Сущность внутрифирменного прогнозирования

Основы внутрифирменного прогнозирования

Сущность внутрифирменного прогнозирования

4.2. Прогнозирование сбыта (продажи) продукции

Сущность внутрифирменного прогнозирования

Задачи рационального хозяйствования во многом зави­сят от качества прогнозов. Экономическое прогнозирование способствует определению целей деятельности фирмы пу­тем исследования тенденций среды хозяйствования, в том числе сильных и слабых сторон собственной организации.

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы яв­ляется стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к склады­вающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это застав­ляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:

♦ выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;

♦ анализ потенциала фирмы;

♦ выявление альтернатив развития;

♦ определение проблем, требующих решения в про­гнозный период;

♦ определение уровня ресурсов (материальных, тру­довых, финансовых, интеллектуальных и иных), ко­торые будут необходимы фирме для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов.

Прогнозные расчеты фирмы предусматривают исполь­зование: во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показа­телей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей.

Если фирма в настоящее время получает хорошую при­быль, то вовсе не следует, что так будет всегда. Может измениться конъюнктура рынка, могут появиться неблагоп­риятные обстоятельства деятельности. Фирма, ориентиру­ющаяся только на текущий экономический успех, может выиграть в прибыли сегодня, но, потеряв время, проиг­рать будущую прибыль и в конечном счете потерять свой рынок товара. На смену цели — максимизация сегодняшней прибыли — приходит понимание иной цели — выигрыш в перспективной борьбе за рынок. И вторая цель оказывается более значимой. Борьба за рынок требует предвидения, на­чальным этапом которого является прогноз.

Предприниматель всегда озабочен получением прибы­ли, которая зависит от его действий на рынке. Зачастую ему не хочется поступиться текущей прибылью ради буду­щей. Поэтому обращение к будущему происходит лишь тогда, когда это действительно может обеспечить предприни­мателю будущие доходы. Для этого необходим качествен­ный прогноз: фирме нужен объективный разбор вариантов будущего состояния, что способен выполнить лишь квали­фицированный специалист. Однако расходы на выполнение качественного прогноза не должны превышать возможные доходы от будущего преимущества фирмы, достигнутого за счет предвидения грядущих обстоятельств деятельности.

В любой фирме возможны как текущие, так и долго­срочные проблемы. Для решения долгосрочных проблем по­лезно абстрагироваться от привычного взгляда на обязатель­ства и сложившиеся ограничения текущего характера. За пределами текущих задач предприниматель как бы освобож­дается от прошлого груза, от инерции и предвзятости при­вычных представлений и ранее принятых решений, кото­рые с течением времени стали устаревшими и тормозят развитие. Фирма может в ходе прогнозирования пересмотреть все или некоторые свои проблемы с учетом новых идей, но­вой информации и иных мнений. При взгляде на долгосроч­ную перспективу, как правило, резко расширяется свобода действий. И в этом тоже заслуга прогнозирования.

Чем крупнее фирма, тем больше она делает вложений в будущее, тем важнее для нее прогнозы, которые могут стать основой стратегического плана.

Однако не только крупный бизнес, но и малые пред­приятия не могут существовать, не обращаясь к прогно­зам. Обращение к будущему может обеспечить стабильные долговременные доходы. И если прогнозы в состоянии обес­печить нормальную деятельность, стабильность и конку­рентоспособность в течение достаточно длительного вре­мени, то они признаются необходимыми. Если же предпри­ниматель считает, что ситуация на рынке меняется так стремительно, что нет необходимости тратить время на раз­работку долгосрочной перспективы, то и в этом есть опре­деленный смысл. Именно так считают многие российские предприниматели, обеспокоенные политической и экономи­ческой нестабильностью страны. Но в условиях нормально функционирующей экономики предприниматель всегда осоз­нает необходимость прогнозирования своей будущей дея­тельности.

Фирмы используют различные временные прогнозы — от оперативных до дальнесрочных. Но основное место за­нимают долгосрочные прогнозы. Прогнозирование фирмы включает:

1) составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планирова­нию и отражают объективно складывающиеся условия биз­неса;

2) разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показа­тели внутренней среды хозяйствования.

Прогнозы показателей внешней среды являются исход­ными для экономических расчетов, определяют последую­щие прогнозы и планы объемных и качественных показате­лей фирмы. К этой первой группе относятся прогнозы:

♦ экономического состояния региона;

♦ отдельных предприятий-конкурентов;

♦ спроса на товары, производимые или продаваемые фирмой;

♦ конъюнктуры рынка;

♦ новых потребностей и технологий на рынке товара и другие.

Качество этих прогнозов определяется квалификацией прогнозиста и полнотой используемой объективной инфор­мации, которая, к сожалению, не всегда бывает доступной для фирмы. Информации никогда не бывает достаточно, так как она может быть достоверной по прошлому и настояще­му времени, но не по будущему.

Прогнозы внешней среды бывают более точными, если они выполняются специальными фирмами или научными учреждениями, например, по заказу государства или ре­гиональных властей. Часть этих прогнозов регулярно пуб­ликуется в периодической печати, другие можно приобре­сти в специальных службах.

Для любого предприятия, главная экономическая цель которого — получение прибыли, понятно, что достичь эту цель можно, лишь выполняя общие "правила игры" на рынке, сообразуя свои возможности и действия с требованиями рынка. Зная прогнозы развития экономики спроса и пред­ложения, новых технологий, состояния конъюнктуры и др.,, фирме легче определиться со своей стратегией развития и разработать политику действий в области маркетинга, инвестиций, инноваций и кадров. Основополагающим в этой группе прогнозов фирмы является прогноз спроса.

Ко второй группе относятся прогнозы большей части объемных и качественных показателей деятельности фирмы. Чем важнее показатель, тем выше вероятность того, что его планирование будет построено на основе прогно­за, т. е. с учетом объективно складывающихся тенденций рынка и условий деятельности. Фирме для обоснования своей долгосрочной перспективы нет необходимости сразу вы­полнять планирование с его детальной проработкой мер управления. На начальном этапе обоснования показателя достаточно составить прогноз, а далее, в случае соответ­ствующего решения высшего руководства фирмы, возмо­жен непосредственный переход к планированию с разра­боткой конкретных мер достижения поставленных целей силами работников фирмы.

Прогнозирование показателей деятельности фирмы при­звано определить цели на перспективу. Имеется немало фирм, у которых отсутствуют четкие представления о целях дея­тельности. Разумеется, у них есть единая экономическая цель любого бизнеса — максимизация прибыли. Понятно, что эта цель может быть достигнута разными путями. Например, рост прибыли возможен как при увеличении объема деятельнос­ти, так и при минимизации издержек. Однако хорошо изве­стно, что невозможно одновременно добиться увеличения объема деятельности и снижения издержек: рост объема ра­боты, как правило, требует роста затрат, а минимизация из­держек связана с неизменным или даже снижающимся объе­мом деятельности. Поэтому вначале бывает полезен прогноз возможного состояния фирмы в будущем, которое сложит­ся под влиянием внешних условий деятельности, а затем уже его проработка по вариантам согласно желаемым це­лям хозяйствования. Такой прогноз, вернее, его лучший ва­риант в дальнейшем может стать основой планирования. В этом и проявляется реальная польза подобного прогноза для фирмы: она состоит в обосновании перспективных целей дея­тельности, а также действий по их достижению. Фирма может разрабатывать следующие основные виды прогнозов состояния внешней среды:

♦ экономический;

♦ спроса и объема сбыта;

♦ технологический;

♦ объема инвестиций;

♦ хозяйственного риска.

Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии экономики страны, территориального бассейна или конкретного геополитического региона. Воз­можен экономический прогноз по отдельной сфере, напри­мер, в области финансов, банковской деятельности, нало­гообложения, т. е. по различным факторам, влияющим на развитие любого вида предпринимательства. Такой прогноз фирма может составлять с учетом имеющейся информа­ции, опубликованной в периодической печати.

Прогноз спроса является частью экономического про­гноза, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Прогноз спроса основывается на опубликованных или рас­считанных специализированным учреждением данных, но составляется на уровне фирмы, отражая ее конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбы­та, объема продажи, а далее — всех остальных экономи­ческих обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последу­ющие расчеты фирмы: что надо производить, в каком объе­ме, кому и по какой цене продавать, какие для этого по­требуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность.

Технологический прогноз охватывает уровень техничес­кого прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влия­ние на деятельность фирмы. Например, фирма, занимающа­яся производством или продажей компьютеров, должна знать прогноз технических возможностей по расширению объема памяти на дискетах. Прогноз технологических прорывов под­скажет фирме, нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в рас­ширение уже имеющегося производства; в) ориентировать­ся в будущем на новые технологические проекты. Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы.

Прогнозирование сбыта (продажи) продукции

Прогноз сбыта (продажи) продукции включает опреде­ление основных объемных показателей деятельности фир­мы и осуществляется на основе прогноза спроса, опреде­ленного для масштабов фирмы.

С объемом сбыта связаны следующие объемные пока­затели деятельности фирмы:

♦ в промышленности и сельском хозяйстве — объем товарной и реализованной продукции;

♦ в торговле — объем розничного и оптового товаро­оборота;

♦ в сфере услуг — объем производимых услуг;

♦ на транспорте — грузооборот, общий пробег и объем перевозимых грузов (пассажиров);

♦ в строительстве — объем капитальных вложений (долгосрочных материальных инвестиций), в том чис­ле строительно-монтажные работы, и ввод в дей­ствие основных фондов.

Эти показатели в условиях коммерциализации деятель­ности фирм определяют объем сбыта (продажи). Показа­тель сбыта продукции имеет отношение к производствен­ным предприятиям, показатель продажи товаров — к тор­говым предприятиям.

Сбыт — это продажа продукции производственного предприятия в рамках выбранной стратегии маркетинга. Прогноз сбыта — это тот центр, вокруг которого концент­рируется все планирование бизнеса.

Первая задача предпринимателя — определить, что он может производить для продажи. Сбытовой потенциал фирмы формирует производственные мощности, которые, в свою очередь, определяют необходимые издержки, по­требность в персонале, а в конечном итоге — финансовый план. На основе объема сбыта будет формироваться произ­водственная программа деятельности, определяться объем закупок сырья, материалов, полуфабрикатов, приобрете­ние оборудования, сроки их поставок, будут заключаться хозяйственные договоры.

Прогноз сбыта касается всех подразделений фирмы. Поэтому свою работу они должны строить в соответствии с задачами, вытекающими из общих задач фирмы по марке­тингу, в том числе сбыту.

Прогноз сбыта разрабатывается для любого периода упреждения. Например, краткосрочный прогноз сбыта может быть сроком до одного года. Если у фирмы имеется сезонность в производстве или продаже, то она может составлять и второй прогноз сбыта — как вариант на один производственный цикл внутри краткосрочного прогноза. Краткосрочный прогноз сбыта используется в качестве ос­новы для планирования маркетинга, обоснования планов сбыта и производства, рабочей силы и финансов. Такой прогноз обязательно разбивается на более мелкие перио­ды: полугодия и кварталы. Таким образом, краткосрочный прогноз сбыта является основой для планирования ресур­сных потребностей фирмы (материальных, трудовых, фи­нансовых и иных).

Среднесрочный прогноз сбыта — это обычно проек­ция существующих тенденций в будущее с учетом возмож­ного воздействия предполагаемых изменений в численнос­ти покупателей, конъюнктуре рынка и изменений других факторов. Он используется для установления сроков пла­нов, из которых будет складываться стратегия развития фирмы и прогнозироваться хозяйственный риск.

Долгосрочный прогноз сбыта позволяет заложить фун­дамент для производства новых видов продукции (товаров) и технологических процессов с учетом научно-исследова­тельской деятельности, что наиболее характерно для круп­ных фирм.

Прогноз сбыта содержит разные измерители. Но среди них обязательно должны быть количество единиц продук­ции и цена.

Прогноз сбыта подготавливается отделом маркетинга и после рассмотрения высшим руководством фирмы сообща­ется всем ее подразделениям. Особенно это касается отде­лов по работе с конкретными видами продукции. В фирме может создаваться группа (отдел) по разработке нового вида продукции. Прогноз сбыта будет учитывать наименования как уже производимой продукции, так и новые ее виды, в том числе их производство по годам в будущем.

Если говорить о качестве прогнозирования сбыта, то для этого необходимо: деловое мышление, аналитические рассуждения и удача.

Искусство экономического предвидения зачастую вы­ходит за рамки методологии прогнозирования или планиро­вания, которые больше отражают технологию расчетов. Оно требует предпринимательского чутья. Весьма существен­ный урон фирме наносит некачественный прогноз. Так, если фактическое состояние сбыта будет ниже или выше про­гнозной величины, то это определит потери фирмы в при­были. Для нивелирования подобных проблем требуется ква­лифицированный подход к прогнозированию сбыта.

При разработке прогноза сбыта пользуются той же ти­повой информацией, что и при прогнозе спроса. Это сведе­ния: о конъюнктуре рынка; состоянии экономики в целом, в том числе в регионе; о перспективах товарного предложе­ния; условиях деятельности (существования) фирмы и проч.

Прогноз конъюнктуры рынка во многом связан с про­гнозом спроса, который должен дополняться прогнозом товарного предложения, в том числе за счет импорта. Здесь, конечно, нужна точная и достоверная информация.

Прогноз состояния экономики в целом базируется на прогнозе социально-экономических показателей, разраба­тываемых по заказу правительственных (государственных) ведомств специальными научными учреждениями и фир­мами.

Прогноз экономического положения в данной отрасли будет включать:

♦ связь фирмы с иными отраслевыми субъектами хозяйствования;

♦ конкурентов (с учетом их силы и агрессивности, силь­ных и слабых сторон);

♦ тенденции данного товарного рынка;

♦ цены;

♦ состояние рабочей силы и ее квалификацию.

Для прогноза существования фирмы важно учитывать:

♦ динамику ее цен на продукцию;

♦ возможные изменения в каналах распределения про­дукции;

♦ изменения в программах продвижения продукции;

♦ любые новые виды продукции или их модернизацию;

♦ изменения в производственных мощностях;

♦ квалификацию персонала;

♦ дилерскую и иную сеть;

♦ финансовое состояние фирмы.

Прогноз сбыта включает такие показатели, как наиме­нование видов продукции и их физический объем. Кроме того, он может включать: цены на различные виды продук­ции; потребность в производственных мощностях, площа­дях, техническом парке машин и оборудования; потреб­ность в капитале (основном и оборотном) и потребность в рабочей силе; наконец, общий бюджет прогноза сбыта.,

Рекомендуется, чтобы прогноз сбыта охватывал регио­ны (в том числе согласно их ранжированию по прибыльности); периоды; каналы распределения; методы сбыта (про­дажи).

Примерно по этой же схеме строится и план сбыта, но, конечно, он должен быть более детализированным, бо­лее конкретным и увязан с финансово-организационными аспектами осуществления. Некоторые фирмы предпочита­ют не составлять план сбыта, ограничиваясь разработкой его прогноза и составлением политики сбыта.

Обоснование объема сбыта рекомендуется производить с учетом прогнозов: спроса на продукцию (товары), произ­водимые или. продаваемые фирмой; капитала, прибыли и рентабельности работы.

Применяются следующие основные методы прогнози­рования сбыта:

1. Метод экспертных оценок (в том числе мнение груп­пы руководителей и комбинация мнений работников сбыта).

2. Экстраполяция тенденций и цикла. При использова­нии этого метода неизбежны ошибки, однако он неизменно применяется при прогнозировании сбыта, хотя высокая стохастичность социально-экономических явлений, характер­ная для России в настоящее время, не способствует высо­кой точности прогноза, определенного посредством этого метода.

3. Прогнозирование по портфелю заказов, т. е. на осно­ве имеющихся или предполагаемых заказов потенциаль­ных покупателей продукции, что является предпочтитель­ным для формирования объема сбыта в наукоемких произ­водствах.

4. Моделирование, в том числе: на основе математичес­кой статистики; моделей разного периода упреждения; одновариантных и многовариантных моделей.

Практика показывает, что в прогнозировании сбыта наи­более успешно могут применяться следующие модели:

♦ модель постоянного потребления;

♦ прямо пропорциональная модель;

♦ сезонно-постоянная модель;

♦ сезонная модель с последовательным ростом.

Экономическая сущность прогнозов сбыта изучается ло­гистикой. Методология прогнозирования сбыта рекоменду­ет рассматривать прогнозы лишь как путеводную нить или вектор при обосновании плана сбыта и других планов. Же­лательно, чтобы окончательный вариант прогноза выбирался на основе различных методов расчетов.

Рассмотрим некоторые методы прогнозирования сбыта подробнее.

Один из методов экспертных оценок — это мнение груп­пы руководителей. Его сущность сводится к следующему. Руководители сбытовых подразделений фирмы подготавли­вают расчеты будущего сбыта. Затем группа высших руко­водителей различных отделов фирмы рассматривает и об­суждает эти расчеты. При наличии веских аргументов пер­воначальный прогноз сбыта может быть скорректирован. Окончательное решение принимается комитетом в составе руководителей: а) фирмы, б) сбыта, в) производства, г) фи­нансов.

Другой метод экспертных оценок — комбинация мне­ний работников сбыта — отдельных торговых агентов (про­давцов) и руководителей сбыта. Подготовленные ими оцен­ки сбыта рассматриваются вышестоящими руководителями и с учетом поправок представляются руководству фирмы.

Прогнозирование сбыта отражает системный взгляд на деятельность фирмы как целенаправленный процесс пре­вращения потоков ресурсов в полезную продукцию. Так в объеме сбыта завершается трансформация материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в продукцию (то­вары, услуги).

От прогноза спроса несложно перейти к прогнозу сбы­та. Но такой подход возможен лишь в условиях достаточ­ности у фирмы капитала, в том числе интеллектуального. В этом случае объем сбыта может определяться исходя из доли рынка товара фирмы в региональном спросе данного товара.

Пример 4. Доля рынка товара "А" в фирме определена в размере 6%, а товара "В" — в размере 5,4% товарного рынка региона. Определить прогноз сбыта товаров "А" и "В" фирмы на 2008 г. Известно, что региональный прогноз спроса на товар "А" составляет на этот год 20 тыс. ед., а товара "В" — 50 тыс. ед.

Расчет. Соответственно товарным долям фирмы определяются прогнозы сбыта:

на товар "А" 20 х 0,06 = 1,2 (тыс. ед.), на товар "В" 50 х 0,054 = 2,7 (тыс. ед.).

Вывод. Прогноз спроса на товар "А" в фирме на 2008 г. соста­вит 1,2 тыс. ед., а на товар "В" — 2,7 тыс. ед.

Такой прогноз сбыта будет достаточно точным при обо­снованности регионального спроса и доли рынка товаров фирмы. Плановое обоснование этой величины, как будет показано далее, предполагает учет возможностей фирмы в области:

♦ увеличения своей доли рынка товара;

♦ сохранения доли рынка и укрепления своих позиций на нем;

♦ уменьшения доли или ухода с рынка данного това­ра, например, при диверсификации, убыточности или наличии сильного конкурента.

Прогнозное обоснование доли рынка товара может про­исходить с учетом экспертных оценок, наложенных на эк­страполяцию.

Метод экстраполяции в прогнозе сбыта фирмы опре­деляет объем деятельности как функцию времени (или ино­го фактора). Как обычно, в таких случаях необходим учет динамического (временного) ряда показателя.

Пример 5. Определить прогноз сбыта фирмы на 2007 г. с учетом динамического ряда показателя последних 7 лет. Исходная информация о продаже товара фирмы за 1997-2003 гг. характеризуется следующими данными (в денежных единицах):

1997 г. — 212 2001 г. – 347

1998 г. — 280 2002 г. — 356

1999 г. — 317 2003 г. — 375

2000 г. — 332

Расчет. Графическое изображение точек (рис. 4) свидетель­ствует о логарифмической зависимости объема сбыта. Следо­вательно, для экстраполяции лучше выбрать функцию по фор­муле (7):

у = а + blgx, (7)

где у — объем сбыта, д. ед.;

х — годы;

а — параметр функции, характеризующий влияние основных факторов на сбыт;

b — параметр функции, характеризующий дополнительные факторы влияния на сбыт.

Рис. 4. Кривая сбыта фирмы за 1997-2003 гг.

При решении системы уравнений необходимо исчислить дан­ные для определения параметров функции (табл. 3). Решение выполняется методом наименьших квадратов:

a=y-bx=317-185.11 x 0.5289=219.095

Тогда у = 219,095 + 185,11lgx — линия тренда.

Таблица 3

Данные для определения параметров функции сбыта фирмы

Год Порядковый номер года, n Объем сбыта у, д. ед. lg номера года в ряду динамики х2 ху
      0,000 0,0000 -
      0,3010 0,0906 84,280
      0,4771 0,2276 151,24
      0,6021 0,3625 199,897
      0,6990 0,4886 242,553
      0,7782 0,6056 277,039
      0,8451 0,7142 316,9125
Итого       2,4891 1271,9215

Полученную формулу можно оценить по отклонениям от ис­ходных данных трендовых значений продажи товаров (табл. 4).

Таблица 4

Данные для расчета отклонений исходных данных от трендовых значений

Порядковый номер года У у- (у- )2
    219,1 -7,1 50,41
    274,8 5,2 27,04
    307,4 9,6 92,16
    330,6 1,4 1,96
    348,5 -1,5 2 25
    363,2 -7,2 51,84
    375,5 -0,5 0,25
Итого       225,91

Вывод. Прогноз сбыта товара фирмы на 2007 г. может составить 419 д. ед.

Прогнозирование и планирование сбыта может проис­ходить на основе показателей прибыли и рентабельности, необходимых фирме. Такой расчет использует понятие "точка безубыточности", которое характеризует пограничный, т. е. нулевой по прибыльности объем работы. Здесь могут использоваться следующие формулы безубыточности:

а) для производства

(8)

б) для торговли

(9)

где: Q — объем деятельности (товарная продукция или то­варооборот),

F — постоянные издержки;

С — уровень переменных издержек в цене товара;

H — размер НДС;

Q 0 — оборот товаров в покупных ценах.

Знание пограничного объема деятельности, за которым для фирмы наступает сфера прибыльности, позволяет ей произвести выбор конкретной величины сбыта.

Пример 6. Определить для фирмы пограничный объем сбыта товарной продукции, при котором ее прибыль равна нулю, что необходимо для обоснования конкретного плана вы­пуска товарной продукции при имеющемся капитале текущих затрат. Постоянные издержки фирмы по выпуску продукции составляют 2000 д. ед., уровень переменных издержек — 30% в цене товара. Структура товарной продукции в перспекти­ве не изменится. Рыночная цена товара — 5 д. ед. Размер НДС —18%. Расчет выполняется по формуле:

2000: (1 - 0,3 - 0,18) = 3846 (д. ед.),

или 769 ед. товара, т. е. 3846: 5 = 769 (ед.)

Вывод. Для превышения области убытков фирме необходимо производить товаров более чем 769 единиц, что в заданных условиях может обеспечить ей прибыльную работу.

Пример 7. Определить для фирмы объем продукции к выпуску, если постоянные издержки увеличатся на 10%, а рыночная цена товара снизится на 5%. Остальные условия со­впадают с условиями примера 6.

Расчет. Определяется:

1) новая цена товара:

5 х 0,95 = 4,75 (д. ед.);

2) новый объем товарной продукции, при котором прибыль
равна нулю:

Q = 2000 х 1,1: (1 - 5 х 0,3: 4,75) - 0,18 = 4363 (д. ед.), или 918,6 ед. товара, т. е.

4363: 4,75 = 918,6 (ед.)

Вывод. В данном случае сфера прибыльности будет выше рас­чета предыдущего примера на 19,5%, или 149,6 ед. товара.

Использование точки безубыточности может способство­вать обоснованию конкретного объема сбыта с учетом ис­ходных данных по прибыли или рентабельности. Так, зна­ние необходимой для дальнейшей деятельности фирмы при­были (рентабельности), а также складывающихся издержек, позволяет обосновать тот объем деятельности, который обеспечит получение предусматривающихся конечных ре­зультатов деятельности. В торговой фирме для этих целей можно пользоваться формулами:

(10)

(11)

где Р — прибыль;

R— рентабельность к обороту.

Пример 8. Каким должен быть товарооборот фирмы, не­обходимый для получения предусматриваемой суммы прибыли. Товарооборот фирмы в покупных ценах может составить 3 000 д. ед. Постоянные издержки — 200 д. ед., уровень переменных издержек сложился в размере 6% к товарообороту. Средний размер НДС — 15,25%. Необходимая прибыль — 150 д. ед. Расчет выполняется по формуле (10):

(д. ед.)

Вывод. При указанных издержках фирме необходим объем роз­ничного товарооборота более 3673 д. ед., что обеспечит ей прибыль, равную или выше 150 д. ед.

Пример 9. Каким должен быть розничный товарооборот фирмы для получения рентабельности в размере 3% к оборо­ту, если оборот товаров в покупных ценах может составить 3000 д. ед., постоянные издержки — 200 д. ед., уровень пере­менных издержек — 6% к обороту, а средний размер НДС — 15,25%. Расчет выполняется по формуле (11):

(д. ед.)

Вывод. Для получения рентабельности торговли в размере 3% при сложившихся издержках обращения фирме нужен объем розничного товарооборота не менее 3621 д. ед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: