Экономическая теория бюрократии

Одно из наиболее ярких проявлений провалов государства и соответственно порождаемую им неэффективность может демонстрировать поведение бюрократии. Бюрократия представлена через систему бюро, т. е. органов (учреждений) исполнительной власти, ответственных за поставки услуг общественного сектора конечному потребителю. Подчеркнем, что здесь и далее рассматривается исключительно государственная, а не внутрифирменная бюрократия. Бюро есть неприбыльная государственная организация, финансируемая непосредственно из бюджета. Его принципиальное отличие от фирмы (в том числе и государственной), во-первых, в том, что оно не получает доход с продаж, поскольку поставляет преимущественно общественные блага, а во-вторых, в том, что его предложение зависит не от цены, а от выделенного бюджета.

Существенным признаком бюрократии является тот факт, что она не избирается, а назначается. Долгое время понимание бюрократии определяла разработанная немецким социологом XIX в. М. Вебером концепция, изображавшая ее как лишенную собственных амбиций верную служанку своих политических хозяев (избираемых народом представителей власти). Отсюда часто о такой идеализированной бюрократии говорят как о "веберовской бюрократии". Она снабжает объективной информацией выбираемых политиков, применяет существующее законодательство и гарантирует эффективную доставку товаров и услуг общественного сектора избирателям (потребителям).

В современных представлениях, особенно в теории общественного выбора, бюрократия, подобно избирателям и политикам, имеет свой собственный интерес, а следовательно, ищет пути максимизации собственной полезности. Основной вклад в новую теорию бюрократии внес американский экономист В. Нисканен. 7 В соответствии с его позицией аргументами функции полезности бюрократа являются жалованье, число подчиненных и их зарплата, общественная репутация, сопутствующие должности блага,8 власть и статус. Поскольку большинство этих аргументов в функции полезности бюрократа напрямую зависят от величины бюджета, то отсюда следует, что максимизирующий полезность бюрократ стремится максимизировать бюджет. Поэтому бюрократ отнюдь не нейтральная фигура в процессе разработки и принятии бюджета.


[1] Свод законов Российской империи (СЗ РИ). Спб., 1896. Т.3. Ст. 244.

[2] Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во 2-ой половине XIX века. М., 1971, С.4,13.

[3] Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1888. С.1.

[4] Даль В.И. Толковый словарь в 4-х тт. М., 1991. С.605.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Большой энциклопедический словарь. М.,1998. С.1353.

[8] Словарь русского языка: В 4-х тт., 1999. Т.4. С-Я. 1999. С.678.

[9] Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С.

[10] Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1901. Т.1. С.375.

[11] Ивановский В.В. Бюрократия как самостоятельный общественный класс // Русская мысль. 1903. №8. С.2.

[12] Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1901. Т.1. С.375.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: