости, %
Монтажные  
Крепежные  
Регулировочные  
Слесарные  
Вспомогательные  
Прочие  

Фактическая трудоемкость вида работ ТФВР, чел.ч, рассчитывается по формуле

ТФВР = (ТРВР*100%)/(100% - %Ст ВР), (2.18)

где ТФВР - расчетная трудоемкость вида работ, чел.ч;

%СтВР - процент сокращения вида работ, %.

Распределение трудоемкости по видам работ, сокращение трудоемкости, расчет фактической трудоемкости СТО до реконструкции представлено в таблице 2.9

Таблица 2.9-Расчет фактической трудоемкости участка ТО и Ремонта до реконструкции

наименование работ Трудоемкость после реконструкции Т, чел.ч Процент сокращения П, % Величина сокращения трудоемкости ΔТ, чел.ч Трудоемкость до реконструкции Т1, чел.ч
Монтажные 32374.08   4856.11 37230.19
Крепежные 26978.4   9442.44 36420.84
Регулировочные 21582.72   2158.27 23740.99
Слесарные 10791.36   539.56 11330.92
Вспомогательные 10791.36   539.56 11330.92
Прочие 5395.68   269.78 5665.46
Итого 107913.6 - 17805.72 125719.32

Снижение трудоемкости после реконструкции будет равно 125719.32-107913.6 = 17805.72чел.ч

Снижение трудоемкости при внедрении нового оборудования будет использовано при расчетах в экономической части дипломного проекта.

Численность ремонтных рабочих NРР, чел, рассчитывается по формуле NРР = ТУЧ/ФРВРР, (2.19)

где ТУЧ - трудоемкость работ, выполняемых на участке, чел.ч;

ФРВРР - годовой фонд рабочего времени автослесаря, ч.

До реконструкции

NРР= = 70.23

После реконструкции

NРР= = 60.28

Расчет численности ремонтных рабочих представлен в таблице 2.10.

Таблица 2.10 - Расчет численности ремонтных рабочих

Наименование показателя. Значение показателя
До реконструкции После реконструкции
Численность ремонтных рабочих 70.23 60.28

2.7 Определение площадей и планировка объекта проектирования

Состав и площади помещений определяются размерами станции и видам выполняемых услуг. На стадии технологического расчета площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным показателям и уточняются в последующем при разработке планировочных решений. Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяется на:

- производственные (участки); - складские;

- технические помещения (трансформаторная, тепловой пункт,

гардероб, туалеты);

- административно-бытовые;

- помещения для обслуживания клиентов.

Площадь производственных помещений ориентировочно рассчитываются по удельной площади на один рабочий пост, которая с учетом проездов принимается 40-60 м2.

Площадь участка FУЧ, м2, рассчитывается по формуле

FУЧ = FОБПЛ (2.20)

где КПЛ - коэффициент плотности оборудования;

FОБ - суммарная площадь оборудования;

КПЛ = 3-5 принимаем 3

FУЧ= 77.6 *3 = 232.8 м2

По строительным нормам и правилам СниПа принимаем площадь участка:

Длина – 36 м;

Ширина - 12 м.

2.8 Планировочное решение СТО

К основным требованиям, которые следует учитывать при разработке планировочных решений станций технического обслуживания, относятся:

- расположение основных зон и производственных участков СТО в соответствии со схемой технологического процесса желательно в одном здании без деления СТО на мелкие помещения;

- стадийное развитие СТО, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования;

- обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

На территории СТО помимо основного здания станции и очистных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслуживания, и стоянка готовых автомобилей, которые желательно устраивать закрытыми.

Территория станции должна быть изолирована от городского движения транспорта и пешеходов. Вне территории станции размещают открытые стоянки для автомобилей клиентов и персонала СТО.

2.8.1 Научная организация труда на объекте проектирования представлена ниже

Научная организация труда (НОТ) - это комплекс технических, технологических, организационных, санитарно-гигиенических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности труда при одновременном его улучшении.

На СТО ООО «АБЦ сервис» для улучшения условий труда, повышения производительности необходимо постоянно совершенствовать научную организацию труда, например:

- улучшить организацию работ и стимулирование рабочих;

- внедрить более новое, более совершенное оборудование и инструмент, для снижения трудоемкости выполняемых работ, а следовательно и снизить уровень физического труда рабочих;

- улучшить организацию службы снабжения, для снижения времени простоя автомобиля в ремонте;

- улучшить санитарно-гигиенические условия для рабочих, т.е. поддерживать оптимальный микроклимат, обновить или отремонтировать систему вентиляции, следить за техническим состоянием имеющегося оборудования, для снижения риска несчастного случая, а также своевременно производить уборку помещений.

После проведения выше перечисленных мероприятий, направленных на улучшение научной организации труда, создадутся более комфортные условия для работы, следовательно, и повысится производительность труда.

2.8.2 Применение энергосберегающих технологий позволяет уменьшить объем и увеличить эффективность потребляемой энергии, а значит более рационально использовать энергетические ресурсы страны. С одной стороны - это позволяет беречь экологию, а с другой - сокращает расходы на энергопотребление.

Снизить энергопотребление можно на:

- освещение;

- отопление;

- вентиляции;

- использовании энергосберегающего оборудования.

Освещение.

На освещение энергопотребление можно снизить благодаря использованию энергосберегающих ламп. Преимущества энергосберегающих ламп:

- служат в 8 раз дольше;

- на 80% меньше потребляют электроэнергии;

- дает в 5 раз больше света при равном потреблении энергии;

- могут работать в постоянном режиме в местах, где требуется освещение на протяжении всех суток;

- менее чувствительны к тряске и вибрациям;

- слабо нагреваются;

- зажигаются мгновенно, без жужжания и раздражающего мерцания.

Вентиляция.

Потребление энергии системой вентиляции зависит от расхода вентиляционного воздуха, времени работы вентиляционной системы и разности температур воздуха наружного и внутреннего в помещении при общеобменной вентиляции. Поэтому для уменьшения разности

температур может быть рекомендована утилизация теплоты вытяжного воздуха, применение тепловых шахт для забора наружного воздуха. Для снижения расхода вентиляционного воздуха – применение регулируемой вентиляции, в зависимости от концентрации выделяемых вредностей, воздействуя либо на число оборотов вентилятора, либо на включение рециркуляции, где это можно (замещение части наружного воздуха рециркуляционным).

Для уменьшения потерь энергии в вентиляционных системах используется следующие решения:

- создание переходных камер на дверях;

- установка автоматической системы включения воздушных завес при открытии дверных проемов;

- уплотнение строительных ограждающих конструкций здания;

- проверка герметичности вентиляционных воздуховодов;

- отключение вентиляции в ночное и нерабочее время;

- широкое применение местной вентиляции;

- правильное согласование рабочих характеристик вентилятора с характеристикой вентиляционной системы путем подбора передаточного отношения привода вентилятора;

- своевременная очистка воздушных фильтров для уменьшения их гидравлического сопротивления;

- организация рекуперации теплоты удаляемого воздуха.

Благодаря этим решения можно значительно увеличить энергоэффективность потребления энергии на вентиляцию, но, к сожалению, законодательного ограничения потребления энергии на вентиляцию в СНиП 41-01-2003 не приводится.

Отопление.

Также стоит модернизировать системы отопления с целью понижения энергопотребления. Учитывая большие финансовые и электроэнергетические затраты на передачу тепловой энергии на большие расстояния, сопровождающиеся большими теплопотерями в магистральных и распределительных теплосетях, высокий уровень развития автоматизированных систем управления и диспетчеризации, все большее применение начинают находить системы децентрализованного комбинированного производства тепловой и электрической энергии - мини-ТЭЦ, в которой тепловая энергия топлива вначале эффективно преобразуется в электрическую (в паровых, газотурбинных и других установках) энергию, затем с пониженным потенциалом подается тепловому потребителю в виде горячей воды или пара.

Снижению энергопотребления отопления поспособствует внедрение современных систем инфракрасного излучения. Отличительный признак эффективности инфракрасной системы:

высокая температура поверхности труб. При этом понижаются конвективные теплопотери - инфракрасная составляющая повышается. Результат: максимум прямого тепла на рабочее место. Системы инфракрасного излучения имеют высокий КПД и низкое энергопотребление.

Не мало внимания стоит уделять на оборудование приобретаемое и используемое на СТО. У каждого электрооборудования есть своя потребляемая мощность, которая бывает неоправданно высокой. Поэтому при выборе оборудования стоит обращать внимание на энергопотребление, что позволит сократить расходы на энергию.

Если же применить комплексный подход к модернизации оборудования, то экономия составит до 20- 30%.

Замена же системы вентиляционного оборудования приведет к экономии порядка 15-20% электроэнергии

Сэкономленные средства можно использовать на закупку нового технологического оборудования, которое в свою очередь тоже будет отвечать требованиям по энергосбережению.

2.9 Энергоменеджемент. Научная организация труда на объекте проектирования. Энергосберегающие технологии

Энергоменеджмент – это совокупность знаний,принципов, средств и форм управления энергосбережением в целях снижения затрат на энергетические ресурсы.

Система энергоменеджмента является общепризнанным инструментом, органов государственной власти, так как в рамках реализации Федерального Закона №261 каждый субъект Российской Федерации должен был принят региональную программу энергосбережения должен был принять региональную программу энергосбережения и энергоэффективности. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Федеральный Закон №261 определяем требования по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях различной формы собственности.

Благодаря энергоменеджменту можно без больших финансовых затрат достичь существенной экономии энергии и снизить негативные последствия в случае плохой работы отопительных вентиляционных систем в зданиях.

На станции технического обслуживания «Петроскан» нужно сделать следующие действия для этого

- собрать исходные данные по использованию энергии и энергоресурсов во всех подразделениях предприятия;

- провести анализ использования энергии на аналогичных производствах и предприятиях конкурентов;

- провести анализ использования энергии на предприятии и выявить сферы наибольшей и наименьшей эффективности;

- определить долю энергозатрат в структуре себестоимости продукции, полуфабрикатов;

- определить перспективы использования энергии и энергоресурсов с выделением первоочередных и перспективных мероприятий

- подготовить отчет об оценке эффективности и надежности работы энергокомплексо с проектом программы повышения энергоэффективности;

- в проекте программы повышения энергоэффективности привести конкретные мероприятия, сроки их исполнения, расчет предполагаемого эффекта от сокращения энергозатрат и повышения надежности;

-Определить целевые показатели исполнения программы и,при необходимости,индикаторы ее исполнения по предприятию в целом и по подразделением в отдельности;

- в предложения программы включить мероприятия по повышению энергоэффективности по подразделениям с указанием мероприятий и состава исполнителей;

При разработке мероприятий по энергосбережению на предприятии необходимо помнить,что имеются следующие направления экономии

а) Экономия ТЭР путем совершенствования энергосбережения.

б) Экономия ТЭР путем совершенствования энергоиспользования.

Энергосберегающие технологии – это эффективное использование энергоресурсов за счет применения инновационных решений.которые осуществимы технически, обоснованы экономически, приемлемы с экологической и социальной точек, зрения,не изменяют привычного образа жизни.

Анализ энергетических показателей на объекте реконструкции предлагается применить следующие мероприятия Вентиляционное оборудование:

- заменить старые вентиляционные установки на новые

- внедрить экономические способы регулирования производительности вентиляторов

- предусмотреть блокировку вентиляторов тепловых завес с устройствами открытия и закрытия ворот

- предусмотреть отключение вентиляционных установок во время перерывов в работе участка

- устранение эксплуатационных дефектов и отклонений от проекта;

- внедрением АСУ вентиляционными установками.

Регулировать производительность вентиляторов можно следующими способами:

- применение многоскоростных электродвигателей (экономия электроэнергии 20-30%);

- регулирование подачи воздуха (15%);

- регулирование вытяжкой вентиляции над рабочими местами (10%);

- регулированием подачи дымососа с помощью цилиндрических направляющих аппаратов вместо дроссельных аппаратов (25%).

Следует также не допускать дефектов при монтаже, сборке и ремонте вентиляторов.

Примерно 5-10% электропотребления предприятия расходуется на функционирование системы освещения.

Система освещения:

- Применение местного освещения;

- Для помещений с высотой потолков 5 метров, установка вместо ЛЛ энергосберегающие лампы;

- Применение АСУ освещением

- Использование современной осветительной арматуры

- Использовать эффективные электрические компоненты (ПРА)

Все предлагаемые меры по освещению позволят сэкономить до 40% электроэнергии.

В разделе ТО, приведен пример расчета экономической эффективности от предполагаемых мероприятий и срок окупаемости оборудования.

Экономия электрической энергии за год W, кВт*ч определяется по формуле

W = Роб *tоб * Кэк/ 100% (2.20)

где, Кэк - коэффициент эффективности (20-40%),

tоб - время работ оборудования,

Роб – мощность оборудования, кВт

W = 25,9 *2241 * 30/100 = 17412

Wосвещ. = 5,4 * 2241 * 40/100 = 4840,5

Экономию выраженную в денежном эквиваленте ЕГ , руб. рассчитываем по следующей формуле:

ЕГ = ЕкВт * WГ (2.21)

где, ЕкВт = стоимость за 1 кВт

Принимаем ЕкВт – 7,5 кВт/ч

ЕГ = 7,5 * 17412 = 130590

ЕГосвещ. = 7,5 * 4840,5 = 36303,7

Результаты расчетов на вентиляцию и освещение сведены в таблицу 2.15

Талица 2.15 - Расчет на вентиляцию и освещение

Тип W ЕГ
Оборудование 17412 130590
Освещение 4840,5 36303,7

2.9.2. Научная организация труда на участке ТО

Научная организация труда (НОТ) - это комплекс технических, технологических, организационных, санитарно-гигиенических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности труда при одновременном его улучшении.

На СТО «Петроскан» для улучшений условий труда, повышения производительности необходимо постоянно совершенствовать научную организацию труда, например:

- улучшить организацию работ и стимулировать рабочих,

- внедрить более новое, более совершенное оборудование и инструмент для снижения трудоемкости выполняемых работ, а следовательно и снизить уровень физического труда рабочих,

- улучшить организацию службы снабжения, для снижения времени простоя автомобиля в ремонте,

- улучишь санитарно-гигиенические условия для рабочих, т.е. поддерживать оптимальный микроклимат, обновить или отремонтировать систему вентиляции, следить за техническим состоянием имеющегося оборудования, для снижения риска несчастного случая, а также своевременно производить уборку помещений,

После проведения выше перечисленных мероприятий, направленных на улучшение научной организации труда, создаются более комфортные условия для работы, следовательно, повысится производительность труда.

2.9.3. Применение энергосберегающих технологий на объекте проектирования.

Энергосбережение – это экономика топливо-энергетических ресурсов и связанных с ними затрат при производстве продукции и услуг, получаемая при соблюдении технических параметров обеспечивающих их высокое качество, отвечающие требованием нормативов и стандартов. Решается правовыми, организационными, научными, производственными, техническими и экономическими методами, направленными на эффективное использование топливо-энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Повышение цена на энергоносители делает задачу энергоснабжения экономически актуальной. Необходимо использовать все полезное, накопленное в прошлые годы, применять последние технические достижения в области энергосбережения. Развитие техники на новом уровне возвращает интерес к ранее забытым техническим решениям по энергосбережению – они становятся экономически востребованными.

Примерно 5-10% энергопотребления предприятия расходуется на функционирование системы освещения. В ходе энергоаудита необходимо проверить степень использования естественного и применение эффективных источников искусственного освещения, а так же применение новых технологий его регулирования.

Рекомендуется шире применять местные источники освещения и современные системы управления. Автоматическое поддерживание заданного уровня освещенности с помощью частотных регуляторов питания люминесцентных ламп, частота которых пропорциональна требуемой мощности освещения, позволяет достичь экономии электроэнергии до 25-30%.

Использование современной осветительной арматуры, например применение пленочных отражателей на люминесцентных светильниках позволяет сократить на 40% число ламп и, следовательно, мощность светильников.

Комплексная модернизация системы (применение аппаратуры для зонального отключения освещения, использование эффективных электротехнических компонентов светильников) позволяет экономить до 20-30% электроэнергии при среднем сроке окупаемости 1,5-2 года.

Нормативно-правовая база энергосбережения в России представлена ниже:

- Федеральный Закон №147-ФЗ от 17.08.1995 «о естественных монополиях», определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий. Законом регулируется структура затрат на услуги по передаче тепловой и электрической энергии. Используется ценовое регулирование естественных монополий, определение потребителей или установление минимального уровня их обеспечения.

Федеральный закон «Об энергосбережение» №28 ФЗ от 03.04.1996 определяют: порядок разработки и государственного надзора за реализацией энергосберегающей политики; источники финансирования; обязательность оснащения предприятий и организаций приборами учета и контроля, энергетических обследований и организации государственной статистики в области энергосбережения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: