Основы внутрифирменного прогнозирования
Сущность внутрифирменного прогнозирования
4.2. Прогнозирование сбыта (продажи) продукции
Сущность внутрифирменного прогнозирования
Задачи рационального хозяйствования во многом зависят от качества прогнозов. Экономическое прогнозирование способствует определению целей деятельности фирмы путем исследования тенденций среды хозяйствования, в том числе сильных и слабых сторон собственной организации.
Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:
♦ выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;
♦ анализ потенциала фирмы;
♦ выявление альтернатив развития;
♦ определение проблем, требующих решения в прогнозный период;
♦ определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые будут необходимы фирме для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов.
|
|
Прогнозные расчеты фирмы предусматривают использование: во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показателей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей.
Если фирма в настоящее время получает хорошую прибыль, то вовсе не следует, что так будет всегда. Может измениться конъюнктура рынка, могут появиться неблагоприятные обстоятельства деятельности. Фирма, ориентирующаяся только на текущий экономический успех, может выиграть в прибыли сегодня, но, потеряв время, проиграть будущую прибыль и в конечном счете потерять свой рынок товара. На смену цели — максимизация сегодняшней прибыли — приходит понимание иной цели — выигрыш в перспективной борьбе за рынок. И вторая цель оказывается более значимой. Борьба за рынок требует предвидения, начальным этапом которого является прогноз.
Предприниматель всегда озабочен получением прибыли, которая зависит от его действий на рынке. Зачастую ему не хочется поступиться текущей прибылью ради будущей. Поэтому обращение к будущему происходит лишь тогда, когда это действительно может обеспечить предпринимателю будущие доходы. Для этого необходим качественный прогноз: фирме нужен объективный разбор вариантов будущего состояния, что способен выполнить лишь квалифицированный специалист. Однако расходы на выполнение качественного прогноза не должны превышать возможные доходы от будущего преимущества фирмы, достигнутого за счет предвидения грядущих обстоятельств деятельности.
|
|
В любой фирме возможны как текущие, так и долгосрочные проблемы. Для решения долгосрочных проблем полезно абстрагироваться от привычного взгляда на обязательства и сложившиеся ограничения текущего характера. За пределами текущих задач предприниматель как бы освобождается от прошлого груза, от инерции и предвзятости привычных представлений и ранее принятых решений, которые с течением времени стали устаревшими и тормозят развитие. Фирма может в ходе прогнозирования пересмотреть все или некоторые свои проблемы с учетом новых идей, новой информации и иных мнений. При взгляде на долгосрочную перспективу, как правило, резко расширяется свобода действий. И в этом тоже заслуга прогнозирования.
Чем крупнее фирма, тем больше она делает вложений в будущее, тем важнее для нее прогнозы, которые могут стать основой стратегического плана.
Однако не только крупный бизнес, но и малые предприятия не могут существовать, не обращаясь к прогнозам. Обращение к будущему может обеспечить стабильные долговременные доходы. И если прогнозы в состоянии обеспечить нормальную деятельность, стабильность и конкурентоспособность в течение достаточно длительного времени, то они признаются необходимыми. Если же предприниматель считает, что ситуация на рынке меняется так стремительно, что нет необходимости тратить время на разработку долгосрочной перспективы, то и в этом есть определенный смысл. Именно так считают многие российские предприниматели, обеспокоенные политической и экономической нестабильностью страны. Но в условиях нормально функционирующей экономики предприниматель всегда осознает необходимость прогнозирования своей будущей деятельности.
Фирмы используют различные временные прогнозы — от оперативных до дальнесрочных. Но основное место занимают долгосрочные прогнозы. Прогнозирование фирмы включает:
1) составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса;
2) разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.
Прогнозы показателей внешней среды являются исходными для экономических расчетов, определяют последующие прогнозы и планы объемных и качественных показателей фирмы. К этой первой группе относятся прогнозы:
♦ экономического состояния региона;
♦ отдельных предприятий-конкурентов;
♦ спроса на товары, производимые или продаваемые фирмой;
♦ конъюнктуры рынка;
♦ новых потребностей и технологий на рынке товара и другие.
Качество этих прогнозов определяется квалификацией прогнозиста и полнотой используемой объективной информации, которая, к сожалению, не всегда бывает доступной для фирмы. Информации никогда не бывает достаточно, так как она может быть достоверной по прошлому и настоящему времени, но не по будущему.
Прогнозы внешней среды бывают более точными, если они выполняются специальными фирмами или научными учреждениями, например, по заказу государства или региональных властей. Часть этих прогнозов регулярно публикуется в периодической печати, другие можно приобрести в специальных службах.
Для любого предприятия, главная экономическая цель которого — получение прибыли, понятно, что достичь эту цель можно, лишь выполняя общие "правила игры" на рынке, сообразуя свои возможности и действия с требованиями рынка. Зная прогнозы развития экономики спроса и предложения, новых технологий, состояния конъюнктуры и др.,, фирме легче определиться со своей стратегией развития и разработать политику действий в области маркетинга, инвестиций, инноваций и кадров. Основополагающим в этой группе прогнозов фирмы является прогноз спроса.
|
|
Ко второй группе относятся прогнозы большей части объемных и качественных показателей деятельности фирмы. Чем важнее показатель, тем выше вероятность того, что его планирование будет построено на основе прогноза, т. е. с учетом объективно складывающихся тенденций рынка и условий деятельности. Фирме для обоснования своей долгосрочной перспективы нет необходимости сразу выполнять планирование с его детальной проработкой мер управления. На начальном этапе обоснования показателя достаточно составить прогноз, а далее, в случае соответствующего решения высшего руководства фирмы, возможен непосредственный переход к планированию с разработкой конкретных мер достижения поставленных целей силами работников фирмы.
Прогнозирование показателей деятельности фирмы призвано определить цели на перспективу. Имеется немало фирм, у которых отсутствуют четкие представления о целях деятельности. Разумеется, у них есть единая экономическая цель любого бизнеса — максимизация прибыли. Понятно, что эта цель может быть достигнута разными путями. Например, рост прибыли возможен как при увеличении объема деятельности, так и при минимизации издержек. Однако хорошо известно, что невозможно одновременно добиться увеличения объема деятельности и снижения издержек: рост объема работы, как правило, требует роста затрат, а минимизация издержек связана с неизменным или даже снижающимся объемом деятельности. Поэтому вначале бывает полезен прогноз возможного состояния фирмы в будущем, которое сложится под влиянием внешних условий деятельности, а затем уже его проработка по вариантам согласно желаемым целям хозяйствования. Такой прогноз, вернее, его лучший вариант в дальнейшем может стать основой планирования. В этом и проявляется реальная польза подобного прогноза для фирмы: она состоит в обосновании перспективных целей деятельности, а также действий по их достижению. Фирма может разрабатывать следующие основные виды прогнозов состояния внешней среды:
|
|
♦ экономический;
♦ спроса и объема сбыта;
♦ технологический;
♦ объема инвестиций;
♦ хозяйственного риска.
Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии экономики страны, территориального бассейна или конкретного геополитического региона. Возможен экономический прогноз по отдельной сфере, например, в области финансов, банковской деятельности, налогообложения, т. е. по различным факторам, влияющим на развитие любого вида предпринимательства. Такой прогноз фирма может составлять с учетом имеющейся информации, опубликованной в периодической печати.
Прогноз спроса является частью экономического прогноза, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Прогноз спроса основывается на опубликованных или рассчитанных специализированным учреждением данных, но составляется на уровне фирмы, отражая ее конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбыта, объема продажи, а далее — всех остальных экономических обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последующие расчеты фирмы: что надо производить, в каком объеме, кому и по какой цене продавать, какие для этого потребуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность.
Технологический прогноз охватывает уровень технического прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы. Например, фирма, занимающаяся производством или продажей компьютеров, должна знать прогноз технических возможностей по расширению объема памяти на дискетах. Прогноз технологических прорывов подскажет фирме, нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в расширение уже имеющегося производства; в) ориентироваться в будущем на новые технологические проекты. Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы.
Прогнозирование сбыта (продажи) продукции
Прогноз сбыта (продажи) продукции включает определение основных объемных показателей деятельности фирмы и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов фирмы.
С объемом сбыта связаны следующие объемные показатели деятельности фирмы:
♦ в промышленности и сельском хозяйстве — объем товарной и реализованной продукции;
♦ в торговле — объем розничного и оптового товарооборота;
♦ в сфере услуг — объем производимых услуг;
♦ на транспорте — грузооборот, общий пробег и объем перевозимых грузов (пассажиров);
♦ в строительстве — объем капитальных вложений (долгосрочных материальных инвестиций), в том числе строительно-монтажные работы, и ввод в действие основных фондов.
Эти показатели в условиях коммерциализации деятельности фирм определяют объем сбыта (продажи). Показатель сбыта продукции имеет отношение к производственным предприятиям, показатель продажи товаров — к торговым предприятиям.
Сбыт — это продажа продукции производственного предприятия в рамках выбранной стратегии маркетинга. Прогноз сбыта — это тот центр, вокруг которого концентрируется все планирование бизнеса.
Первая задача предпринимателя — определить, что он может производить для продажи. Сбытовой потенциал фирмы формирует производственные мощности, которые, в свою очередь, определяют необходимые издержки, потребность в персонале, а в конечном итоге — финансовый план. На основе объема сбыта будет формироваться производственная программа деятельности, определяться объем закупок сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретение оборудования, сроки их поставок, будут заключаться хозяйственные договоры.
Прогноз сбыта касается всех подразделений фирмы. Поэтому свою работу они должны строить в соответствии с задачами, вытекающими из общих задач фирмы по маркетингу, в том числе сбыту.
Прогноз сбыта разрабатывается для любого периода упреждения. Например, краткосрочный прогноз сбыта может быть сроком до одного года. Если у фирмы имеется сезонность в производстве или продаже, то она может составлять и второй прогноз сбыта — как вариант на один производственный цикл внутри краткосрочного прогноза. Краткосрочный прогноз сбыта используется в качестве основы для планирования маркетинга, обоснования планов сбыта и производства, рабочей силы и финансов. Такой прогноз обязательно разбивается на более мелкие периоды: полугодия и кварталы. Таким образом, краткосрочный прогноз сбыта является основой для планирования ресурсных потребностей фирмы (материальных, трудовых, финансовых и иных).
Среднесрочный прогноз сбыта — это обычно проекция существующих тенденций в будущее с учетом возможного воздействия предполагаемых изменений в численности покупателей, конъюнктуре рынка и изменений других факторов. Он используется для установления сроков планов, из которых будет складываться стратегия развития фирмы и прогнозироваться хозяйственный риск.
Долгосрочный прогноз сбыта позволяет заложить фундамент для производства новых видов продукции (товаров) и технологических процессов с учетом научно-исследовательской деятельности, что наиболее характерно для крупных фирм.
Прогноз сбыта содержит разные измерители. Но среди них обязательно должны быть количество единиц продукции и цена.
Прогноз сбыта подготавливается отделом маркетинга и после рассмотрения высшим руководством фирмы сообщается всем ее подразделениям. Особенно это касается отделов по работе с конкретными видами продукции. В фирме может создаваться группа (отдел) по разработке нового вида продукции. Прогноз сбыта будет учитывать наименования как уже производимой продукции, так и новые ее виды, в том числе их производство по годам в будущем.
Если говорить о качестве прогнозирования сбыта, то для этого необходимо: деловое мышление, аналитические рассуждения и удача.
Искусство экономического предвидения зачастую выходит за рамки методологии прогнозирования или планирования, которые больше отражают технологию расчетов. Оно требует предпринимательского чутья. Весьма существенный урон фирме наносит некачественный прогноз. Так, если фактическое состояние сбыта будет ниже или выше прогнозной величины, то это определит потери фирмы в прибыли. Для нивелирования подобных проблем требуется квалифицированный подход к прогнозированию сбыта.
При разработке прогноза сбыта пользуются той же типовой информацией, что и при прогнозе спроса. Это сведения: о конъюнктуре рынка; состоянии экономики в целом, в том числе в регионе; о перспективах товарного предложения; условиях деятельности (существования) фирмы и проч.
Прогноз конъюнктуры рынка во многом связан с прогнозом спроса, который должен дополняться прогнозом товарного предложения, в том числе за счет импорта. Здесь, конечно, нужна точная и достоверная информация.
Прогноз состояния экономики в целом базируется на прогнозе социально-экономических показателей, разрабатываемых по заказу правительственных (государственных) ведомств специальными научными учреждениями и фирмами.
Прогноз экономического положения в данной отрасли будет включать:
♦ связь фирмы с иными отраслевыми субъектами хозяйствования;
♦ конкурентов (с учетом их силы и агрессивности, сильных и слабых сторон);
♦ тенденции данного товарного рынка;
♦ цены;
♦ состояние рабочей силы и ее квалификацию.
Для прогноза существования фирмы важно учитывать:
♦ динамику ее цен на продукцию;
♦ возможные изменения в каналах распределения продукции;
♦ изменения в программах продвижения продукции;
♦ любые новые виды продукции или их модернизацию;
♦ изменения в производственных мощностях;
♦ квалификацию персонала;
♦ дилерскую и иную сеть;
♦ финансовое состояние фирмы.
Прогноз сбыта включает такие показатели, как наименование видов продукции и их физический объем. Кроме того, он может включать: цены на различные виды продукции; потребность в производственных мощностях, площадях, техническом парке машин и оборудования; потребность в капитале (основном и оборотном) и потребность в рабочей силе; наконец, общий бюджет прогноза сбыта.,
Рекомендуется, чтобы прогноз сбыта охватывал регионы (в том числе согласно их ранжированию по прибыльности); периоды; каналы распределения; методы сбыта (продажи).
Примерно по этой же схеме строится и план сбыта, но, конечно, он должен быть более детализированным, более конкретным и увязан с финансово-организационными аспектами осуществления. Некоторые фирмы предпочитают не составлять план сбыта, ограничиваясь разработкой его прогноза и составлением политики сбыта.
Обоснование объема сбыта рекомендуется производить с учетом прогнозов: спроса на продукцию (товары), производимые или. продаваемые фирмой; капитала, прибыли и рентабельности работы.
Применяются следующие основные методы прогнозирования сбыта:
1. Метод экспертных оценок (в том числе мнение группы руководителей и комбинация мнений работников сбыта).
2. Экстраполяция тенденций и цикла. При использовании этого метода неизбежны ошибки, однако он неизменно применяется при прогнозировании сбыта, хотя высокая стохастичность социально-экономических явлений, характерная для России в настоящее время, не способствует высокой точности прогноза, определенного посредством этого метода.
3. Прогнозирование по портфелю заказов, т. е. на основе имеющихся или предполагаемых заказов потенциальных покупателей продукции, что является предпочтительным для формирования объема сбыта в наукоемких производствах.
4. Моделирование, в том числе: на основе математической статистики; моделей разного периода упреждения; одновариантных и многовариантных моделей.
Практика показывает, что в прогнозировании сбыта наиболее успешно могут применяться следующие модели:
♦ модель постоянного потребления;
♦ прямо пропорциональная модель;
♦ сезонно-постоянная модель;
♦ сезонная модель с последовательным ростом.
Экономическая сущность прогнозов сбыта изучается логистикой. Методология прогнозирования сбыта рекомендует рассматривать прогнозы лишь как путеводную нить или вектор при обосновании плана сбыта и других планов. Желательно, чтобы окончательный вариант прогноза выбирался на основе различных методов расчетов.
Рассмотрим некоторые методы прогнозирования сбыта подробнее.
Один из методов экспертных оценок — это мнение группы руководителей. Его сущность сводится к следующему. Руководители сбытовых подразделений фирмы подготавливают расчеты будущего сбыта. Затем группа высших руководителей различных отделов фирмы рассматривает и обсуждает эти расчеты. При наличии веских аргументов первоначальный прогноз сбыта может быть скорректирован. Окончательное решение принимается комитетом в составе руководителей: а) фирмы, б) сбыта, в) производства, г) финансов.
Другой метод экспертных оценок — комбинация мнений работников сбыта — отдельных торговых агентов (продавцов) и руководителей сбыта. Подготовленные ими оценки сбыта рассматриваются вышестоящими руководителями и с учетом поправок представляются руководству фирмы.
Прогнозирование сбыта отражает системный взгляд на деятельность фирмы как целенаправленный процесс превращения потоков ресурсов в полезную продукцию. Так в объеме сбыта завершается трансформация материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в продукцию (товары, услуги).
От прогноза спроса несложно перейти к прогнозу сбыта. Но такой подход возможен лишь в условиях достаточности у фирмы капитала, в том числе интеллектуального. В этом случае объем сбыта может определяться исходя из доли рынка товара фирмы в региональном спросе данного товара.
Пример 4. Доля рынка товара "А" в фирме определена в размере 6%, а товара "В" — в размере 5,4% товарного рынка региона. Определить прогноз сбыта товаров "А" и "В" фирмы на 2008 г. Известно, что региональный прогноз спроса на товар "А" составляет на этот год 20 тыс. ед., а товара "В" — 50 тыс. ед.
Расчет. Соответственно товарным долям фирмы определяются прогнозы сбыта:
на товар "А" 20 х 0,06 = 1,2 (тыс. ед.), на товар "В" 50 х 0,054 = 2,7 (тыс. ед.).
Вывод. Прогноз спроса на товар "А" в фирме на 2008 г. составит 1,2 тыс. ед., а на товар "В" — 2,7 тыс. ед.
Такой прогноз сбыта будет достаточно точным при обоснованности регионального спроса и доли рынка товаров фирмы. Плановое обоснование этой величины, как будет показано далее, предполагает учет возможностей фирмы в области:
♦ увеличения своей доли рынка товара;
♦ сохранения доли рынка и укрепления своих позиций на нем;
♦ уменьшения доли или ухода с рынка данного товара, например, при диверсификации, убыточности или наличии сильного конкурента.
Прогнозное обоснование доли рынка товара может происходить с учетом экспертных оценок, наложенных на экстраполяцию.
Метод экстраполяции в прогнозе сбыта фирмы определяет объем деятельности как функцию времени (или иного фактора). Как обычно, в таких случаях необходим учет динамического (временного) ряда показателя.
Пример 5. Определить прогноз сбыта фирмы на 2007 г. с учетом динамического ряда показателя последних 7 лет. Исходная информация о продаже товара фирмы за 1997-2003 гг. характеризуется следующими данными (в денежных единицах):
1997 г. — 212 2001 г. – 347
1998 г. — 280 2002 г. — 356
1999 г. — 317 2003 г. — 375
2000 г. — 332
Расчет. Графическое изображение точек (рис. 4) свидетельствует о логарифмической зависимости объема сбыта. Следовательно, для экстраполяции лучше выбрать функцию по формуле (7):
у = а + blgx, (7)
где у — объем сбыта, д. ед.;
х — годы;
а — параметр функции, характеризующий влияние основных факторов на сбыт;
b — параметр функции, характеризующий дополнительные факторы влияния на сбыт.
Рис. 4. Кривая сбыта фирмы за 1997-2003 гг.
При решении системы уравнений необходимо исчислить данные для определения параметров функции (табл. 3). Решение выполняется методом наименьших квадратов:
a=y-bx=317-185.11 x 0.5289=219.095
Тогда у = 219,095 + 185,11lgx — линия тренда.
Таблица 3
Данные для определения параметров функции сбыта фирмы
Год | Порядковый номер года, n | Объем сбыта у, д. ед. | lg номера года в ряду динамики | х2 | ху |
0,000 | 0,0000 | - | |||
0,3010 | 0,0906 | 84,280 | |||
0,4771 | 0,2276 | 151,24 | |||
0,6021 | 0,3625 | 199,897 | |||
0,6990 | 0,4886 | 242,553 | |||
0,7782 | 0,6056 | 277,039 | |||
0,8451 | 0,7142 | 316,9125 | |||
Итого | 2,4891 | 1271,9215 |
Полученную формулу можно оценить по отклонениям от исходных данных трендовых значений продажи товаров (табл. 4).
Таблица 4
Данные для расчета отклонений исходных данных от трендовых значений
Порядковый номер года | У | у- | (у- )2 | |
219,1 | -7,1 | 50,41 | ||
274,8 | 5,2 | 27,04 | ||
307,4 | 9,6 | 92,16 | ||
330,6 | 1,4 | 1,96 | ||
348,5 | -1,5 | 2 25 | ||
363,2 | -7,2 | 51,84 | ||
375,5 | -0,5 | 0,25 | ||
Итого | 225,91 |
Вывод. Прогноз сбыта товара фирмы на 2007 г. может составить 419 д. ед.
Прогнозирование и планирование сбыта может происходить на основе показателей прибыли и рентабельности, необходимых фирме. Такой расчет использует понятие "точка безубыточности", которое характеризует пограничный, т. е. нулевой по прибыльности объем работы. Здесь могут использоваться следующие формулы безубыточности:
а) для производства
(8)
б) для торговли
(9)
где: Q — объем деятельности (товарная продукция или товарооборот),
F — постоянные издержки;
С — уровень переменных издержек в цене товара;
H — размер НДС;
Q 0 — оборот товаров в покупных ценах.
Знание пограничного объема деятельности, за которым для фирмы наступает сфера прибыльности, позволяет ей произвести выбор конкретной величины сбыта.
Пример 6. Определить для фирмы пограничный объем сбыта товарной продукции, при котором ее прибыль равна нулю, что необходимо для обоснования конкретного плана выпуска товарной продукции при имеющемся капитале текущих затрат. Постоянные издержки фирмы по выпуску продукции составляют 2000 д. ед., уровень переменных издержек — 30% в цене товара. Структура товарной продукции в перспективе не изменится. Рыночная цена товара — 5 д. ед. Размер НДС —18%. Расчет выполняется по формуле:
2000: (1 - 0,3 - 0,18) = 3846 (д. ед.),
или 769 ед. товара, т. е. 3846: 5 = 769 (ед.)
Вывод. Для превышения области убытков фирме необходимо производить товаров более чем 769 единиц, что в заданных условиях может обеспечить ей прибыльную работу.
Пример 7. Определить для фирмы объем продукции к выпуску, если постоянные издержки увеличатся на 10%, а рыночная цена товара снизится на 5%. Остальные условия совпадают с условиями примера 6.
Расчет. Определяется:
1) новая цена товара:
5 х 0,95 = 4,75 (д. ед.);
2) новый объем товарной продукции, при котором прибыль
равна нулю:
Q = 2000 х 1,1: (1 - 5 х 0,3: 4,75) - 0,18 = 4363 (д. ед.), или 918,6 ед. товара, т. е.
4363: 4,75 = 918,6 (ед.)
Вывод. В данном случае сфера прибыльности будет выше расчета предыдущего примера на 19,5%, или 149,6 ед. товара.
Использование точки безубыточности может способствовать обоснованию конкретного объема сбыта с учетом исходных данных по прибыли или рентабельности. Так, знание необходимой для дальнейшей деятельности фирмы прибыли (рентабельности), а также складывающихся издержек, позволяет обосновать тот объем деятельности, который обеспечит получение предусматривающихся конечных результатов деятельности. В торговой фирме для этих целей можно пользоваться формулами:
(10)
(11)
где Р — прибыль;
R— рентабельность к обороту.
Пример 8. Каким должен быть товарооборот фирмы, необходимый для получения предусматриваемой суммы прибыли. Товарооборот фирмы в покупных ценах может составить 3 000 д. ед. Постоянные издержки — 200 д. ед., уровень переменных издержек сложился в размере 6% к товарообороту. Средний размер НДС — 15,25%. Необходимая прибыль — 150 д. ед. Расчет выполняется по формуле (10):
(д. ед.)
Вывод. При указанных издержках фирме необходим объем розничного товарооборота более 3673 д. ед., что обеспечит ей прибыль, равную или выше 150 д. ед.
Пример 9. Каким должен быть розничный товарооборот фирмы для получения рентабельности в размере 3% к обороту, если оборот товаров в покупных ценах может составить 3000 д. ед., постоянные издержки — 200 д. ед., уровень переменных издержек — 6% к обороту, а средний размер НДС — 15,25%. Расчет выполняется по формуле (11):
(д. ед.)
Вывод. Для получения рентабельности торговли в размере 3% при сложившихся издержках обращения фирме нужен объем розничного товарооборота не менее 3621 д. ед.